Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Фазлеева Зульфия Михайловна

    Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром. -развивающие: Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием. -воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Тип урока: изучение нового материала Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Леса России75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Леса России

    Цели урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

    Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    Звучит запись «Голоса птиц».

    – Здравствуй, лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чём шумишь листвою

    Ночью тёмной, грозовою?

    Что там шепчешь на заре,

    Весь в росе как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Всё открой, не утаи:

    Ты же видишь – мы свои!

    С. Погореловский

    – В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, В какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

    – Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, – «Леса России» (записать на доске и в тетрадях). (Презентация «Леса России» №4)

    – А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

    – Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» это значит «тёмный, страшный, как в сказке»). Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.

    – Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.

    II. Проверка знаний и умений.

    – По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)  (Слайд №2 «Тайга»)

    – Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

    Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.

    Индивидуальная работа по карточкам.

    1. Перечислите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
    2. Перечислите экологические проблемы тундры.

    III. Работа над новой темой.

    Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).

    – Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

    Карточка – «помогай-ка» (раздаётся на каждую парту):

    1. Где находится зона лесов относительно тундры?
    2. Какая у зоны лесов земная поверхность?
    3. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

    Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.

    Рассказ учителя:

    Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Это природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. (Слайд №1 «Виды леса»)

    – Как вы думаете, какие деревья буду расти в тайге?

    – Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

    – К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.  (Слайд №1 «Виды леса»)

    – Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.  (Слайд №1 «Виды леса»)

    IV. Физкультминутка.

    - По родному краю

    Дружно мы шагаем. (Марш на месте)

    Справа от нас зелёный луг. (Повороты)

    Слева находится лес. (Поворот)

    В таком лесу полно чудес.

    Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)

    Филин крыльями машет. Ух!

    Аж захватывает дух! (Махи руками)

    Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)

    Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

    V. Продолжение новой темы.

    – Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

    – О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!  (Слайд №3 «Виды леса»)

    VI. Закрепление.

    – Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)  (Презентация «Леса России» №4)

    – Запишем это в схеме:

    – Запишите две-три цепи питания, характерные для леса.

    Растения  заяц-беляк рысь;

    Растения мышь-полёвка соболь

    VII. Подведение итогов урока.

    Выставление оценок. Домашнее задание.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    Леса России

    (Тема урока)

    Ф.И.О. (полностью)

    Фазлеева Зульфия Михайловна

    Место работы

    Менделеевское бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

    Должность

    Учитель начальных классов

    Предмет

    Окружающий мир (человек, природа, общество)

    Класс

    Тема и номер урока в теме

    «Леса России», урок 16

    Базовый учебник

    «Школа России», А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» в двух частях Москва «Просвещение», 2013

    1. Цель  урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

    9. Задачи:

    -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.

    -развивающие: Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, гербарием.

    -воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

    1. Тип урока:  изучение нового материала
    2. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
    3. Необходимое техническое оборудование: Карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка
    4. Структура и ход  урока.

    Таблица 1.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность

    ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    1

    Организаци  

    онный момент.

    Сообщение темы и целей урока.

    Презентация «Леса России» №4

    Организует класс.

    Читает стихотворение.

    Ведёт беседу.

    Слушают, отвечают на вопросы.

    Рассматривают картинку.

    2

    Проверка знаний и умений.

    Слайд №2 «Тайга»

    Задаёт вопросы.

    Раздаёт индивидуальные карточки.

    Отвечают на вопросы.

    Работа по индивидуальным карточкам. Рассматривают слайд.

    3

    Работа над новой темой.

    Слайд №1 «Виды леса»

    Задаёт вопросы.

    Рассказывает новый материал.

    Отвечают на вопросы.

    Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд.

    4

    Физкульт

    минутка.

    Показывает и выполняет упражнения.

    Выполняют упражнения.

    5

    Продолжение новой темы.

    Слайд №3 «Виды леса»,

    Презентация «Леса России» №4

    Рассказывает материал.

    Слушают рассказ учителя. Рассматривают слайд, презентацию.

    6

    Закрепление.

    Слайд №1 «Виды леса»

    Задаёт вопросы.

    Отвечают на вопросы.

    Работают по схеме. Рассматривают слайд.

    7

    Подведение итогов урока.

    Подводит итоги урока. Выставляет оценки. Объясняет домашнее задание.

    Записывают домашнее

    задание.

    Приложение к плану-конспекту урока

    «Леса России»

    (тема урока)

    Таблица 2.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Слайд «Виды леса»

    ЕКЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a22b03cb-b947-4c6d-80cd-2b9fa011d9ae/sh_les2.swf

    2

    Фото елового леса.

    ЕКЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf95c548-5096-450d-abe5-6e692174fe16/%5BBIO9_09-56%5D_%5BPF_04%5D.jpg

    3

    Слайд «Виды леса»

    ЕКЦОР

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99191129-147c-484b-8108-238e8137d80f/sh_les1.swf

    4

    Презентация «Леса России»

    ФЦИОР

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/prezentatsiya-k-uroku-lesa-rossii


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

    Представлен подробный план-конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России" из раздела "Путешествие по городам и странам" (3 класс)...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс Россия на карте

    Путешествие по родной стране. Конспект урока....

    Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")

    Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР" (2 класс, "Школа России", ФГОС)

    Цели педагогической деятельности: формировать представления об объектах природы и предметах рукотворного мира; развивать умение их сравнивать; формировать познавательное отношение к миру....

    Конспект урока по окружающему миру на тему"Россия"

    конспект урока по окружающему миру на тему"Россия"...