План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Чарина Алена Викторовна

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_nasekomye.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по окружающему миру

1 класс

Учителя МКОУ «Тутончанская средняя школа» Чариной Алены Викторовны

по теме «Кто такие насекомые?»

Цели:

  1. Определить характерные особенности внешнего строения насекомых.
  2.  Дать элементарные представления о среде обитания насекомых, о тесном единстве в мире природы.
  3.  Развивать экологическое мышление.
  4.  Воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные:

  • Определить характерные особенности внешнего строения насекомых.
  • Дать элементарные представления о среде обитания насекомых, о тесном единстве в мире природы.
  • Развивать экологическое мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать желание учиться и делать открытия;
  • воспитывать умение слушать других.

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Оборудование:  А.А.Плешаков «Окружающий мир», учебник для 1 класса; А.А.Плешаков «Окружающий мир», рабочая тетрадь для 1 класса;  презентация; занимательный и справочный материал; стихи, загадки; цветные карандаши.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные, и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.

ΙΙΙ.  Постановка целей и определение темы урока.

- Тему нашего заседания вы узнаете, отгадав следующие загадки:

(отгадки показываются в презентации)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится?  (Муха)

Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только мёду не даёт,

Как пчела. (Оса)

Голубой  аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела)

Нос долог, голос тонок.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт. (Комар)

- Посмотрите внимательно на эти отгадки и скажите одним словом, кто это? (Это насекомые)

- Сделайте вывод, чем мы сегодня будем заниматься? (Узнаем кто такие насекомые, как они выглядят, чем занимаются)

ΙV. Открытие новых знаний.

- Посмотрите на доску. Здесь шесть картинок с изображением берёзы, жука, белки, подсолнуха, бабочки, рыбы. Я немножко перепутала, когда развешивала картинки. Давайте вместе разберёмся, где животные, а где растения.

(На одну часть доски учащиеся прикрепляют изображения животных, на другую – растений.)

- Жук и бабочка – это кто? (Это насекомые.)

Куда вы их отнесли? (К животным)

Первое открытие:  насекомые тоже животные.

- Сейчас мы займёмся исследовательской работой.

Работа с иллюстрациями учебника. (стр. 33)

- Сколько ног у насекомых? (Шесть ног)

- Какие части тела вы увидели? (Голову, грудь, брюшко)

- Посмотрите, что есть на голове у насекомого? (Усики, глаза)

- Усики, глаза – это органы чувств насекомых.

-Посмотрите, что крепится к груди? (Ноги, крылья)

- Ноги, крылья – это органы передвижения.

- Ещё одна часть насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.

Второе открытие:  у насекомых шесть ног. Есть голова, грудь, брюшко, крылья.

- Внимательно рассмотрите брюшко насекомых. Что заметили на нём? (На нём есть полоски)

- Это насечки. Кто-нибудь догадался, почему этих животных назвали насекомые? 

Третье открытие:  название  насекомые  произошло от слова насечки.

- Послушайте стихи и скажите, какую работу выполняют насекомые в природе.

Цветок  всю ночь готовит мёд,

Пчелу-сластёну в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несёт её, и вот

Цветок увял, но зреет плод.

- В опылении растений принимают участие многие насекомые, но активнее всего пчёлы: они собирают пыльцу и нектар для питания своей семьи и воспитания потомства. В природе существует более тридцати видов диких пчёл. Между пчёлами и растениями давно установилась тесная связь. Они не могут жить друг без друга. Природа создала необыкновенное разнообразие цветов, которые различаются окраской, причудливой формой, нежнейшим ароматом и сладким нектаром. Всё это привлекает насекомых, которые имеют небольшие размеры, прекрасно летают и одеты в «мохнатые» костюмы. Они очень удобны для переноса крохотных пылинок – пыльцы.

Четвертое открытие:  насекомые выполняют в природе важную работу.

- Какие из насекомых опасны для человека? (Мухи, комары)

- Хорошо бы стало, если бы мухи и комары исчезли совсем! У нас бы было меньше хлопот! Верно ли это? (Нет. Мухи и комары – это корм для птиц, значит, с исчезновением этих насекомых исчезнут некоторые виды птиц)

Пятое открытие:  в природе нет ничего лишнего.

V. Закрепление  полученных знаний.

- Рассмотрите рисунок в учебнике  на стр.32  и скажите, кто лишний на рисунке и почему? (Паук. У него восемь ног.)

Шестое открытие:  паук не насекомое. У него восемь ног.

Рассмотрите рисунок в тетради на стр.22 , № 1. Подумайте, почему кузнечик зелёный, а шмель пёстрый? (Кузнечик живёт в траве, а она зелёная. Шмель летает от цветка к цветку, а они разноцветные. Так они защищаются от врагов.) Раскрасьте картинку.

VΙ. Итог урока.

- Какие открытия на уроке вы сделали?

1. Насекомые тоже животные.

2. У насекомых шесть ног. Есть голова, грудь, брюшко, крылья.

3. Название насекомых произошло от слова насечки.

4. Насекомые выполняют в природе важную работу.

5. В природе нет ничего лишнего.

6. Паук – не насекомое. У него восемь ног.

- Как нужно относиться к насекомым? (Бережно. Не ловить бабочек и стрекоз, не разорять муравейников.)

VΙΙ. Рефлексия.

- Понравилось ли вам быть учёными и делать открытия для себя и других?

- Знаете ли вы, что есть наука, которая изучает жизнь насекомых? Она называется энтомология. Когда вы вырастите большими, то сможете стать настоящими учеными-энтомологами.

Как вы считаете. На какой светофорчик вы сегодня поработали?    

Краткий самоанализ урока.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....

План-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).

Материал представляет собой план-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).Цель·      Познакомить учащихся с различ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

Урок по окружающему миру 1 класс. Тема: "Кто такие птицы?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме  «Кто такие птицы?»  - один из уроков раздела «Что и кто? Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколени...