Открытый урок по окружающему миру "Что такое деньги?" 3 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме" Что такое деньги?" для педагогов Поронайского района в рамках Дня открытых дверей "Школа равных возможностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 624177.ppt2.71 МБ
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx51.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6

Слайд 2

1 + 2 + 3 - 4 + 5 - 6 + 6 – «5» 5 – «4» 4 – «3» 3 и меньше – «2»

Слайд 3

Без чего мы не можем прожить в жизни?

Слайд 5

План нашей работы: 1)Способы приобретения товара 2) Что такое деньги. История их возникновения. 3)Исследование денег

Слайд 6

Что такое деньги? Деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Слайд 8

Первые металлические деньги

Слайд 9

Первые деньги 1000 штук



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Программа

Школа России

Ресурсы

  1. Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков
  2. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир
  3. Детская энциклопедия
  4. Интернет-ресурсы

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тема урока

Что такое деньги?

Цель урока

 Создать  на уроке условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

- определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;

- учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

 -в процессе дидактической игры познакомиться с понятиями «БАРТЕР», «КУПЛЯ – ПРОДАЖА», понять трудности такого обмена.

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности; 

- слушать и понимать речь других.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации урока:

Индивидуальная, в парах.

Автор  урока

Чурекенова Вера Николаевна, МБОУ СОШ с. Восток, учитель начальных классов

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

момент

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация

 знаний

  1. Орг. момент.

Здравствуйте еще раз дорогие ребята.

Самое удивительное явление в мире, это человеческая доброта. Так давайте мы с вами подарим друг другу улыбки. Улыбнулись друг другу. А теперь подарите улыбки нашим гостям. Молодцы!!!

  1. Актуализация знаний учащихся.

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Какая бывает промышленность)

- Молодцы! Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему.

-Слайд 1

-Для этого вам нужно в листочках поставит  + ,если согласны или – если не согласны со мной.

Проверочная работа по теме, «Какая бывает промышленность»(+, -)

  1. Химическая промышленность производит: стиральный порошок, краски, лаки и многое другое. +
  2. Пищевая промышленность обеспечивает людей продуктами питания. +
  3. Электроэнергетика производит алюминий, медь, цинк. –
  4. Машиностроение производит разнообразные машины и механизмы. +
  5. Электронная промышленность производит порошок, лаки, краски и многое другое. –
  6. Добывающая промышленность обеспечивает экономику нефтью, природным газом и всеми другими полезными ископаемыми. +

- Побудьте в роли учителя.

 Слайд 2

- Правильные ответы обведите в кружок. Посчитайте, сколько кружочков и поставьте соответствующую оценку. А я потом проверю и выставлю оценки.

- С последних парт передайте листочки вперед.

Общий настрой класса на учебную работу.

   

   

   

Коммуникативные:

-  уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Формулирование темы урока, постановка цели

- Введение в новую тему:

(На экране появляется (Слайд № 2) : Муха Цокотуха)

- Кто это? (К.И. Чуковский «Муха Цокотуха»)

- Вспомните первые строки этого произведения.

( Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла муха на базар и купила самовар.)

- Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)

-Что значит  купила? ( Заплатила деньги.)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.)

Давайте сформулируем тему урока .

 Итак, тема урока «Что такое деньги» (Слайд № 3)

- Продолжите мою фразу : Деньги - это….. (предположения детей)

Посмотрите, какие разные определения вы даёте. Сегодня в течение урока мы проверим ваши предположения.

-Ребята, а стоит ли нам изучать эту тему? Для чего это надо?

-Как вы думаете, а у наших предков были деньги? Какие?

-Что бы вы хотели узнать о деньгах?

-Итак, какие же цели поставим перед собой на уроке?  (Надписи на доске)

Цель:  Сегодня на уроке мы с вами…..

*Узнаем… (что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения.)

*Познакомимся… со способами обмена.

*Пополним…словарный запас.

*Рассмотрим…старые и новые деньги.

 У вас на желтых листочках записан план нашей работы на уроке. Давайте с ним познакомимся. (дети читают) (Слайд №4)

1)Способы приобретения товара

2) Что такое деньги. История  их возникновения.

3)Исследование денег

-Вы согласны работать по этому плану? Отлично.

Определяют тему урока.

Высказывают предположения.

 

Знакомятся с планом работы.

  Регулятивные УУД:

- определять  и формулировать  тему урока с помощью учителя.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

- уметь выполнять работу в соответствии с намеченным планом.

«Открытие» детьми нового знания

Дидактическая игра

Работа в парах…

ВЫСТАВКА

Физминутка

-Переходим к первому пункту нашего плана:

Мы с вами уже знаем, что разнообразные отрасли промышленности производят различные товары.

И сегодня я пришла на урок с результатами этого производства.

(достаю конфеты, лак для волос, пакет молока, стиральный порошок,

-Егор, выходи ко мне. Сейчас ты попробуешь приобрести у меня какой-нибудь из товаров.

-Что бы ты хотел приобрести? Приобретай.

-Какая трудность у тебя возникла?  (нет денег)

-А что у тебя есть? Давай представим, что у тебя есть конфеты.

-Давай попробуем обменяться.  (обмениваемся)

-Ты получил, что хотел? Как ты это сделал?  (произвёл обмен)

Вывод: Дима обменял товар, который у него был, на товар, который ему нужен. Изобразим это в виде схемы:

-

                                      (Запись на доске)

                             Товар                               Товар

Сейчас я изменю условия игры.

-Ангелина, выходи ко мне.

(Ангелине выдаются деньги, на каждый товар указывается цена)

-Что бы ты хотела приобрести?

-Что ты можешь для этого сделать?  ( заплатить)

- Откуда ты узнала, сколько денег ты должна заплатить за этот товар?  (указана цена)

-А что такое цена?  (стоимость товара)

-Ты получила тот товар, который хотела? (да)

-Как ты это сделала?  (заплатила за него деньги)

-Итак, ты отдала деньги, а получила товар.

Изобразим это в виде схемы:

                                          (Запись на доске)

                     Деньги                                   Товар

- Что общего в обоих случаях? (Произошел обмен.)

                                 На доске схема

                                ОБМЕН

         

ТОВАР          ТОВАР            ДЕНЬГИ                 ТОВАР

- Вы знаете, как называются такие способы обмена? Где мы можем получить эту информацию? ( в учебнике)

Прочитайте информацию в  учебнике на стр. 68-69 и найдите, как называются такие способы обмена товара.

 - Назовите, какие существуют способы обмена? (Бартер и   К - П)

-Как называется способ обмена, представленный в первой схеме? (бартер)

-Как называется способ обмена, представленный на второй схеме? (купля-продажа)                    

    (дописываю схему)

- Что такое Бартер? Найдите значение слова в учебнике.

Бартер – это прямой обмен товарами.

 

Что такое Купля – Продажа?

Купля – продажа  - это обмен товара  на какое – то количество денег.

-Прекрасно, мы познакомились с двумя новыми понятиями.

-Как вы думаете, какой обмен удобнее? (Купля – продажа.) Чем?

( Легче.)

- Когда возможен такой обмен? (Когда есть деньги.)

-Слышите музыку? (да)

-Это музыка зовет нас на ярмарку. У вас на партах у кого-то картина денег,  у кого-то товар.

Настя у тебя картошка, а у дениса земляника что ты сделаешь? Какой обмен совершила?

Вика у тебя деньги. А у Максима машина что ты сделаешь?  Какой это у тебя обмен?

Вывод: Итак, вернёмся к нашему плану. Выполнили ли мы  1 пункт? (да)

- Давайте подытожим всё, что узнали в этой части урока:

 Какие способы обмена товаров существуют?

-Что такое бартер?

-Что такое Купля-продажа?

-Что необходимо для способа Купли-продажи?

Переходим ко второму пункту нашего плана.

-Что нам предстоит узнать?  (что такое деньги)

-В начале урока вы высказывали свои предположения по поводу значения этого слова.

-А вот какое значение денег записано в словаре Ожегова

(запись на доске)

ДЕНЬГИ - это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

Как вы думаете, деньги существовали всегда? (ответы детей)

-А вот историю денег нам расскажет Вика, а вы внимательно слушаете.

  Слайды № 7

 Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

    Хочу еще дополнить о том, что

     Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

Бумажные деньги впервые появились в Китае.  (Слайд №11) 

С течением времени банкноты менялись.

Вот так они выглядели в советские времена  (Слайд № 12)

Ну а вот так выглядят деньги современной России (Слайд №13)

-Хочу вам показать некоторые монеты

Вывод : Ну что, выполнили ли мы второй пункт нашего плана?

-Давайте подытожим всё вышесказанное:

-Деньги существовали всегда?  (Нет)

 -Что служило деньгами в древности?

-Где появились первые бумажные деньги?

-Кто скажет, как называются современные российские денежные единицы? (рубль, копейка)

- Кто вспомнит, почему  у рубля и копейки такие названия?  (рубль т к раньше серебряные слитки гривны рубили если нужно было заплатить половину, копейка – т. к.  на ней изображён всадник с копьём)

Отлично! Вы здорово потрудились, предлагаю немного отдохнуть.

                             (Физминутка)

Буратино потянулся, 
Раз нагнулся, два нагнулся. 
Руки в стороны развел, 
Монетки, видно не нашел. 
Чтоб монетки нам достать 
Надо на носочки встать. 
С кустика достать монетку, 
Закопать их в поле редко.

У нас остался последний пункт нашего плана. Сейчас нам предстоит исследовательская работа.  

-Как вы думаете, откуда берутся деньги?

А вы знаете, где   печатают деньги и отливают монеты? (Слайд  14)   (Монетный Двор.)

Процесс изготовления денег очень сложный. Печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.

- Скажите, а можем ли мы с вами сами напечатать деньги, например, на цветном  принтере?

-Нет, конечно. За подделку денежных средств существует статья (Слайд 17)

Статья 186  УК РФ. Изготовление, хранение поддельных денег наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

-И всё - таки существуют непорядочные люди, которые пытаются подделать деньги.

Для того, чтобы защитить деньги от подделок придуманы специальные способы.

-Встаньте и подойдите к моему столу. Давайте внимательно  и аккуратно рассмотрим настоящие деньги.

(Рассматривание денег)

Способы защиты:

Водяной знак

Тонкие цветные волокна

Металлизированные нити

Все эти признаки существуют только на настоящих денежных купюрах и подделать их практически невозможно.

Слушают учителя  и  отвечают на вопрсы.

Совершают покупки ,следуя условиям педагога.

Анализируют свою деятельность.

Дети самостоятельно работают с информацией в учебнике.

Знакомятся с новым материалом

Делают выводы

Исследуют деньги.

Познавательные: 

-умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

-в процессе дидактической игры познакомиться с новыми понятиями.

Коммуникативные:

Умение договариваться, вести куплю-продажу и обмен товара

Познавательные:

-В ходе игры знакомятся с двумя способами получения товара.

-Учатся анализировать свою деятельность

Познавательные:

Учатся находить необходимую информацию в учебнике

-учатся перерабатывать полученную информацию,делать выводы в результате совместной работы;

Первичное закрепление материала

Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты.

Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах

У каждой группы своя монета 1 гр. 5р, 2 гр. -2руб, 3гр. 1руб.

  Практическая работа (в парах)

- у каждой группы российские монеты различного достоинства. (1 рубль, 5 рублей, 10 рублей) Что на них изображено и написано?

- Проведём исследование, после которого вы сможете больше узнать и рассказать о монетах, лежащих перед вами. Вам поможет план исследования

План исследования.

  1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты  или “решка”.
  2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты или “орел”.
  3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
  4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
  5. У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками  название частей монеты.

- Как называется ребро монеты? (ГУРТ) Почему на  нём насечки?(Это защита от фальшивомонетчиков)

- Рассмотрите внимательно современные российские монеты

-Какую информацию мы можем прочитать на монетах?

-Можем ли мы определить, в каком государстве выпущена эта монета? (Да, есть надпись - банк России)

-Что ещё указано на монетах? (Год выпуска)

-Что изображено на монетах? (Герб)

-Кто из вас знает, как называется сторона монеты, на которой изображён герб? ( Лицевая, или «Орёл»)

-Кто знает, как называется обратная сторона монеты? (Оборотная, или «Решка»)

-Кто догадался, что такое номинал монеты? (достоинство монеты-5 рублей,10 копеек..)

Надпись на монете,  которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда».

Я предлагаю вам выполнить следующее задание:

У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками  название частей монеты. Проверка ( Слайд 18 ) 

Вывод: Скажите пожалуйста, выполнили ли мы третий пункт нашего плана? Давайте подведём итог:

-Как называются денежные единицы нашей страны?

-Где печатают деньги?

- Что изображено на лицевой стороне монеты?

-Какие способы защиты денег от подделок вы запомнили?

Отлично! Мы выполнили всё, что задумали!

ПОСМОТРЕТЬ ПО ВРЕМЕНИ

А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы усвоили тему урока. А поможет мне в этом тест.

Тест.

1. Что использовали раньше в качестве денег?

А) телевизоры и чайники

Б) морские раковины и шкурки пушных зверей

В) рисунки на бумаге

2.Как называется прямой обмен одних товаров на другие?

А) бартер

Б) купля-продажа

В) замена

3.Как называется денежная единица России?

А) рубль

Б) доллар

В)евро

4.Как называется сторона монеты, на которой изброжён герб?

А) лицевая

Б) оборотная

В) номинал

5)  Где появились первые бумажные деньги?

А) в России

Б) в Китае

В) в Америке

А сейчас выполним взаимопроверку. Обменяйтесь своими листочками с соседом по парте. Давайте проверим ваши работы. (Слайд № 19)

Сейчас вы сверите ответы вашего товарища с образцом. Если ответ верный - ставите сбоку «+», если не верный « - «. Подсчитайте, сколько правильных ответов дал ваш товарищ. Сколько + он получил, такую отметку ему и поставьте. Передайте мне ваши листочки, я их посмотрю и выставлю вам отметки.

 

Практическая работа

В парах.

Исследуют монеты

Отвечают на вопросы теста

Осуществляют взаимопроверку

Коммуникативные:

- учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя полученные знания

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Итак,  все пункты нашего плана  мы выполнили, осталось только подвести итог урока.

-Напомните мне ,пожалуйста, какова была тема урока?

-Давайте вернёмся к  нашим целям, всё ли мы выполнили?

-Какова роль денег в жизни человека?  (ответы детей)

Несомненно, деньги играют огромную роль в экономике любой страны и в жизни каждого человека. А вы знаете, что во многих городах России установлены памятники рублю и копейке? Я вам их сейчас покажу :

(Слайд 16) Это памятник копейке, установленный в Иркутске..

(Слайд 17)  Здесь изображён памятник, установленный в честь рубля в Новосибирске.

А теперь проведём рефлексию:

       Рефлексия : (Слайд 23)

 На уроке я  узнал(а)…...

-Мне было интересно…..

-Я могу похвалить себя за….

-Я могу похвалить одноклассника за….

-Моё настроение в конце урока..

Мне понравилось, как сегодня на уроке работали…..

К сожалению, не очень активны были…..

За урок вы получаете следующие отметки:………

Личностные:

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.

Домашнее задание

Переходим к домашнему заданию:)

-Как вы думаете, будут ли меняться деньги в будущем?

(демонстрация пластиковой  карты)

Домашнее задание для вас будет сегодня : (Слайд № 16)

                   Итог.

Закончить урок я хочу стихотворением Владимира Орлова «Что нельзя купить».

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где-то дома у метро -

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить -

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

- Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? (Высказывания детей)

-А что ещё нельзя купить за деньги?

- Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены!  Здоровье, счастье, любовь, улыбку близких людей  нельзя купить за деньги.  Далеко не все продается и покупается. Самое дорогое в нашей жизни - бесценно, и не имеет никакого отношения к деньгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе. Что такое экономика?»

Тип урока: Введение нового знания.Тема урока: Что такое экономика?Образовательная система (УМК): Школа РоссииЦель урока:ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представлений о понятии ...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема "Что такое хвоинки?". ФГОС НОО.

Конспект данного урока по окружающему миру был приготовлен для аттестации на высшую категорию в октябре 2021 года....