Конспект урока по окружающему миру на тему: "Леса России. Лес и человек».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сасова Наталья Викторовна
Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.
Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зоне;
- познакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;
- развивать коммуникативные способности;
Оборудование:  презентация  по теме урока, выполненная в Power Point, карточки с заданиями  для  групп.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира 4 класс.

Программа А.А.Плешакова.

Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира.

Тема: «Леса России. Лес и человек».

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека, ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.

Задачи:- формирование у учащихся представления о лесной зоне;

- познакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

- развивать познавательный интерес;

- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

- развивать коммуникативные способности;

Оборудование:  презентация  по теме урока, выполненная в Power Point, карточки с заданиями  для  групп.

Ход  урока

  1. Организационный момент, целеполагание. 

Появляется  1 слайд, звучит пение птиц.

   Нет  ничего милее                                 Душистая малина                                      

Бродить и думать здесь.                        На кустиках густых.      

Излечит, обогреет,                                 Лес очень любит пеших,

Накормит русский лес.                          Для них совсем он свой.

А будет жажда мучить –                       Здесь где-то бродит леший

То мне лесовичок                                   С зелёной бородой.

Средь зарослей  колючих                      Жизнь кажется иною,  

Покажет родничок.                                И сердце не болит,

Нас ждут в лесу рябина,                      Когда над головою,

Орехи и цветы,                                       Как вечность, лес шумит.

                                                                         (С. Никулина «Русский лес»)

-Какова тема урока? ( лесная зона)

- А цели урока?  ( отношения между лесом и человеком)

  1. Актуализация знаний. 
  1.  Чтобы продолжить наше путешествие по лесной зоне, объясните схему на слайде.  Слайд 2:  тайга – хвойный лес (зима холодная, лето теплее, чем в тундре)

смешанный лес (зима мягче, лиственные деревья с мелкими листьями)

широколиственный лес ( теплолюбивые деревья, листья крупные)

  1. слайд 3 Чтобы наше путешествие прошло удачно, нам надо иметь точные географические координаты.  (работа в парах)

Проверка – слайд 4

  1. Какие же деревья  растут в тайге, в смешанных и широколиственных лесах? Слайд5  (фронтальная работа)  Проверка слайд 6
  2. В лесу нам обязательно встретятся  животные. Знаете ли вы животных?

«Блиц – турнир»

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

- Это  животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка – летяга)

- У какого животного пять чёрных полосок на спине? (бурундук)

- Узнай животное по описанию: любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый  окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (рысь)

5) Слайд 7  Кто здесь лишний?

6) О животном мире леса можно говорить бесконечно. Но зависят ли животные друг от друга?  Составьте  схему цепей питания животных леса.

  ( работа в  группах).

  1. Работа над новым материалом.

7)Работа в парах «Собери пословицы». На какие две группы можно разбить эти пословицы? ( о красоте леса  и  защите).

Собери пословицы.

Лес богатство и краса,                                          земли украшение

Растение                                                                 береги свои леса!

Роща да леса                                                          нет леса – посади!

Много леса не губи, мало леса береги,              кто лес  не бережёт

Враг природы  тот,                                               всему краю краса

Значение леса для человека.

8) Чем является лес для человека?  Прочитайте стихотворение  про себя.

   Нет  ничего милее                                 Душистая малина                                      

Бродить и думать здесь.                        На кустиках густых.      

Излечит, обогреет,                                 Лес очень любит пеших,

Накормит русский лес.                          Для них совсем он свой.

А будет жажда мучить –                       Здесь где-то бродит леший

То мне лесовичок                                   С зелёной бородой.

Средь зарослей  колючих                      Жизнь кажется иною,  

Покажет родничок.                                И сердце не болит,

Нас ждут в лесу рябина,                      Когда над головою,

  Слайд 8

- ( лекарственные растения, лесной воздух)

- место отдыха

- А почему лес – аптека? источник чистой воды и пищи

- А как лес может обогреть? Источник топлива

- источник древесины

- Найдите в стихотворении, что ждёт человека в лесу. А что делают в лесу цветы, грибы, кусты?  

- Дом для растений, животных, грибов.

Чтобы узнать, какую ещё роль играет лес, прочитайте статью в учебнике.

- Защитник воздуха, водоёмов, почв.( там, где растёт лес, не мелеют реки; корни растений не дают разрушаться почве).

9) По вине человека в лесу возникают экологические проблемы.

Работа в группах по карточкам. Определяют проблему и рисуют запрещающий знак.

1 ГРУППА

     Плакала  Саша,  как  лес  вырубали,

     Ей  и  теперь её  жалко  до  слёз.

     Сколько  тут  было  кудрявых  берёз!

     Там  из-за  старой  нахмуренной  ели

     Красные  гроздья  калины  глядели.

     Там  поднимался  дубок молодой,

     Птицы  царили  в вершине  лесной,

     Понизу  всякие  звери  таились.

    Вдруг  мужики  с  топорами  явились.

    Лес  зазвенел,  застонал,  затрещал.

    Заяц  послушал – и  вон  убежал.

                                 (Н. Некрасов)

О  какой экологической  проблеме  идёт  речь  в  стихотворении?

2 группа

О  какой экологической  проблеме  идёт  речь  в  рассказе?

      Оля  и Лида, маленькие девочки,  пошли  в лес.  Утомлённые  дорогой,  сели  отдохнуть  и  пообедать. Вынули  из  сумки  хлеб,  масло,  яйца.  Когда  уже девочки  заканчивали  обедать,  недалеко  от  них  запел  соловей.  Очарованные  прекрасным  пением,  Оля  и Лида  сидели,  боясь  пошевелиться.   Соловей  перестал  петь.  Оля  собрала  остатки  своей  еды  и  обрывки  бумаги  и бросила под  куст.  Лида  же  завернула  в газету  яичную  скорлупу  и  хлебные  крошки  и  положила  кулёк  в  сумку.

   - Зачем  ты  берёшь  с  собой  мусор? – сказала  Оля.  – Брось  под  куст. Ведь мы  в  лесу,  никто  не  видит!

  - Стыдно  перед  соловушкой, - тихо  ответила  Лида.

3 группа

  О  какой экологической  проблеме  идёт  речь  в  стихотворении?

Забывчивый  охотник  на  привале     Он  всю траву  с  цветами вместе выжег,

Не  заметал,  не  растоптал  костра.        Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Он  в  лес  ушёл,  а  ветки  догорали       Как вспугнутая стая белок рыжих,

И  нехотя  чадил до  утра…                     Он заметался со ствола на ствол.

А утром  ветер  разогнал  туманы,          И лес гудел от огненной метели,

И  ожил  потухающий костёр.                 С морозным треском падали стволы,

И, сыпля  искры посреди  поляны,          И, как снежинки, искры с них летели

Багровые лохмотья распростёр.               Над серыми сугробами золы.

4 группа  

О  какой экологической  проблеме  идёт  речь  в  стихотворении?

    Раненая птица в руки  не давалась.

    Раненая птица птицей оставалась.

   Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

 На траве кровавой вздрагивает птица.

 Люди исполины, люди великаны,

 Есть у вас винтовки, сети и капканы.

 Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

 И должно быть сердце, сердце человечье!

Защита работы. При защите демонстрируются слайды 9 и 10

10) Итог урока , выполнение теста в парах на компьютерах.

    Что вы запомнили сегодня на уроке?

     Чем сможете поделиться со своими родителями ?

11) Домашнее задание. Попробуйте нарисовать разрешающие знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес и человек"

На уроке с помощью трёх группп: знатоки, исследователи и почемучки дети узнают какое огромное значение для человека имеет лес. Узнают о лекарственных растениях, о животных занесённых в в Красную книгу...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи: -обучающие: Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесо...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса по теме: Тело человека. Опорно-двигательная система.

Цели урока: Закрепить и обобщить  знания по теме «Тело человека. Опорно-двигательная система».Развивать познавательный интерес; применять в работе ранее полученные знания; развивать общеуче...

План-конспект урока по окружающему миру по теме: «Про тебя» из раздела: «Человек разумный - часть природы».

План-конспект урока по  окружающему миру  по теме: «Про тебя» из раздела: «Человек разумный - часть природы»....

Урок по окружающему миру на тему "Леса России"

Тема:Леса России.Учитель: Васина А.А.Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне;познакомить с географическим положением зоны лесов, счастями зоны лесов: тайгой, смешанным и широко...

Конспект урока по окружающему миру Тема: Строение и работа нервной системы человека.2 класс

Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека.            ...