План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Элекина Галина Федоровна

Тип урока: изучение новой темы.

Цель:

1)    Обучающая:

-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью растительного и животного мира;

-дать  сведения о перелетных и оседлых птицах родного края;

    2) Развивающая:

- развивать  исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение,          систематизация и классификация;

 - развивать внимание, речь, расширять кругозор учащихся;

 - развивать эстетический вкус учащихся;

 - способствовать формированию коммуникативных, информационных,  технологических компетентностей.   

   3) Воспитывающая:

  - воспитывать  бережное отношение к природе родного края, страны;

  - воспитывать самостоятельность, творческую активность,  доброжелательное            отношение      друг к другу,       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okr_mir_.doc170 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okr_mir_.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе.

Учитель: Элекина Галина Федоровна

Класс:  1 класс  Б

Тема: Осень.

Тип урока: изучение новой темы.

Цель:

  1. Обучающая:

-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью растительного и животного мира;

-дать  сведения о перелетных и оседлых птицах родного края;

    2) Развивающая:

- развивать  исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение,          систематизация и классификация;

 - развивать внимание, речь, расширять кругозор учащихся;

 - развивать эстетический вкус учащихся;

 - способствовать формированию коммуникативных, информационных,  технологических компетентностей.    

   3) Воспитывающая:

  - воспитывать  бережное отношение к природе родного края, страны;

  - воспитывать самостоятельность, творческую активность,  доброжелательное            отношение      друг к другу,      

Оборудование, материалы, программное обеспечение: 

  • Компьютер, программа «Power Point»
  • Компакт – диск Кирилла и Мефодия « Окружающий мир. 1 класс»
  • Презентация для сопровождения урока
  • Мультимедийный проектор, экран
  • Учебник «Окружающий мир. 1 класс» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Планета знаний.
  • Иллюстрации с изображением русской природы;
  • Музыка А.Чайковского из цикла “Времена года”.

Использование ИКТ:  демонстрационная презентация, диск «Кирилл и Мефодий.                         

Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету

План урока.

  1. Организационный  момент - 1 мин.
  2. Постановка целей и задач урока – 3 мин.
  3.  Актуализация опорных знаний  –  7 мин.
  4. Изучение нового материала – 17 мин.
  5. Обобщение знаний изученного материала – 7 мин.
  6. Итог урока – 2,5 мин.
  7. Домашнее задание- 0,5 мин.

Ход урока.

На доске картина осени и записана тема урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

     - Психологический настрой.

- Ребята, сейчас у нас на дворе такое время года, когда солнышко светит редко, а без него нам очень грустно. Давайте подарим, друг другу улыбку, чтобы нам было веселее. Я дарю свою улыбку вам, а вы передайте друг другу. А теперь подарим все улыбку нашим гостям.  Садитесь.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

 Выводы делать и рассуждать.

Интересные ваши ответы

С удовольствием буду слушать я.

Желаю успеха

II. Постановка целей и задач урока

- Вступительная беседа

С 2- го слайда учитель читает слова ( слайд 2)

Учитель: А. Плещеев.

Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо – тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою,
Молчаливые тропинки
Вдаль уходят синюю,
Над лесами пролетают
Стаи журавлиные.

- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ученики.

- Об осени. (слайд 2)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) 

-Совершенно верно.

- Давайте прочитаем тему нашего урока:

«Осень. Осенние изменения в природе». (слайд 3)

. Мы с вами узнаем, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом осени, научимся отличать признаки осени, вспомним, чем можем мы помочь нашим пернатым друзьям и животным.

- Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. А нашим проводником будет лесной царь – Лесовичок, который приготовил для вас много интересных заданий. Слайд 4

III. Актуализация опорных знаний

Первая остановка – Неживая природа.

- Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

( Небо, облака, осадки, солнце, ветер, вода в водоёмах).

 (слайд5)

1. Проблемная ситуация.

Ребята! Здесь лежит письмо. Ой, оно адресовано нам.

 школа № 93  города Тольятти        .

Кому: ученикам 1 Б класса.                          

Обратный адрес: Заячья поляна.        ( слайд6 )

Здравствуйте, дорогие ребята!

На поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам, зайцам, менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина зайцев считала, что пора, а другая говорила, что рано. Одни кричали, что трава еще зелёная, а другие, что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить, наступила ли осень? Говорят, что идёт она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она? Когда она будет в лесу?

Только собрание просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки зайцам очень непросто!

                                                                                                 Заячье собрание

2. Актуализация.

Какие же изменения произошли в неживой природе с приходом осени?

.(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением осени)   (слайд 7)

-  Как думаете вы? Рассмотрите внимательно картину.

 Вспомните, что вы видели на экскурсии.

- Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось в неживой природе с приходом осени?

Опираясь на таблицу, делаем выводы.   ( слайд8 )

Ученики:

Небо:  летом -  голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью – затянуто            облаками, кажется низким.

Дожди:  кратковременные, теплые, часто бывают грозы, осенью – затяжные, холодные.

Погода: летом теплая, много ясных дней; осенью – температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки.                                                                       (слайд 9)

 В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег. По утрам бывают туманы.           ( слайд10 )

Как приходит осень? ( слайд11 )

IV.Изучение нового материала.

  1. Ребята, осень к нам приходит не одна, с ней её друзья – осенние месяцы. Давайте послушаем загадки и скажем, о каком месяце идет речь.

      Первый ученик выходит к доске и загадывает.

                       Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам  пришел?

Первый ученик надевает шапочку “сентябрь”. ( слайд12 )

В народе этот месяц называли златоцвет, пора золотой осени или листопадником.

- Ребята, почему сентябрь называли золотой порой осени? (ответы детей)

А теперь послушаем вторую загадку.

 Второй ученик выходит к доске и загадывает.

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (ответы детей)

Второй ученик надевает шапочку “октябрь”.  ( слайд13 )

Этот месяц в народе называли грязник. Часто идут дожди под ногами грязь слякоть.

И последний друг осени.

Третий ученик выходит к доске и загадывает.

Поле черно-белым стало,                                                                                                              Падает то дождь, то снег.                                                                                                                    А еще похолодало -                                                                                                                       Льдом сковало воды рек.                                                                                                       Мерзнет в поле озимь ржи.                                                                                                               Что за месяц, подскажи? (ответы детей)  ( слайд14 )

Ученики.                                                                                                                       - Ноябрь.                                                                                                                                          Третий ученик надевает шапочку “ноябрь”.                                                                                                                                                                                                                                В народе ноябрь называли ворота зимы или полузимник. Самая темная пора в природе.

               

Учитель.

- Вы правильно угадали осенние месяцы. Давайте еще раз их назовем.

2.  Название какого месяца спряталось в пословице?  ( слайд15-16 )

1) В (…) синица просит осень в гости.

Ученики.

- В сентябре.

Учитель.

2) Плачет (…) холодными слезами.

Ученики.

- Октябрь.

Учитель.

3) В (…) зима с осенью борется.

Ученики.

- В ноябре.

С доски дети все вместе читают запись, заранее подготовленную учителем.

3.  В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)

Похолодание – это одна из причин изменения в живой природе, т.е.в жизни растений и животных.

Вторая остановка – «Листопад»

 Что же происходит осенью в жизни деревьев и кустарников? С похолоданием в природе начинается листопад.

4. Физминутка    ( слайд17)

. И сейчас мы все вместе превратимся в осенние листики.

(Игра на развитие выразительности движений, раскрепощения, эмоционального настроя)

Мы листики осенние,
На ветках мы висим
(руки вверх подняли)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (
учащиеся свободно кружатся, машут руками, изображая полет листиков)
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,                                                                                                                                  И   листочки все поднял.                                                                                                           Повертел их,                                                                                                                                                                               Покружил и  на землю опустил.                                                                                    Ребята имитируют полет падающих листьев под музыку П.И.Чайковского Времена года «Ноябрь».                                                                                                                                   Тихо сели и на парты посмотрели.                                                                                       Ребята, эти листочки прилетели к нам в класс. Они лежат у вас на партах.                       5. Сейчас Лесовичок предлагает  поиграть в
игры «От какого дерева лист».

                        Дети выполняют задания на листочках.

Один ученик работает у компьютера.

 Проверка.

6.  Ребята! Какого же цвета осень? ( слайд 17)

 Осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.

(слайд 18)

Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале», конечно, рябина.

Очень красив осенний лес!  (слайд 19)

 Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада. Все мы видим, что с каждым днем деревья и кустарники теряют свои листочки, устилая землю цветным ковром. (слайд 20)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.

.- Ребята,  иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей.  Они зимой и летом остаются зелеными.

7..Третья остановка -  Звуки осени.  (слайд 21)

.  Лесовичок предлагает послушать звуки осени. Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.

- Обратите внимание на птичьи звуки.             (слайд 22 )

 Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тёплые страны: косяками, цепочкой, стаями.

Итак, следующая остановка – В гостях у пернатых.

-  Почему птицы улетают в тёплые края?

- Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

9. Зарядка для глаз.

На большом листе ватмана изображен треугольник (рис. 1). Плакат висит на боковой стене класса. Включаю любую легкую музыку. Дети «бегают» глазами по треугольнику. Перед треугольником прикреплен кленовый листочек. Предлагаю детям представить себе, как он будет кружиться под порывом ветра.

10. Работа с учебником. Стр. 22  

- Каких еще  перелётных птиц вы знаете?    .             (слайд 23 )

Отгадайте загадки:

В синем небе он высоко

То мелькнёт, то прозвенит,

Даже самый быстрый

сокол медленней его летит.

(стриж)

Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

                                перед дальней дорогой …(грачи)    (П. Ялыгин)

- Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов?      (кукушка)

Ответы детей

Учитель: А есть птицы, которые остаются зимовать с нами. Какие это птицы?

 Их называют  оседлыми.

11. Сообщения детей о вороне  и воробье.

Сообщение о вороне. .             (слайд 24 )

Вороны тоже остаются зимовать у нас. Едят они все подряд: насекомых, мелких птиц, разоряют гнезда. Ворона птица осторожная и умная, но бывают они  назойливые до наглости. Ворона может не только каркать, но и петь.  Правда мало кто назовет ей пение песней, но это все-таки пение.

Воробьи.          (слайд 25 )

Воробьи очень прожорливые птицы. Держаться они стайками. Без веселого воробьиного чириканья город кажется пустым.

Воробьи, воробушки,

Серенькие перышки.

Клюйте, клюйте крошки

12.  Похолодание и жизнь животных.                                    

 Вот и следующая остановка -  гостях у зверят.

9. Физминутка.

Зайка по лесу скакал                     , 

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки      . 

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется

Зайка прыгнул в левый бок,

Затем прыгнул в правый бок.

И под кустиком свернулся,

Словно серенький клубок.

                               

10. Продолжение темы

- Ребята, что делал зайка? (корм искал)

 Похолодание отражается на жизни животных.

Не только птицы готовятся к холодной зиме, но и животные.                     

Как это происходит? Послушайте, как рассказывают об этом сами звери!

Кабанчик и Лисенок              .             (слайд 26 )

—        Аи, аи, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да еще жесткая. Как же ты зимовать будешь?

  • Худой ты до чего, Лисенок! — Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
  • У меня шерстка густая, шубка теплая - не замерзну!

—        А у меня ху-хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Учитель: Что помогает перезимовать дикому кабану?

  • Как готовится к зиме лисенок?

Белка и лесная мышь.    .             (слайд 27 )

  • Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить  повесила, а Мышь их у меня таскает... Ах злодейка!
  • Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они утебя, Белка, в дупле оказались!

                       

Медведь.   (слайд 28 )

 Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас, медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчел и ос. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму.

Лиса.   (слайд 29 )

 А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая  хитрая.

 А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок—  я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают.

Догнать зайца нам трудно.

Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

ТЕЛЕГРАММА

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее — веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц) (слайд 30-31 )

Учитель: Какие звери на зиму запасают корм?

Делаются выводы, как звери готовятся к зиме.       (слайд 32 )

 Вывод:

Запасают корм на зиму.

Запасают жир.

Залегают в спячку.

Никаких запасов не делают.

У всех зверей происходит линька.

- О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.

- А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки).

11. Продолжение темы

- Ребята, к зиме готовятся не только звери и птицы, но и люди.

Наша остановка – «Урожай»     (слайд 33 )

Лесовичок принес поднос с дарами осени. Давайте скажем, что же нам осень подарила.

Собираем урожай:

В огороде -  капуста, свекла, морковь, картофель.

В саду – яблоки, шиповник, груши.

В лесу – орехи, калина, рябина.

Молодцы!

                     

-Как вы думаете, что из них полезнее и нужнее? (ответы детей) 

-Не зря в народе говорят: «Сентябрь холоден, да сытен».

V. Обобщение и закрепление изученного.

 Остановка «Копилка народной мудрости».

 Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

  1. Задание 3 группам по 4 человека: собрать из слов пословицу.

Сентябрь красно лето провожает.

“Октябрь землю покроет, где листком, где снежком”

      “Ноябрь – зиме родной брат.” Проверка. (слайд 34 )

     2. Остальные дети заполняют кроссворд «Какого цвета осень»

  1. Эта осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег, во вскм чувствуется приближение зимы. Это…….осень.

2. Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл траву и кусты?

3. Это что за чудеса?

Не разверглись небеса-

Дождь идет такой прекрасный.

Он лилово-желто-красный!

Это осени явление,

Ты подумай и скажи.

4.  Понижение температуры осенью.

  1. Летом вырастает, а осенью отпадает.

6.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.\

7.Название второго месяца осени.

Ключевое слово – золотая.   (слайд 35) Почему осень называют золотой?

VI.  Итог урока.   (слайд 36 )

Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке.

Что запомнили?

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?

      - Что понравилось?

  - Ребята, сегодня вы все очень хорошо работали и в награду нам осень, подарила солнышки, на которых вы сейчас нарисуете улыбки веселые и грустные, кто как работал.

У кого веселая улыбка подходят к солнцу с улыбкой, у кого грустная – к солнцу с тучкой.

                           

Прозвенел наш дружок, голосистый наш звонок,

Перемены ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.

VII. Домашнее задание: стр.18 –раскрасить рисунок так, чтобы его можно было назвать «Золотая осень».



Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе.

Учитель: Элекина Галина Федоровна

Класс:  1 класс  Б

Тема: Осень.

Тип урока: изучение новой темы.

Цель:

  1. Обучающая:

-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью растительного и животного мира;

-дать  сведения о перелетных и оседлых птицах родного края;

    2) Развивающая:

- развивать  исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение,          систематизация и классификация;

 - развивать внимание, речь, расширять кругозор учащихся;

 - развивать эстетический вкус учащихся;

 - способствовать формированию коммуникативных, информационных,  технологических компетентностей.    

   3) Воспитывающая:

  - воспитывать  бережное отношение к природе родного края, страны;

  - воспитывать самостоятельность, творческую активность,  доброжелательное            отношение      друг к другу,      

Оборудование, материалы, программное обеспечение: 

  • Компьютер, программа «Power Point»
  • Компакт – диск Кирилла и Мефодия « Окружающий мир. 1 класс»
  • Презентация для сопровождения урока
  • Мультимедийный проектор, экран
  • Учебник «Окружающий мир. 1 класс» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Планета знаний.
  • Иллюстрации с изображением русской природы;
  • Музыка А.Чайковского из цикла “Времена года”.

Использование ИКТ:  демонстрационная презентация, диск «Кирилл и Мефодий.                         

Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету

План урока.

  1. Организационный  момент - 1 мин.
  2. Постановка целей и задач урока – 3 мин.
  3.  Актуализация опорных знаний  –  7 мин.
  4. Изучение нового материала – 17 мин.
  5. Обобщение знаний изученного материала – 7 мин.
  6. Итог урока – 2,5 мин.
  7. Домашнее задание- 0,5 мин.

Ход урока.

На доске картина осени и записана тема урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

     - Психологический настрой.

- Ребята, сейчас у нас на дворе такое время года, когда солнышко светит редко, а без него нам очень грустно. Давайте подарим, друг другу улыбку, чтобы нам было веселее. Я дарю свою улыбку вам, а вы передайте друг другу. А теперь подарим все улыбку нашим гостям.  Садитесь.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

 Выводы делать и рассуждать.

Интересные ваши ответы

С удовольствием буду слушать я.

Желаю успеха

II. Постановка целей и задач урока

- Вступительная беседа

С 2- го слайда учитель читает слова ( слайд 2)

Учитель: А. Плещеев.

Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо – тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою,
Молчаливые тропинки
Вдаль уходят синюю,
Над лесами пролетают
Стаи журавлиные.

- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ученики.

- Об осени. (слайд 2)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) 

-Совершенно верно.

- Давайте прочитаем тему нашего урока:

«Осень. Осенние изменения в природе». (слайд 3)

. Мы с вами узнаем, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом осени, научимся отличать признаки осени, вспомним, чем можем мы помочь нашим пернатым друзьям и животным.

- Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. А нашим проводником будет лесной царь – Лесовичок, который приготовил для вас много интересных заданий. Слайд 4

III. Актуализация опорных знаний

Первая остановка – Неживая природа.

- Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

( Небо, облака, осадки, солнце, ветер, вода в водоёмах).

 (слайд5)

1. Проблемная ситуация.

Ребята! Здесь лежит письмо. Ой, оно адресовано нам.

 школа № 93  города Тольятти        .

Кому: ученикам 1 Б класса.                          

Обратный адрес: Заячья поляна.        ( слайд6 )

Здравствуйте, дорогие ребята!

На поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам, зайцам, менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина зайцев считала, что пора, а другая говорила, что рано. Одни кричали, что трава еще зелёная, а другие, что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить, наступила ли осень? Говорят, что идёт она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она? Когда она будет в лесу?

Только собрание просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки зайцам очень непросто!

                                                                                                 Заячье собрание

2. Актуализация.

Какие же изменения произошли в неживой природе с приходом осени?

.(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением осени)   (слайд 7)

-  Как думаете вы? Рассмотрите внимательно картину.

 Вспомните, что вы видели на экскурсии.

- Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось в неживой природе с приходом осени?

Опираясь на таблицу, делаем выводы.   ( слайд8 )

Ученики:

Небо:  летом -  голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью – затянуто            облаками, кажется низким.

Дожди:  кратковременные, теплые, часто бывают грозы, осенью – затяжные, холодные.

Погода: летом теплая, много ясных дней; осенью – температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки.                                                                       (слайд 9)

 В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег. По утрам бывают туманы.           ( слайд10 )

Как приходит осень? ( слайд11 )

IV.Изучение нового материала.

  1. Ребята, осень к нам приходит не одна, с ней её друзья – осенние месяцы. Давайте послушаем загадки и скажем, о каком месяце идет речь.

      Первый ученик выходит к доске и загадывает.

                       Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам  пришел?

Первый ученик надевает шапочку “сентябрь”. ( слайд12 )

В народе этот месяц называли златоцвет, пора золотой осени или листопадником.

- Ребята, почему сентябрь называли золотой порой осени? (ответы детей)

А теперь послушаем вторую загадку.

 Второй ученик выходит к доске и загадывает.

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (ответы детей)

Второй ученик надевает шапочку “октябрь”.  ( слайд13 )

Этот месяц в народе называли грязник. Часто идут дожди под ногами грязь слякоть.

И последний друг осени.

Третий ученик выходит к доске и загадывает.

Поле черно-белым стало,                                                                                                              Падает то дождь, то снег.                                                                                                                    А еще похолодало -                                                                                                                       Льдом сковало воды рек.                                                                                                       Мерзнет в поле озимь ржи.                                                                                                               Что за месяц, подскажи? (ответы детей)  ( слайд14 )

Ученики.                                                                                                                       - Ноябрь.                                                                                                                                          Третий ученик надевает шапочку “ноябрь”.                                                                                                                                                                                                                                В народе ноябрь называли ворота зимы или полузимник. Самая темная пора в природе.

               

Учитель.

- Вы правильно угадали осенние месяцы. Давайте еще раз их назовем.

2.  Название какого месяца спряталось в пословице?  ( слайд15-16 )

1) В (…) синица просит осень в гости.

Ученики.

- В сентябре.

Учитель.

2) Плачет (…) холодными слезами.

Ученики.

- Октябрь.

Учитель.

3) В (…) зима с осенью борется.

Ученики.

- В ноябре.

С доски дети все вместе читают запись, заранее подготовленную учителем.

3.  В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)

Похолодание – это одна из причин изменения в живой природе, т.е.в жизни растений и животных.

Вторая остановка – «Листопад»

 Что же происходит осенью в жизни деревьев и кустарников? С похолоданием в природе начинается листопад.

4. Физминутка    ( слайд17)

. И сейчас мы все вместе превратимся в осенние листики.

(Игра на развитие выразительности движений, раскрепощения, эмоционального настроя)

Мы листики осенние,
На ветках мы висим
(руки вверх подняли)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (
учащиеся свободно кружатся, машут руками, изображая полет листиков)
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,                                                                                                                                  И   листочки все поднял.                                                                                                           Повертел их,                                                                                                                                                                               Покружил и  на землю опустил.                                                                                    Ребята имитируют полет падающих листьев под музыку П.И.Чайковского Времена года «Ноябрь».                                                                                                                                   Тихо сели и на парты посмотрели.                                                                                       Ребята, эти листочки прилетели к нам в класс. Они лежат у вас на партах.                       5. Сейчас Лесовичок предлагает  поиграть в
игры «От какого дерева лист».

                        Дети выполняют задания на листочках.

Один ученик работает у компьютера.

 Проверка.

6.  Ребята! Какого же цвета осень? ( слайд 17)

 Осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.

(слайд 18)

Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале», конечно, рябина.

Очень красив осенний лес!  (слайд 19)

 Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада. Все мы видим, что с каждым днем деревья и кустарники теряют свои листочки, устилая землю цветным ковром. (слайд 20)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.

.- Ребята,  иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей.  Они зимой и летом остаются зелеными.

7..Третья остановка -  Звуки осени.  (слайд 21)

.  Лесовичок предлагает послушать звуки осени. Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.

- Обратите внимание на птичьи звуки.             (слайд 22 )

 Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тёплые страны: косяками, цепочкой, стаями.

Итак, следующая остановка – В гостях у пернатых.

-  Почему птицы улетают в тёплые края?

- Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

9. Зарядка для глаз.

На большом листе ватмана изображен треугольник (рис. 1). Плакат висит на боковой стене класса. Включаю любую легкую музыку. Дети «бегают» глазами по треугольнику. Перед треугольником прикреплен кленовый листочек. Предлагаю детям представить себе, как он будет кружиться под порывом ветра.

10. Работа с учебником. Стр. 22  

- Каких еще  перелётных птиц вы знаете?    .             (слайд 23 )

Отгадайте загадки:

В синем небе он высоко

То мелькнёт, то прозвенит,

Даже самый быстрый

сокол медленней его летит.

(стриж)

Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

                                перед дальней дорогой …(грачи)    (П. Ялыгин)

- Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов?      (кукушка)

Ответы детей

Учитель: А есть птицы, которые остаются зимовать с нами. Какие это птицы?

 Их называют  оседлыми.

11. Сообщения детей о вороне  и воробье.

Сообщение о вороне. .             (слайд 24 )

Вороны тоже остаются зимовать у нас. Едят они все подряд: насекомых, мелких птиц, разоряют гнезда. Ворона птица осторожная и умная, но бывают они  назойливые до наглости. Ворона может не только каркать, но и петь.  Правда мало кто назовет ей пение песней, но это все-таки пение.

Воробьи.          (слайд 25 )

Воробьи очень прожорливые птицы. Держаться они стайками. Без веселого воробьиного чириканья город кажется пустым.

Воробьи, воробушки,

Серенькие перышки.

Клюйте, клюйте крошки

12.  Похолодание и жизнь животных.                                    

 Вот и следующая остановка -  гостях у зверят.

9. Физминутка.

Зайка по лесу скакал                     , 

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки      . 

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется

Зайка прыгнул в левый бок,

Затем прыгнул в правый бок.

И под кустиком свернулся,

Словно серенький клубок.

                               

10. Продолжение темы

- Ребята, что делал зайка? (корм искал)

 Похолодание отражается на жизни животных.

Не только птицы готовятся к холодной зиме, но и животные.                     

Как это происходит? Послушайте, как рассказывают об этом сами звери!

Кабанчик и Лисенок              .             (слайд 26 )

—        Аи, аи, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да еще жесткая. Как же ты зимовать будешь?

  • Худой ты до чего, Лисенок! — Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
  • У меня шерстка густая, шубка теплая - не замерзну!

—        А у меня ху-хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Учитель: Что помогает перезимовать дикому кабану?

  • Как готовится к зиме лисенок?

Белка и лесная мышь.    .             (слайд 27 )

  • Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить  повесила, а Мышь их у меня таскает... Ах злодейка!
  • Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они утебя, Белка, в дупле оказались!

                       

Медведь.   (слайд 28 )

 Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас, медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчел и ос. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму.

Лиса.   (слайд 29 )

 А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая  хитрая.

 А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок—  я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают.

Догнать зайца нам трудно.

Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

ТЕЛЕГРАММА

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее — веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц) (слайд 30-31 )

Учитель: Какие звери на зиму запасают корм?

Делаются выводы, как звери готовятся к зиме.       (слайд 32 )

 Вывод:

Запасают корм на зиму.

Запасают жир.

Залегают в спячку.

Никаких запасов не делают.

У всех зверей происходит линька.

- О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.

- А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки).

11. Продолжение темы

- Ребята, к зиме готовятся не только звери и птицы, но и люди.

Наша остановка – «Урожай»     (слайд 33 )

Лесовичок принес поднос с дарами осени. Давайте скажем, что же нам осень подарила.

Собираем урожай:

В огороде -  капуста, свекла, морковь, картофель.

В саду – яблоки, шиповник, груши.

В лесу – орехи, калина, рябина.

Молодцы!

                     

-Как вы думаете, что из них полезнее и нужнее? (ответы детей) 

-Не зря в народе говорят: «Сентябрь холоден, да сытен».

V. Обобщение и закрепление изученного.

 Остановка «Копилка народной мудрости».

 Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

  1. Задание 3 группам по 4 человека: собрать из слов пословицу.

Сентябрь красно лето провожает.

“Октябрь землю покроет, где листком, где снежком”

      “Ноябрь – зиме родной брат.” Проверка. (слайд 34 )

     2. Остальные дети заполняют кроссворд «Какого цвета осень»

  1. Эта осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег, во вскм чувствуется приближение зимы. Это…….осень.

2. Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл траву и кусты?

3. Это что за чудеса?

Не разверглись небеса-

Дождь идет такой прекрасный.

Он лилово-желто-красный!

Это осени явление,

Ты подумай и скажи.

4.  Понижение температуры осенью.

  1. Летом вырастает, а осенью отпадает.

6.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.\

7.Название второго месяца осени.

Ключевое слово – золотая.   (слайд 35) Почему осень называют золотой?

VI.  Итог урока.   (слайд 36 )

Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке.

Что запомнили?

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?

      - Что понравилось?

  - Ребята, сегодня вы все очень хорошо работали и в награду нам осень, подарила солнышки, на которых вы сейчас нарисуете улыбки веселые и грустные, кто как работал.

У кого веселая улыбка подходят к солнцу с улыбкой, у кого грустная – к солнцу с тучкой.

                           

Прозвенел наш дружок, голосистый наш звонок,

Перемены ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.

VII. Домашнее задание: стр.18 –раскрасить рисунок так, чтобы его можно было назвать «Золотая осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема:  Осень- природа готовится к зиме....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения...