Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема "Что такое хвоинки?". ФГОС НОО.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кротова Елена Викторовна

Конспект данного урока по окружающему миру был приготовлен для аттестации на высшую категорию в октябре 2021 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_1_klasse.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин)
  2. Актуализация знаний (5 мин)
  3. Постановка учебной задачи (2 мин)
  4. Открытие нового знания (20 мин)
  5. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин)
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин)
  7. Рефлексия (итог урока). Вывод по уроку. Оценка учителем достижений учащихся

(4 мин)


Тема: «Что такое хвоинки?»

Цель: познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели, научить различать хвойные и лиственные деревья.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

Планируемые результаты:

Предметные:

- научить различать хвойные и лиственные деревья;

- научить различать сосну и ель;

- научить описывать дерево по плану.

Метапредметные:

- развивать интерес к чтению познавательной литературы.

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные ресурсы урока: презентация, учебник по окружающему миру 1 класс часть 1, шишки сосны и ели, ветки сосны и ели, цветные карандаши, листья деревьев.


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)

-Встаньте красиво, ровно! Покажите, что за это время вы многому научились и многое узнали!

-Я желаю вам доброго и солнечного настроения несмотря на то, что за окном середина осени, холодно и пасмурно и скоро придут настоящие ночные морозы!

II. Актуализация знаний (5 мин.)

(Учитель берёт в руки настоящие листья с разных деревьев).

-Но ещё можно увидеть, как тихо и красиво падают листья с разных деревьев и даже подслушать тихий шёпот листьев…

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

-Мы с клёнов…

-Мы с яблонь…

-Мы с вязов…

-Мы с вишен…

-С осинки…

-С черёмухи…

-С дуба…

-С берёзы…

Везде листопад:

На пороге - морозы!

(Учитель показывает на  доску, на которой картинки с Мудрой Черепахой и Муравьишкой).

- На какой вопрос мы отвечали Муравьишке на прошлом уроке?

(«Что это за листья?»)

-Черепаха задаёт вопрос: Чем различаются листья разных деревьев?

(Размерами, формой, осенней окраской).

-Посмотрите, какие замечательные проекты вы сделали в осенние каникулы!

Эти работы-гербарии, помогли вам рассмотреть и запомнить листья со многих деревьев.

(На доске выставка проектов с рисунками деревьев и гербариями листьев.)

Некоторые дети могут показать и прокомментировать свои проекты.

-Мудрая Черепаха приготовила осеннюю викторину для вас «Назовите листья!»

(Викторина из презентации).

III. Постановка учебной задачи ( 2 мин.)

- Ребята, сегодня мы продолжим разговор о деревьях. Это непростые деревья! Особенные!! Чем же они особенные и почему мы не говорили о них на прошлом уроке? Давайте по порядку! Мудрая Черепаха снова с загадками:

1. Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем

-Что это ребята? (ель)

2. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке

-А это, что такое? (сосна)

IV. Открытие нового знания (20 мин.)

-Чем отличаются эти деревья от всех других?

(У них нет листьев).

-А что же растёт на ветках?

(Хвоя).

-Вопрос нашего урока- это вопрос, который задаёт Муравьишка. Почитайте его на доске.

(Кто-то из учеников читает вслух по доске: Что такое хвоинки?)

-Откройте учебник на странице 30.

-Найдите лишний рисунок.

-Почему вы решили, что он лишний?

(Дуб, берёза и клён-лиственные деревья, а ель нет).

-Сделаем первый вывод: у одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья – хвойными.

- Как вы думаете, к какой группа деревьев относятся ель и сосна? (хвойные)

- А почему хвойные? И у сосны и у ели есть листочки. Эти листочки похожи на иголки. Они называются хвоинки.

-Хвоя-это тоже листья, только особой формы-длинные и узкие. Они способны пережить зиму. Потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им пересохнуть. Хвоинки живут несколько лет. Затем буреют и опадают. Но не все сразу. Поэтому деревья остаются зелёными. Отсюда название-вечнозелёные.

Физкультминутка

Если весело живется,

Хлопай так: хлоп, хлоп.

Если весело живется,

Щелкай так: щелк, щелк.

Щелчки пальцами.

Если весело живется,

Делай так: хлопки ладонями по коленям.

Если весело живется,

Топай так: топ, топ.

Если весело живется,

Делай все: хлоп — хлоп,

Щелк — щелк, топ — топ.

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Всем нам весело живется!

-Откройте стр.31 учебника. Рассмотрите общий вид сосны и ели.

-Сравните расположение веток у этих деревьев.

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

-Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. Ели похожи на треугольники.

V. Первичное закрепление изученного материала. Практическая работа.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

-У вас на партах лежат образцы, линейки. Работаем в паре.

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев с помощью линейки, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7мин.)

Откройте рабочую тетрадь, выполните задание 3 на стр. 20.

-Какие ещё хвойные деревья вы знаете? (Лиственница).

- Как вы думаете, почему ее так назвали?

-Лиственница тоже хвойное растение. Она также как ель и сосна имеет хвоинки, но осенью хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и такое название у дерева. Внутренние детали соборов Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 – 500 лет. Древесина этого дерева со временем не гниет, а наоборот становится тверже – как бы каменеет.

-О ней даже сочинили загадку.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

-Откройте рабочую тетрадь на стр.19 № 1.

VI I. Рефлексия (итог урока). Оценка учителем достижений учащихся

(3 мин.)

Что было нашей целью?

Достигли ли мы поставленной цели?

Какие деревья называются лиственными?

Что такое хвоинки?

Какие деревья называются хвойными?

Дополните предложения:

На уроке мне было …

Я узнал …







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?"

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?" Программа "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков "Окружающий мир"...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

открытый урок по окружающему миру по теме "Что такое почва"

Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы ...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс ФГОС Школа России "Животноводство"

Открытый урок по окружающему миру Школа:  МБОУ Черкесская СОШ, Орловского района, Ростовской областиКласс:   3 классфевраль 2016 годаУчитель: Мищенко Л. В.Программа:  «Школа Р...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа России")

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой. Учебник.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Урок открытия нового знания...