Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"
план-конспект урока по окружающему миру (1, 3 класс) на тему

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_mir.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кто такие рыбы?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.
  • Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.
  • Воспитательные : способствовать формированию бережного отношения  к природе в повседневной жизни.

Тема урока: «Берегите воду»

Цели урока:

  • определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;
  • выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.

Задачи урока:

  • формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление  по предложенной инструкции);
  • развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом);
  • воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель в стихотворной форме настраивает детей к предстоящему уроку.
Дети слушают учителя, выполняют действия задаваемые стихотворением – настроем.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

  1. Актуализация знаний.

1. Блиц-опрос

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, для этого проведем блиц-опрос «Закончи предложение»:

1) На прошлом уроке мы изучали … (насекомых)

2) К ним относятся … (пчелы, кузнечики, бабочки и т.д.)

3) Отличительными признаками насекомых являются … (6 ножек)

- Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы, если вы согласны, то хлопните в ладоши 1 раз, если нет – то не хлопаем.

1) Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка (+)

2) Муха-это насекомое. (+)

3) У насекомых 8 ног (-)

4) Паук – это насекомое (-)

5) У бабочки 6 крыльев (-)

6) Муравьишка Вопросик  - насекомое (+)

2. Самоопределение к деятельности.

- Кто из вас вчера или сегодня встречал насекомых?

- А в какое время года их бывает очень много? (летом)

3. Музыкальный фон

- Положите голову на стол , закройте глаза. Представьте , что сейчас лето , светит солнце и мы свами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.

Утром  стрекоза проснулась

Полетела, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою  закружилась.

- Стрекоза это насекомое?

4. Определение темы урока.

- Наш помощник Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой.

Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоемом. Вопросику стало интересно , что же она там разглядывает? А вы , ребята, хотите узнать ? Тогда отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу

Рот есть, не говорю. (Рыба)

- По каким признакам определили?

Кто может определить тему урока?

III. Усвоение новых знаний.

1. Работа с картинками.

-Как вы думаете , кто такие рыбы? (кто живет в воде, кто не разговаривает, кто не плавает)

- Рассмотрите иллюстрации, выберите среди иллюстраций рыб, объясните. Разделите на Рыбы и не рыбы.

- Почему не выбрали остальных животных?

   2. Работа по учебнику.

- Открываем учебник, стр 35. Кто такие рыбы? Чем покрыто тело рыб?  Зачем она нужна?

- Существует рыбы у которых нет чешуи (сом, угорь)

  3. Выкладывание чешуи.

На столе, в конвертах у детей силуэты рыб, из монет они выкладывают  чешую по образцу на стр. 34 учебника . Делают вывод – чешуйки расположены в шахматном порядке.

    4. Виды рыб.

- Все рыбы делятся на две группы,  речные и морские. В зависимости от того ,где обитают.

Показ слайдов речных и морских рыб.

Физкультминутка

5. Работа в рабочих тетрадях. Стр. 24, упр. 1

Узнать рыб по силуэтам, раскрасить кружок определенным цветом.: зеленым, если рыба речная, синим - морская.

   6. Строение рыб.

Рассмотрим строение тела рыб (стр. 34 , учебник)

 – С помощью плавников и хвоста рыба передвигается в воде (спинной плавник – не дает опрокинуться; грудной и брюшной – работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево, вправо, погружается, всплывает. Хвост – толкает рыбу вперед). 
– Рыбы тоже не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его с помощью жабр.

Физкульминутка для глаз.

IV. Закрепление полученных знаний.

  1. Составить тело рыб из мозаик.

V. Итог урока.

1. Разобрать все вопросы по плану.

- Кто такие рыбы?

    -  Какие виды рыб знаете (примеры)

    - Из каких частей  состоит тело рыбы

2.Организация самооценки учебной деятельности.

– Оцените свою работу. Поднимите карточку с изображением того смайлика, выражение лица которого соответствует вашему состоянию.
– Спасибо за работу! 

II. Актуализация знаний.

1. Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)

– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных изображена вода в природе в различных ее состояниях)

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода”

– Начнем с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания.

Тест

– Предварительно оцените свою работу.

– Сравните свои ответы с правильными.

– Поставьте себе реальную отметку.

– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?

  1. Новая тема урока.

1. Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)

Чтение учеником.

2. Работа в группах.

 Группе предлагается

– 2 научных текста по теме

– учебник;

Группа работает над решением определенной проблемы:

1 . Почему нужно беречь воду?

2. Причины загрязнения воды и способы его защиты.

3. Выступление 1 учащегося по теме «Почему нужно беречь воду?»

Физкультминутка

4. Выступление 2 учащегося по теме «Причины загрязнения воды и способы его защиты»

IV. Закрепление темы.

1.  Работа в рабочих тетрадях.

Упр. 2, стр. 35. Собрать модель аппликацию.

2. Просмотр видеоролика организации «Гринпис».

V. Итог урока.

– 1.Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Приложение 1Слайд 24) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Приложение 1. Слайд 25) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)

– Я хочу закончить наш урок словами, которыми закончила свою работу 6 группа и еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”

2. Домашнее задание.

Тетрадь с. 26 № 2 (нарисовать плакат “Берегите воду!”).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе 4 и 3 класс

Интегрированный урок окружающего мира в 3 и 4 классах.  4 класс  тема:  "Луг - природное сообщество", 3 класс тема: "Органы чувств"...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Презентация к уроку окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Мой край" 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе ( 2,4 класс)

Основная идея урока - любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд она незаметна....

Конспект открытого урока по окружающему миру - "Свойства воды" 4 класс

Одна из форм инновационных технологий - это мини-исследование.Целью проведения уроков с использованием данной технологии является развитие у детей навыков практической деятельности (опыты), наблюдател...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему "Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему "Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?"...