Урок по окружающему миру на тему "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Васина Алина Аскатовна

Тема:Леса России.

Учитель: Васина А.А.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

познакомить с географическим положением зоны лесов, с

частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным

лесом; познакомить с растительным и животным миром.

Развивать память, внимание, выразительность речи,

познавательную активность;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование: карта природных зон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Леса России.

Учитель: Васина А.А.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

познакомить с географическим положением зоны лесов, с

частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным

лесом; познакомить с растительным и животным миром.

Развивать память, внимание, выразительность речи,

познавательную активность;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Оборудование: карта природных зон

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. Но мы не можем

отправляться на прогулку, не приведя в систему знания, которыми

обогатились в предыдущих путешествиях.

II. Проверка знаний и умений.

- И прежде чем отправиться, угадайте имя одного таинственного жителя той

зоны, куда мы с вами совершим прогулку. Его имя мы будем узнавать так: я

называю вопрос, вы – ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал,

может открыть любую букву в имени гостя. А вопросы будут связаны с той

природной зоной, которую мы изучали на предыдущем уроке.

(на доске карточки с буквами)

Ответ:

Л Е С О В И Ч О К

Вопросы

III. Сообщение темы и целей урока.

Как зовут таинственного гостя? (лесовичок)

А где он живёт? ( в лесу)

Учитель: Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы

думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В

стихотворении говорится о лесе, значит мы отправимся в лесную зону)

-Да, это так. Вот туда мы и совершим наше путешествие. Тема, которую мы

будем изучать. - « Леса России». ( запись на доске и в тетради)

И сегодня на уроке мы познакомимся с природной зоной леса, с её

положением на карте, животным и растительным миром. К концу урока вы

должны будете знать особенности этой зоны.

IY. Работа над новой темой.

- Как вы представляете, что такое лес?

Итак, лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе

деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся

в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники,

светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных

богатств, которыми наделена наша Россия, является лес.

Нашу страну называют великой лесной державой. Зона лесов занимает

больше половины территории России.

Об этой таинственной зоне вы нам сегодня расскажите, для этого мы с вами поделились н группы, у каждой группы будет свое задание.

  1. Группа «Географы»
  2. Группа «Ботаники» :тайга,  леса смешанные, широколиственые
  3. Группа зоологов

Географы: Широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого

океана тянется полоса лесов. Лесная зона находиться южнее зоны тундры, на

карте она обозначена зелёным цветом. Не сразу тундра переходит в лес.

Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островками

заходит на возвышенности. Зона лесов расположена в умеренном поясе,

значит ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое

лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и

Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта

природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: тайга,

смешанные леса и широколистные леса.

Зона лесов занимает больше половины территории России. Только

не думайте, что вся территория покрыта сплошными лесами. Здесь много

водоёмов, лугов. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому

для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги.

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним растениям надо

больше тепла, света и влаги, а другим - меньше.

- Как вы думаете, какие деревья будут расти в лесу?

- А какие деревья растут в этих лесах нам расскажут ботаники.

Ученик: Тайга – это густые, труднопроходимые хвойные леса. Она занимает

большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в

тундре, поверхность земли получает меньше тепла. Поэтому здесь растут

деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это ель, сосна, пихта,

лиственница, кедр. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда

зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Она светолюбивое

растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. Хвоинки сосны

длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. В сосновом

лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья

человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было

ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жёсткой хвоёю сосны

питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен

строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки.

Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.

Ель влаголюбива, растёт на влажных почвах. Еловые леса тёмные, так как

кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. У ели хвоинки короткие,

грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки

имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы.

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что

каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и

дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На

молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых

побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20-60 хвоинок.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх

и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки

кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок, а семена -

кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

:Тайга занимает 90 % площади всей лесной зоны. Температура

воздуха летом нередко превышает +30 0 С, а зимой морозы достигают -

30…50. В таёжных лесах земля под деревьями укрыта сплошным моховым

покровом, на фоне которого растут вечнозелёные кустарники – черника,

брусника, а также таёжные травы – кислица, майник.

- Поговорили мы с вами о хвойных деревьях, теперь перейдём к лиственным.

Группа 3: К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с

хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче.

У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного

дерева, размножающегося семенами. Весной на берёзе, ещё до первых

листочков, появляются длинные серёжки. Это многочисленные цветки, из

которых к концу лета созревают семена. Древесину берёзы используют для

изготовления лыж. Берёза является символом России.

Осина имеет округлые листья, и оно дрожат при каждом дуновении ветра,

кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые

серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или

серого цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи

листья имеют острый кончик.

Группа4: Ближе к югу становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются

широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это

теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму

сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб – это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба

мощный. Листья дуба резные, распускаются поздно весной, но долго

удерживаются на ветвях осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с

поблёкшими тёмно-коричневыми листьями. Плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа

распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по

нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие»,

одна половинка больше другой, плоды –крылатые орешки округлой формы.

Клён бывает остролистный ( с большими резными листьями), татарский ( у

него листья овальные с небольшими выступами) и американский ( у него

каждый лист состоит из трёх – пяти отдельных листочков), а плоды у всех

видов клёна крылатые.

Учитель: Смешанные и широколиственные леса занимают в лесной зоне

значительно меньшую территорию, чем тайга. По сравнению с тайгой климат

этих лесов менее суровый. Зима не такая долгая и морозная, лето тёплое.

Средняя температура зимы - 10..11 градусов, а лета + 18…19 градусов.

- Наша природа – настоящее сокровище.

-Прежде, чем мы заслушаем наших зоологов, проведём

физкультминутку.

V. Физкульминутка

- В лесах благоприятные условия для жизни животных. В лесу круглый год

обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и

семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей. Звери и птицы

находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Животный мир лесной

полосы богат и разнообразен. Об обитателях леса нам расскажут зоологи.

Ученик: Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить

крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук,

летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: лось, медведь, волки, лисы, рыси,

зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ - они

живут по всей зоне. Одни животные ложатся в спячку, другие делают на

зиму запасы. Жизнь многих зверей связана с деревьями. В дуплах

поселяются белки, куницы. Они легко перепрыгивают с ветки на ветку.

- Если знаешь лес, зверей,

Назови их поскорей.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть станет солнце греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется (медведь)

Бурый медведь живёт в глухом лесу, заваленном буреломом. Он всеядный,

питается как животной, так и растительной пищей: любит лакомиться

ягодами, поедает корни растений, насекомых и личинок. Медведь очень

подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Медведь по лесу ходит осторожно и почти бесшумно. В спокойное

время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая народное

название « косолапый». Другое название « мед – ведь» связано с тем, что

этот зверь очень любит мёд и ведает, знает, где его искать. За ним он залезает

на высокие деревья в дупла с сотами диких пчёл, нередко делает набеги на

пасеки. Днём скрывается в глухих местах и только вечером выходит на

поиски корма. Живут бурые медведи 35 – 50 лет.

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это (лось)

Лось – крупный зверь лесной полосы. Его стройные сильные ноги

заканчиваются широкими копытами, благодаря которым лось легко

передвигается даже по топким болотистым участкам леса. В различные

сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они

объединяются в группы.

Лось – лесной исполин. Рога самцов лопатообразные ( с

отростками) и похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Самки

безроги. Уши большие, заострённые. Двигая ушами во все стороны, лось

быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в

заросли. В неволе лоси быстро приручаются и привыкают ходить в упряжке.

Живут лоси 20 – 25 лет.

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

В том лесу, где бродит (рысь)

Не робей, но берегись:

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на

ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо

подкрадывается к ней. Питается мелкими зверьками, особенно зайцами.

У рыси острые втяжные когти, длинные ноги с широкими лапами.

Между пальцами развиты перепонки, позволяющие передвигаться по

глубокому рыхлому снегу, не проваливаясь в нём. В ожидании добычи рысь

прячется за упавшие стволы, старые пни, иногда садится на толстый

горизонтальный сук. За один раз она съедает немного пищи, остатки прячет в

укромное место или закапывает в снег. На человека рысь обычно не

нападает.

Каких ещё животных леса вы знаете?

( чтобы лучше представить животных о которых рассказывали зоологи,

рассмотрите картинки в учебнике на стр 100 )

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных

видов животных! Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря

которым они получают пищу и укрытия. Но и сами животные влияют на

растения. Например, распространяют семена и плоды

В тайге живёт птица кедровка. На зиму она запасает для себя в разных

укромных местах кедровые орехи – семена кедровой сосны. Часть этих

орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. А в

дубравах подобную работу выполняет другая птица – сойка. Распространяет

она плоды дуба – жёлуди. Спасибо птицам! Ведь и кедровые орехи, и жёлуди

не могут распространяться иначе: у них нет ни крылышек, ни парашютиков,

ни крючков, как у многих других семян и плодов.

VI. Закрепление

- Ну вот ребята, мы с вами совершили ещё одно путешествие по зоне лесов.

Было очень приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными

исследователями. А сейчас давайте проведём блиц – турнир « Я знаю лес»

- Какой лес мы называем тайгой? ( хвойный)

- Назови дерево: « Высокое, стройное, с жёлто- красноватой или бурой

корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно.

Шишки маленькие, округлые. ( сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? ( сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

- Какое дерево является символом России? ( берёза)

-Плодами какого дерева являются жёлуди? ( дуб)

- Какое дерево при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат?

(липа)

- Узнай животное по описанию: « Любит тёмные леса, к жертве тихо

подкрадывается, имеет пятнистый окрас» ( рысь)

VII . Подведение итогов урока.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Вот мы и совершили мысленное путешествие в лесную зону и

познакомились с её особенностями.

Рефлексия.

Оценки

А чтобы лучше и подробнее познакомиться с лесной зоной, вы прочитаете

материал в учебнике. Открываем дневники и записываем домашнее задание

Стр.98 – 105

Спасибо вам , ребята, за работу! Урок окончен! Можете быть свободны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...