Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Письменная Лилия Алексеевна

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ryby.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

КТО ТАКИЕ РЫБЫ?

Цели урока : изучение внешнего строения и отличительных признаков  данной группы. Распознание рыб ближайшего природного окружения. Установление связи между строением тела и отрезком жизни отдельных особей. Развитие интереса к окружающему миру.

Задачи урока: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб; продолжить освоение деятельности моделирования; учить описанию природных объектов.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуей; научиться приводить примеры речных и морских рыб.

Оборудование : презентация, видео ролики, учебник, рабочая тетрадь, плакаты  с изображением насекомых и рыб, бумажные монетки, конверт с карточкой-заданием.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала:

Звучит мелодия с картинками прилета бабочек   и учитель  читает стихотворение:  

— Мотылек, мотылек,

 Сядь поближе  на цветок.

— Я не сяду  на цветок:

 У тебя  в руке сачок.

 — Мотылек, мотылек,

 Я тебя ловить  не стану,

 Подойду поближе, гляну,

 Посчитаю, сколько ног

 У тебя, мотылек.

 — Я и сам могу считать:

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Раз, два, три, четыре, пять…

 Сосчитаю, сколько ног,

 Без тебя, дружок!    (показываю на слайде  картинку мотылька)

      Й. Йованович-Змай

О ком речь в стихотворении?

      Учитель: «Сколько же ног у мотылька? Вспомните, как мы ответили на вопрос „Кто такие насекомые?“». (ответы детей)

  1. Изучение нового материала:
  1. Подготовка к восприятию изучения нового материала:

 «На утренней заре Муравей встретил спешащую куда-то Черепаху.

      — Куда ты торопишься?

      — Я спешу к реке, а кого там увижу, догадайся, отгадав загадку:

В воде они живут,

 Нет клюва, а они клюют».

      Дети отвечают, что это рыбы.

 Муравей говорит, что он живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Учитель предлагает детям объяснить это Муравьишке, показывает картину (таблицу) с изображением рыб.  Ребята в свободной форме говорят кто такие рыбы.

  1. Работа с учебником:

      А сейчас мы  с вами попробуем  изучить строение рыбы по рисунку в учебнике (с. 34).

Ребята,  «Кто догадался, почему эта рыба называется „красноперка“? (У нее красные плавники, похожие на перышки.)»

Какова самая значительная характеристика рыб? Поможет нам в это загадка:  

У родителей и деток

 Вся одежда из монеток.

 Учитель: «Что это за одежда? (Чешуя.)»

  1. Творческая работа

А теперь попробуем самостоятельно  с помощью монет или вырезанных из бумаги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Самостоятельно найдите  закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить ее на модели.

Если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу.

  1.  Музыкальная физкультминутка  «Рыболов»

Звучит мелодия шума воды  и ребята имитируют движение рыболова:

Рыболов, рыболов

Покажи свой улов!

Я поймал леща большого

И налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых

Окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака…

А в ведерке два малька.

 

- Ребята, мы сейчас сделали физкультминутку про рыболова. А кто знает, кто такой рыболов?(человек, который ловит рыбу)

- А  кто из вас ловил рыбу. Какую?

  1. Закрепление нового материала

  1. Просмотра видео ролика о строение рыб.

Вывод читаем в учебнике на с. 35

А сейчас мы перейдем  к знакомству с разнообразием рыб.

      Учитель: «Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке? (Дети называют известных им речных рыб.) А могла Черепаха увидеть в реке акулу? Почему? Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.

      Учитель предлагает хором сказать нужное слово:

      — Рыбы, живущие в реке, называются… речными.

      — Рыбы, живущие в море, называются… морскими».

  1. Видео -игра «Раздели  рыб на две группы морских и речных»

Учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 35 учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают ее изображение фишкой. Учитель задает уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»

Он в самом омуте живет,

 Хозяин глубины.

 Имеет он огромный рот,

 А глазки чуть видны.

      (Сом

А знаете ли вы , что :

 «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Ершом назвали особую щетку с жесткими, колючими щетинками (показывает ершик, просит детей прикоснуться к нему). Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов». (показ слайда)

Мастер шубу себе сшил,

 Иглы вынуть позабыл.

       (Ерш)

 Опасней всех в реке она!

 Хитра, прожорлива, сильна.

      (Щука)

Ее называют грозой морей.

 Она большая и быстро плавает.

 Зубы у нее в шесть рядов

 и острые, как бритва.

      (Акула)

 Эта рыба плоская, как блин,

 и все время лежит на дне.

      (Камбала)

  1. Проблемно-поисковая деятельность:

      Найдите  на рисунке рыб, о которых еще не говорили, прочитайте  их названия и сами дайте короткие (устные) описания-загадки, по которым этих рыб можно было бы узнать. Одни дети предлагают описания рыб, а другие угадывают.

Теперь я предлагаю вам отгадать мою загадку-описание:

Эта рыба вся покрыта колючками, как ёжик. Чтобы запугать своих врагов она принимает форму огромного колючего шара.( показ слайда  Рыба-ёж  )                                      

Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает рыбе видеть и чуять добычу даже на расстоянии.  (показ слайда рыба молот)

Чудесная окраска, похожая на наряд клоуна. Она живёт среди растений, щупальца которых ядовиты. Горе тому животному, которое прикоснется к этим щупальцам. А рыба - клоун покрыта толстым слоем слизи, который защищает её от яда. (показ слайда рыба клоун)

- Ребята, а кто знает как называется эта рыба? (показ  -морской конек)

Морской конёк - это рыба?

-   Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно ещё раз вспомнить о чём мы говорили, внимательно послушайте рассказ.

Я расскажу вам об уникальном создании - о Морском коньке. Вы наверное подумали, а чем же он уникален? Дело в том, что мама Морского конька откладывает икринки в карман, который находится на животе папы. Посмотрите, какой у него большой живот. И вот именно папа и вынашивает детёнышей. Представьте себе, что Морских коньков, «рожает» папа! Этому морскому коню нечем кусаться и он питается мелкими рыбёшками, засасывая их своим ртом, словно пипеткой. Тело его покрыто не обычными чешуйками, а изменёнными и очень похожими на пупырышки. Хвост - это руль с помощью которого он удерживается на плаву, прикрепляется им за водоросли. Перемещается Морской конёк с помощью плавников, которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Они тоже необычные, потому что закрыты кожей и практически невидны. Вот такой это необычный морской житель.                          

3.6.  Работа в рабочей тетради  с.24

  1. Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?»
  2. Используя рисунок слева в тетради , нарисуй рыбку и раскрась ее.

            Далее проводится работа в группах (бригадах). Каждая бригада получает конверт с карточкой-заданием подготовить по плану подробное (устное) описание одной из рыб, изображенных в учебнике.

      План описания рыбы

      1. Название рыбы.

      2. Речная или морская.

      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

      4. Форма тела.

      5. Окраска туловища, плавников.

      6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

Описание составляется коллективно. Затем представители бригад выступают со своими описаниями перед классом.

  1. Итог урока :

Ребята, я  порошу  еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб.

Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Мне было очень приятно с вами работать, все старались правильно отвечать, все молодцы . Спасибо  за урок!

Класс :    1б

Место проведения: кабинет начальных классов № 4

Классный руководитель : Письменная Лилия Алексеевна

г.Ростов-на-Дону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Открытый урок по окружающему миру "Что такое Бенилюкс"

Открытый урок по окружающему миру "Что такое Бенилюкс"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?"

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КТО ТАКИЕ РЫБЫ?" 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Открытый урок по окружающему миру "Что такое деньги?" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме" Что такое деньги?" для педагогов Поронайского района в рамках Дня открытых дверей "Школа равных возможностей"...

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс

Урок - исследование по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?" соответствует всем требованиям ФГОС. Цель урока: познакомить с группой животных птицы и показать их разно...