Урок окружающего мира по теме "Пустыни России", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тема урока: Пустыни России.  Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.

4 класс. Автор учебника А. А. Плешаков

Тема   «Пустыни»

Цели:

  1. Сформировать у обучающихся представление о природной зоне пустынь в России.

      Познакомить с особенностями неживой природы, растительным и животным миром пустынь

  1. Развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

      Развивать речь детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать.

  1. Воспитывать дружелюбие, чувство коллективизма, бережное отношение к природе.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.

- Блиц – опрос.                                                                                                              (слайд)

Проверка знаний обучающихся по пройденным темам.

НАЗОВИ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ, ГДЕ РАСТУТ ЭТИ РАСТЕНИЯ:                    (слайд)

  1. КОВЫЛЬ - степь
  2. ТЮЛЬПАН - степь
  3. ЕЛЬ - леса
  4. МХИ - Арктика
  5. БЕРЁЗА - леса
  6. ЛИШАЙНИКИ - Арктика
  7. СОСНА - леса
  8. КАРЛИКОВАЯ ИВА - тундра

НАЗОВИ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ, ГДЕ ОБИТАЮТ ЭТИ ЖИВОТНЫЕ:              (слайд)

  1. СУСЛИК - степь
  2. СОБОЛЬ - леса
  3. БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ - Арктика
  4. ПЕСЕЦ - тундра
  5. ДРОФА - степь
  6. БЕЛКА – ЛЕТЯГА - леса
  7. КОБЫЛКА - степь
  8. ТЮЛЕНЬ - Арктика

НАЗОВИ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ И ПОКАЖИ НА КАРТЕ                                     (слайд)

  1. … - ЭТО ПРИРОДНАЯ ЗОНА, В КОТОРОЙ РСТИТЕЛЬНЫМ ПОКРОВОМ ЯВЛЯЮТСЯ КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ, МХИ И ЛИШАЙНИКИ (Тундра)

  1. … - ЭТО ПРИРОДНАЯ ЗОНА, ГДЕ РАСТУТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЕРЕНОСЯТ СИЛЬНУЮ ЗАСУХУ (Степь)

-

    3. Объявление новой темы и задач урока                                                  Отгадывание     ребуса.                                                                              (слайд)                                                                    

Тема нашего урока -  Пустыни России. Нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, дождей не бывает несколько месяцев, где растут причудливые растения, обитают животные, которых часто не заметишь.

4. Работа по теме урока.

Рассказ учителя.

Пустыней называют любое место, где очень – очень сухо и нет или почти нет земли.                Долина смерти  на западе США – одно из самых   сухих  и жарких мест на Земле.                                                                (слайд)            

Многие люди называют пустыни  великими. На их территории могли бы разместиться две Европы или полторы Южной Америки. Пустыни есть почти во всех частях света.                                                                                                                                     ( слайд)

Самая большая пустыня в мире – Сахара. Она находится на северо-западе Африки. Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню.                                                                                    

 Показ на карте мира площади, занимаемые пустынями.

В России пустыни занимают небольшую площадь: часть их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев  Волги, часть – в восточном Предкавказье.(показ на карте природных зон)                                    (слайд)

Что ты обычно представляешь себе когда слышишь слово  пустыня?  Наверное, необъятные просторы, покрытые песком?

Просмотр ролика о пустынях России.                                                    (слайд)

5. Физминутка.

6. Продолжение работы по теме урока.

Знакомство с планом изучения темы.

      .    НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ПУСТЫНИ – 1 группа

  1. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ПУСТЫНИ – 2 группа

  1. ЖИВОТНЫЙ МИР ПУСТЫНИ – 3 группа

Предлагаю изучать тему по группам. Затем каждая группа расскажет другим группам поделится своими знаниями с другими по данному пункту плана.

Правила работы в группе:

  1. Все члены группы равны
  2. Группы не соревнуются
  3. Дружите, чтобы вместе выполнить задание
  4. Будьте уверены в себе
  5. В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
  6. Ответственность за результат несёт каждый

7. Самостоятельная работа детей.

Каждой группе раздаю проблемные вопросы, на которые она должна ответить.

План работы для 1 группы:

  1. Температура в пустыне.
  2. Осадки в пустыне.
  3. Почва пустыни.
  4. Виды пустынь
  5. Что такое барханы?

План работы для 2 группы:

  1. Назови растения, которые  растут в пустыне?
  2. Как растения приспособились к жизни в пустыне:

какие листья у растений;

какие корни у растений;

какой рост у растений?

План работы для 3 группы:

  1. Назовите животных, которые обитают в пустыне.
  2. Как приспособились животные к жизни в пустыне:

какие животные по размеру;

какие животные по окраске;

как животные передвигаются;

какой образ жизни ведут в основном животные? 

Через 7-10 минут дети делятся своими знаниями с другими детьми и 1 обучающийся рассказывает подготовленное сообщение. Рассказ детей сопровождается слайдами.

7. Самооценивание групп. Выводы по уроку.  Великий путешественник Барон Мюнхгаузен прислал нам письмо, но как всегда чего – то напутал, или нафантазировал? Какие ошибки есть в письме?

Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

8. Итог урока. Д/з: заполнить таблицу, опираясь на учебник;

                          Каждой группе сделать реферат по своему плану,                        красочно его оформив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что ...