Открытый урок по окружающему миру во 2 классе. Что такое экономика?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Козлова Ольга Александровна

Тип урока: Введение нового знания.

Тема урока: Что такое экономика?

Образовательная система (УМК): Школа России

Цель урока:

  • ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представлений о понятии «экономика», об отдельных отраслях экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ekonomika._konspekt.docx309.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

141650, Московская область, Клинский район, г.Высоковск,

ул. Первомайская, д.2а, тел. 8 (49624) 6-22-05

Открытый урок по окружающему миру  во 2 классе «Что такое экономика?»

                                                                   

                                              Подготовила и провела  

                                                                      Козлова Ольга Александровна,

                                                                      учитель начальных классов  

                                                                         

                                                                                           03.12.15 г            

                                                                                         

   

                                             

                                                 

                                       

                                           2019-2020 учебный год

Тип урока: Введение нового знания.

Тема урока: Что такое экономика?

Образовательная система (УМК): Школа России

Цель урока:

  • ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представлений о понятии «экономика», об отдельных отраслях экономики.

Задачи урока:

Образовательные

  • формировать первичное представление о понятии «экономика»;
  • формировать первичное представление о составных частях экономики и их взаимосвязи на конкретных примерах из жизни ребенка;
  • способствовать формированию представлений о роли экономики в нашей жизни.

Развивающие

  • развивать умение четко, кратко излагать свои мысли;
  • развивать психологические процессы: анализ, сравнение, обобщение, память, внимание;

развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное. 

Воспитательные

  • воспитывать уважительное отношение к труду людей;
  • воспитывать интерес к предмету, к учению.

Планируемые результаты урока: 

Личностные 

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика; 
  • развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; 
  • умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 
  • оценивание учебных действия в соответствии с поставленной задачей; 
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

          Познавательные: 

  •  извлекать существенную информацию из текстов, иллюстраций; 
  •  выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом; 
  • на основе анализа объектов делать выводы. ш

Коммуникативные: 

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; 
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; 
  • развивать умение слушать и понимать других.

Предметные:

  • сформировать знание о понятии «экономика»;
  • различать отдельные отрасли экономики;
  • выявить взаимосвязь отраслей экономики.

Средства обучения: комплект учебно-методических материалов; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, презентация.

Литература:

  1. Окружающий мир. Учебник . А. А. Плешаков УМК «Школа России».
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. А. А. Плешаков УМК «Школа России».
  3. Волкова Н.В. Психология младших школьников. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ,– 3-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2016 – 45с.

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся/деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный этап

(1 мин)

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

- На уроке нам понадобится учебник, рабочая тетрадь и пенал.

- Ребята, а что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?

(хорошее настроение, быть активным, слушать внимательно учителя, прилагать старания)

- А какие правила мы соблюдаем на уроке?

(не выкрикиваем, внимательно случаем учителя)

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты.

Словесный метод.

  1. Мотивирование

(самоопределение) к учебной деятельности (5 мин)

1.Актуализация требования к учащемуся со стороны учебной деятельности;

2. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

3. Установка тематических рамок.

- Ребята, давайте откроем учебники на странице 103 посмотрим, как называется новый раздел.

(Жизнь города и села)

- (слайд)Давайте вспомним, что такое город и село.

Город – это крупный населённый пункт.

Село – это небольшой населённый пункт.

(слайд фотографии города и села)

- Каждый раздел включает в себя несколько тем. Сегодня мы изучим первую из них.

-А как она называется, мы узнаем из следующего задания.  

Словесный метод

Беседа

Обучающиеся активно участвуют в беседе

Работа с учебником

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(3 мин)

Организация подготовки и мотивация учащихся к  самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

- Ребята, посмотрите на доску. Соедините слоги так, чтобы получилось слово. Кто догадается, поднимите руку.

но э ми ка ко (э ко но ми ка)

- Верно!

Практический метод

Работа с презентацией

Словесный метод

Беседа

  1. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Организация выявления учащимися места и причины затруднения.

- А как вы думаете, что такое ЭКОНОМИКА?

(предположения детей) (Обучающиеся  затрудняются ответить на этот вопрос)

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

(Что такое экономика?)

(слайд)

- Ребята, а что нового мы должны узнать на уроке?

(узнаем, что такое экономика)

-Давайте прочитаем  на странице 103 задачи урока.

Словесный метод

Беседа

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство)

(5 мин)

Организация поиска проекта будущих учебных действий

- Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 67 и  решите кроссворд.

- Какое слово получится в первой строчке?

- Какое слово получится во второй строчке?

и т.д.

1.хлеб

2.овощи

3.зеркало

4.мяч

5.чайник

6.носок

7.фрукты

8.автомобиль

9.компьютер

- Какое получилось главное слово?

(хозяйство)

- Давайте вместе проговорим это слово.

Словесный метод

Беседа

Практический метод

Работа с презентацией

Работа с учебником

  1. Реализация построенного проекта

(15 мин)

Осуществление реализации построенного проекта

- Ребята, значит, что такое экономика?

(Экономика – это хозяйство)

- Давайте прочитаем опредение на странице 104.

(чтение до составных частей)

- Верно. Экономика – это хозяйственная деятельность людей. В основе слова «экономика» лежат слова «экос», которое на древнегреческом языке означает «дом» и слово «номос», которое означает хозяйство. А буквальный перевод слова «экономика» - искусство ведения домашнего хозяйства. Всё, что нас окружает и называется экономика.

- А без кого невозможно хозяйство?

(без людей)

- А для кого нужна экономика?

(для себя и других людей)

- То есть экономика — это отношения между людьми, когда одни создают товар, другие продают его, а третьи покупают его)

- Значит главной частью экономики кто является?

(люди)

(слайд) Экономика (стрелочка) люди

- Что должен делать человек, чтобы получить какой-либо продукт или вещь?

(труд, трудиться)

- Верно. Экономика – это отношение между людьми, в процессе производства.

(слайд) Экономика (стрелочка) люди (стрелочка) труд

Пояснение учителя: экономика – это отношение между людьми, когда они создают и продают товар, но для создания, они должны трудиться

- А что получает человек, когда он трудится?

(на конкретных примерах: ваза, стол и т.д.)

- Верно. Всё это можно назвать экономический продукт.

- То есть экономический продукт — это различные товары, которые люди создают и покупают.

(слайд) Экономика (стрелочка) люди (стрелочка) труд(стрелочка) экономический продукт

Пояснение учителя: экономика – это отношение между людьми, когда они создают и продают товар, но для создания, они должны трудиться, чтобы получить конкретный продукт, то есть экономический товар

- Приведите пример того, что получает человек в своей трудовой деятельности.

- Например: строитель строит дом, то есть экономический продукт – это новый дом;

Повариха сварила суп, суп – это экономический продукт;

- Какой экономический продукт получит парикмахер?

(красивую причёску)

- Это могут быть разные вещи, услуги. Например, постричь в парикмахерской, отправить письмо на почте и др. А так же произведения искусства: песня, стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идёт на продажу, за неё выплачивается заработная плата.

- А что должен иметь продукт, чтобы его купили?

Объяснение учителя: вы приходите в магазин, что-то покупать, что вы должны для этого знать?

(его цену)

- Правильно! Каждая вещь и услуга имеет свою цену.

- Для чего нам нужна цена?

(чтобы сравнивать вещи)

- Цена позволяет нам понять, можем ли мы купить какую-либо вещь или она слишком дорогая.

- А что любому человеку необходимо, чтобы сделать покупки?

(деньги)

- Верно. Деньги - это кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу.

(слайд) Экономика (стрелочка) люди (стрелочка) труд (стрелочка) экономический продукт  (стрелочка) деньги

- А для чего нам нужна экономика?

(чтобы человеку было комфортно жить)

Словесный метод

Беседа

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Практический метод

Работа с презентацией

Работа с учебником

  1. Физкультминутка

(1 мин)

1.Снятие усталости и напряжения;
2.Внесение эмоционального заряда;

- Ребята, встаньте из-за парт.

Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!
(Потягивания, руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивания, руки в стороны.) 
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)

Обучающиеся выполняют движения физкультминутки за учителем.

  1. Реализация построенного проекта

(5 мин)

  Осуществление реализации построенного проекта

-Какие отрасли хозяйства включает экономика? Прочитаем об этом на с. 104 (слайд отраслей экономики) Сколько отраслей экономики?(5)

-Как вы поняли, что такое отрасль? (составные части экономики) Верно. Посмотрите на первую картинку внизу. К какой отрасли экономики она относится?

(промышленность)

- Почему?

(на ней изображён процесс изготовления продуктов, в данном случае молока)

- Где производят продукты и различные товары?

(на заводах и фабриках)

- Посмотрите на вторую картинку. Что на ней изображено?

(грузовая машина, а за ней строится дом)

- К какой отрасли экономики относится эта картинка?

(строительство)

- Правильно.

- Переходим на страницу 105 и смотрим на первую картинку. Как вы думаете, к какой отрасли она относится?

(сельское хозяйство)

- А почему к сельскому хозяйству?

(Потому что выращиваются растения: рожь, пшеницу,  т.е. зерновые культуры)

- Благодаря сельскому хозяйству выращиваем уро-жай, из которого можно что-либо приготовить.

- Верно. Посмотрите на слайд, определите по картинке название профессии.

(на слайде картинка комбайнёр)

- Кто такой комбайнёр?

( Это человек, который управляет  комбайном)

- Верно. А посмотрите на картинку, которая расположена ниже. К какой отрасли она относится?

(тоже к сельскому хозяйству)

- Но чем эта картинка отличается от первой?

(на первой выращивали растения, а на второй разводят животных)

- Верно. Посмотрите на слайд, определите по картинке название профессии.

(слайд: пастух)

- Чем занимается пастух?

(Это человек, который пасёт скот)

- Верно. Посмотрите на слайд, определите по картинке название профессии.

(слайд: доярка)

- Как вы думаете, чем занимает доярка?

(доит коров и коз)

- Верно. Посмотрите на слайд, определите по картинке название профессии.

(слайд: конюх)

- Как вы думаете, что делает конюх?

(он ухаживает за лошадями)

- Верно. Посмотрите на слайд, определите по картинке название профессии.

(слайд: птичница)

- Как вы думаете, чем занимается птичница?

(ухаживает за птицами)

- Верно! Ребята, к какой отрасли относится нижняя правая картинка?

(промышленность)

- Почему?

(потому что производят машины на заводах)

- Верно. Посмотрите на слайд, определите по картинке название профессии.

(слайд: сварщик)

(это человек, который соединяет металлы)

- Посмотрите на последнюю картинку, к какой отрасли экономики она относится?

(торговля)

- Почему?

(потому что на картинке изображён магазин, где продаются продукты)

- Верно. Посмотрите на слайд, определите по картинке название профессии.

(слайд: продавец)

(Это человек, который продаёт продукты, различные товары)

- Ребята, все отрасли экономики взаимосвязаны. Давайте убедимся, выполнив задание номер 1 на странице 105. Прочитайте задание.

— Это задание вы будете обсуждать с соседом по парте и на его выполнение вам даётся 1 минута.

- Давайте вспомним все отрасли экономики.

(ответ ученика)

- Отрасли: сельское хозяйство, производство, транспорт, торговля.

( Корова даёт молоко — это отрасль сельское хозяйство.После машиной молоко доставляют с фермы на молочный завод, где его обрабатывают и наливают в бутылки — это взаимодействие отрасли транспорта и промышленности.

После этого молочные продукты привозят в магазин, где его продают - это взаимодействие отрасли транспорта и торговли.

Словесный метод

Беседа

Работа с книгой

Работа с презентацией              

Работа в парах

  1. Включение в систему знаний и повторение

(2 мин)

 Выявление границ применения нового знания

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру и за одно проверим, как внимательно вы меня слушали на уроке. Я буду диктовать высказывания, а ваша задача поднять зелёный кружочек, если оно верное, если же вы думаете, что оно неверное, то поднимите красный кружочек.

1.Экономика — это хозяйство.

2.Главная часть экономики — это машины.

3.В результате труда человек получает экономический продукт.

4.Каждый продукт имеет цену.

5. Без экономики можно было бы обойтись

6.Деньги — это кровь экономики

7.Экономика делится на 2 части: промышленность и транспорт

8.Все части экономики тесно взаимосвязаны между собой.

9.Гречка, мясо, будильник – это продукция сельского хозяйства

(слайд)

Словесный метод.

Беседа.

Обучающиеся активно участвуют в беседе.

Игра «Да. Нет»

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(1 мин)

 Реализация рефлексии

- Если вы хорошо работали на уроке покажите солнышко, если вы собой немного не довольны, покажите тучку.

- Запишите домашнее задание: учебник, с. 104—107; в рабочей тетради на стр. 67 дописать определение, на стр. 68 № 2, стр. 69 №5

- Спасибо за урок!

Обучающиеся отвечают на вопросы рефлексии.

Словесный метод.

Изображение выглядит как небо, внешний  Автоматически созданное описание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....

урок по окружающему мирув 1 классе "Здоровая пища"

данный урок проводится без ИКТ,но с использованием различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми.Усвоение материала идёт с опорой на свойственые первоклассникам возрастные осо...

Открытый урок по окружающему миру "Что такое деньги?" 3 класс

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме" Что такое деньги?" для педагогов Поронайского района в рамках Дня открытых дверей "Школа равных возможностей"...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие птицы?" 1 класс

Урок - исследование по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?" соответствует всем требованиям ФГОС. Цель урока: познакомить с группой животных птицы и показать их разно...