Урок окружающего мира по теме Леса России в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Через технологии системно-деятельностного подхода  формировать: 1)      Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.

2)      Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3)      Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_lesa_rossii.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

23.10. 14    урок окружающего мира в 4 классе  по теме «Леса России».

Дидактическая цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии  системно-деятельностного подхода.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте.
  2. Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
  3. Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

  1. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
  2. Формирование понимания ответственности за сохранение природных богатств
  3. Развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2.   Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
  3. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  1. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

УУД:

       Познавательные: умение извлекать информацию, описывать , сравнивать, классифицировать природные объекты;

      Коммуникативные:  задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные высказывания и обосновывать свою точку зрения;

      Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

     Личностные:  положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование:  электронное приложение к учебнику, гербарий, карточки, РТ, карта природных зон,  презентация

  1. Организационный момент:

Мы сегодня снова будем наблюдать,

 Выводы делать и рассуждать.

 А чтобы урок пошел каждому впрок,

 Активно включайся в работу, дружок!

        II. Проверка знаний и умений. (слайд)

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (по тундре)

- Что вы скажете о географическом положении тундры? (Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

- Покажите её на карте.

- В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)

- Мы повторили тему, а теперь выполним тест? Проверим свои знания по теме

Тест “ТУНДРА”

- Взаимопроверка. (слайд).   Оценка 

         Ш.  Актуализация

Сообщение темы и целей урока.

Продолжаем путешествие по нашей необъятной Родине. Послушайте песню Ады Якушева, «Я приглашаю вас в леса»)

- В тексте спрятана тема сегодняшней  экспедиции. Попытайтесь услышать, в какую природную зону мы отправимся.

 Тема нашего урока: «Леса России».(слайд)

- Почему леса такие разные?

- Для чего мы отправляемся в эту экспедицию? (узнать, где расположена, климатические условия, особенности, какие есть растения и животные) – план на слайде.

-

- А какую цель экспедиции мы поставим?  (находить нужную информации из различных источников,  рассказывать о том, что узнали, сравнивать, делать выводы, слушать, высказывать свою точку зрения) Оценка

IV. Работа над новой темой.

  1. Пока двигаемся к месту экспедиции,

поиграем в игру «Верите ли вы, что…» Возьмите  таблицу. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первом столбце, напротив высказывания плюс, если согласны с утверждением, верите ему, и минус, если не согласны. Второй столбец у вас останется пустым.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Природа лесов отличается от природы  тундры

2. В зоне лесов выпадает мало осадков

3. Нашу страну называют великой лесной державой

4. Леса занимают более половины территории России

5.Почвы в лесных зонах бедные перегноем

6.Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры

-Сегодня в течение урока вы будете обращаться к  таблице и видеть, насколько были правы.

  1.  Осмысление.

- Путь предстоит далекий, представьте себе, что вы уже в поезде. Приступаем к научной работе по учебнику.  Откройте  его на стр. 95 и  прочитайте самостоятельно текст про зону лесов. При чтении делайте пометки «V» – уже знал; «+» – новое;  «?» – не понял, есть вопросы.         Время для выполнения задания 1 минута.

 Проверка понимания и первичное закрепление.

-Что было для вас знакомым из прочитанного?
-Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

- А теперь давайте вернемся к таблице «Верите ли вы, что…»  и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во 2-м столбике вы ставите нужный знак.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? Оценка

4) Работа в паре  по карте природных зон.

- Едем дальше, узнаем, как велика лесная зона.  Откройте карту природных зон на стр. 72-73 учебника.   Посмотрите на легенду карты,   найдите на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов.
- Кто сможет показать эти зоны на нашей карте?
-Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

                                                                                                                               

       Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на  Восточно-Европейской и  Западно-Сибирской равнинах, а также на Средне-Сибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая.  Состоит их трех частей: тайга, смешанные леса и широколиственные леса.  Оценка

- Наш поезд делает остановку, приготовимся к изучению лесов.

Физкультминутка-релаксация « В лесу»

Учитель: Сядь поудобнее и закрой глаза... Сделай три глубоких вдоха и выдоха и найди внутри самого себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представь себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубокоглубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. (Учитель сам делает один очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру.) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 10 секунд.) Ты чувствуешь, как расслабляются твои мышцы. Руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд.)

Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза

Работа  в парах по направлениям: 

-Что ещё мы должны с вами изучить?

  1. –Сейчас  вы будете научными сотрудниками.

- Растительный мир  тайги - (1 ряд ученых) – с. 96 - 97

- Животный мир тайги (2 ряд ученых) – с. 97 - 100

- Растительный мир смешанных  и широколиственных лесов (3 ряд ученых) – с. с. 101

- Цепь питания, характерная для тайги (ученые, сидящие на последнем сидении)

(Предлагается план ответа каждому направлению) Время на работу – 5 минут. Отвечать будет пара, первая приготовившая отчет.

V.  Закрепление изученного

Отчеты по группам.

- Экспедиция подошла к концу. Пора возвращаться и давать отчет.

VI. Подведение итогов.

-Какие леса образуют лесную зону?

-Отличается ли природа лесной зоны от природы тундры? Почему?

- Что вы узнали?

- Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в этой зоне?  Об этом будем говорить на следующем уроке.

       

   5. Домашнее задание на выбор:

- Перечит. с. 95 – 101, с. 102 – одно из заданий

                                      или (Т) с. 47 № 2