План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лопачук Татьяна Петровна

Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области.  Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Материал, используемый на уроке познавательный, развивающий, заставляющий творчески думать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okr._mir.zip2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема: « Природные зоны. Наш край»

Форма урока: урок - экспедиция

Цель:

1. Познакомить с природой родного края.

2. Познакомить с растительным и животным миром края.

3. Развивать интерес к изучению своего родного края.

4. Воспитание любви к своей малой Родине.

Планируемые результаты – предметные и метапредметные (УУД)

Предметные:  отбирать и сопоставлять информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники, сеть Интернет), самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

Метапредметные:

Личностные: проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность;

Регулятивные: выбирать для выполнения задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ;

Коммуникативные: понимать тексты учебников, научно –популярных книг, выстраивать общение со сверстниками.

Подготовительная работа: Заранее выбираются  члены экспедиции. В течение недели они готовятся, посещают библиотеку, изучают энциклопедии, сайт Интернета.

Штурман – изучает карту, географическое положение Ростовской области.

Ботаник –готовит рассказ о флоре своего края.

Зоолог – рассказывает о фауне.

Синоптик – готовит сообщения о погодных  условиях.

Эколог – готовит сообщение об охране природы, о «Красной книге».

Этнограф- сообщает о населении нашего края.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Орг.момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

Эмоционально настраиваются на рабочий лад.

2.Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Уч-ль. Ты знаешь край, где всё обильем дышит,

Где реки льются чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет,

В вишнёвых рощах хутора,

Среди садов деревья гнутся долу

И  до земли  висит их плод  тяжёлый? (А.К.Толстой)

Как вы думаете,  о каком крае идёт речь? По каким признакам вы догадались? А как вы думаете, какова тема нашего урока?

Сегодня у нас необычный урок, а урок – экспедиции. Мы с вами отправимся по родному краю. Нас поведёт штурман. Мы познакомимся с природой родного края, с растительным и животным миром, больше узнаем о своём крае.(Слайд 1) В конце экспедиции вы сдадите отчёт.

Уч-ся вспоминают признаки своего края, называют тему урока: «Наш край»

Нацеливание на то, что в результате выполнения задания, необходимо получить информацию.

  1. Актуализация знаний.

Станция :«Наш край» познакомит с ней Штурман(Слайд 2).

На юге русской равнины привольно раскинулся край Тихого Дона, именуемый  с 1937года Ростовской областью. Площадь  области 100,8 тыс.кв.км. ,что составляет1/220 всей территории нашей страны. На площади  нашей области  могли бы свободно уместиться: Бельгия, Швейцария, Албания вместе взятые. Географическое положение области очень удобное:  её пересекают магистрали морского, речного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта. Ростов – порт 5 морей: Чёрного, Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого. Лежит область и в Европе, а часть и в Азии. Протяжённость  области с севера на юг – 475 км, с запада на восток – 455км. Нашими соседями являются: Донецкая, Луганская, Воронежская и Волгоградская области, Краснодарский , Ставропольский край  и Калмыцкая республика. Областной город – Ростов – на – Дону, районный – город Семикаракорск. (учащиеся следят по карте)

Формировать представления о своём крае, воспитание любви к природе, развивать память  и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес.

В какой природной зоне находится наша область?

Следующая остановка: «Ботаническая»

Сообщение  Ботаника и Эколога.

Степная

В далёком прошлом территория нашей области представляла собой огромный «травяной океан», по которому бродили стада диких животных. В середине 19 века на Дону усилилась распашка земель, и наш край стал одним из крупных поставщиков зерна. Естественная растительность сохранилась на относительно малых площадях. Степи – это обширные травянистые пространства, лишённые лесной растительности. На территории области чётко выделяются 3 типа степей: 1) разнотравно-злаковая. 2) типчаково-ковыльная, 3) полынно-типчаковая. В 1зоне основными растениями являются: ковыль, типчак, тонконог, пырей, тимофеевка, клевер. Во 2 зоне: прутняк, ромашка, полынь,деревей. В 3 зоне:  типчак, тюльпаны, гусиный лук.(показ гербария). Много у нас и лекарственных растений: пустырник, пастушья сумка, подорожник, ромашка,  девясил, мята, череда, мать- и –мачеха. Всего 100 видов. (показ гербария)

Эколог:

В нашей области много рек. Самая крупная река – Дон, а ещё Северский Донец, Маныч, Миус . Есть Цимлянское водохранилище.

Отгадайте , о каком растении идёт речь?

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета.

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром

(бессмертник).

В « Красную книгу» занесены такие животные:  выхухоль, розовый пеликан, фламинго, краснозобая казарка, беркут, скопа, дрофа и др.

 Мне  хочется  сказать слова: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин)

Формирование ученической  компетентности. Умение переносить знания в новое.

3.Физминутка

Мы долго путешествуем пора и отдохнуть.

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки –

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Уч- ся выполняют движения.

Здоровье сберегающий фактор.

Станция: « Зоологическая» проведёт нас – Зоолог.

Как и мир растений разнообразен животный мир донского края. Из наземных более 60 видов млекопитающих:  лисы,  хорьки, зайцы, косули, сайгаки, сурки… Богат мир пернатых: утки, гуси, лебеди, стрижи, воробьи.Пресмыкающиеся: ящерицы, ужи, гадюки. Земноводные: лягушки, жабы, тритоны.

Особенно богат донской край рыбой: белуга, севрюга, осётр, сельдь, рыбец, лещ, карась, судак. У нас в районе открыт завод по выращиванию осетровых рыб. Разнообразен мир насекомых: кузнечики, сверчки, стрекозы, бабочки.

Формировать представления о своём крае, воспитание любви к природе, развивать память  и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес.

Добрались до станции «Погода в доме». Наш синоптик сообщает.

Ростовская область расположена в умеренных широтах северного полушария. У нас четыре времени года. Тепло, но влаги недостаточно.  Средняя tянваря -9 градусов, самый абсолютный минимум – 40 градусов. Самый жаркий месяц – июль. Средняяt +22градуса, а самая высокая  t + 43 градуса. Осадки выпадают неравномерно, средняя глубина 8 – 15 см. Наша область является одной из самых гололёдных в России, до 10 раз за зиму бывает гололёд.

Оформлять свои мысли в устной  речи  с учётом учебных ситуаций.

Следующая станция «Казачок». Наш этнограф поведает нам о людях , которые  заселяют Дон.

Территория  Ростовской области заселялась с древних времён. Следы древних стоянок  находят вблизи рек и озёр в районе Подонья. Первые русские поселения на Дону появились  в 11 веке.  Первоначально жители Подонья занимались рыболовством, охотой, разведением лошадей, а позднее – овец. Земледелием начали заниматься с середины 18 века. После того, как на Дону был открыт каменный уголь. Началось промышленное заселение края.Наша область стране даёт:  зерно,овощи, мясо, сельскохозяйственную технику (комбайны, культиваторы, сеялки) и многое другое.Национальный состав разнообразен: русские, украинцы, белорусы, армяне, калмыки, дагестанцы, турки, коми-пермяки,молдаване, цыгане.Наш Дон славится такими замечательными и известными людьми: А.П.Чехов, М.А. Шолохов,В. Закруткин, Б.Куликов, М.Калинин, Будённый, Чих, Переверзева и многие другие. Люди Дона хлебосольные и гостеприимные.

4.Зарядка для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано,

Где окно, а где крыльцо.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Дети выполняют зарядку

Здоровье сберегающий фактор

5.Этап закрепления нового.

Итак, наша экспедиция подходит к концу. Но как и после любой экспедиции мы должны  с вами составить отчёт. ( у каждого на столе  карта Ростовской области). Задание:

1.обозначить областной город, районный центр, свою малую Родину;

2.с кем граничит область (подписать)

3.Какие реки и моря расположены на территории области;

4.какие растения запомнили;

5.какие виды животных заселяют нашу область;

6.какие средние температуры бывают зимой и летом;

7.кто населяет нашу область;

8.каких великих людей земли донской знаете.

(учащиеся делятся на группы, каждая группа выбирает свой пакет вопросов)

Учащиеся группой отвечают на свои вопросы. Каждая группа выставляет оценки другим.

Формировать умение сотрудничать для достижения цели.

6. Рефлексия. Итог урока

Что понравилось на уроке? Мы не прощаемся с вами, вы всегда можете узнать ещё больше о своём крае, если прочтёте «Природа Донского края», «История Донского края», «Твой край родной».

У вас на столе лежат смайлики, покажите их, закончив фразу:

Мне понравился урок –

Я всё понял –

Я не всё запомнил, но я постараюсь –

Оценка работ учащихся.

Так давайте все вместе охранять Родину. Спасибо за урок.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

Формировать умения оценивать правильность выполнения действий, способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....