Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Руденко Мария Юрьевна

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?" Программа "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация и конспект урока1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Дата проведения: 17.10.2012г

Цели:

познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак насекомых.

развивать воображение, мышление, речь.

воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак насекомых; узнавать насекомых с помощью атласа-определителя.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, картинки с изображением насекомых (кузнечик, пчела, бабочка, шмель, стрекоза, жук), карточки для парной работы (паук, рак, сороконожка, кузнечик, богомол, муха), запись песни «В траве сидел кузнечик»; для каждого ученика ─ карточки-раскраски, сигналы обратной связи, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» (CD диск)

Ход урока:

Организационный момент. (слайд 1)

─ Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. 

─ Проверим, всё ли готово к уроку. (учебник, цв. карандаши, листок с заданием).

─ Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум).

─ Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.

Актуализация знаний.

─ Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее. (слайд 2)

Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

─ О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе)

─ О каких ладошках здесь говорится? (О листьях)

Самоопределение к деятельности.

─ А сейчас посмотрите на экран. (слайд 3). Какое время изображено на рисунке? (Лето). Действительно мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.  В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. Кто может назвать друзей Муравьишки? (пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы).

─ Как назвать их всех одним словом? (Насекомые)

─ О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ( О насекомых)

─ Почему всех их называют насекомыми? (Дети затрудняются ответить)

Работа по теме урока

─ Рассмотрите рисунок на с.32. Назовите насекомое. (Кузнечик)

─ Отгадайте загадку. О каком насеком говорится в ней.

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРКОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ.     (БАБОЧКА)      

─ Рассмотрим бабочку. (слайд 4)

─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? (ответы детей)

Учитель, обобщая ответы детей, называет части тела. Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 32.

─ Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар;

─ Грудь с крылышками и  ножками; брюшко.

─ Сколько крыльев мы видим на рисунке? (два)

─ А сколько всего крыльев у бабочки? (четыре)

─ Значит, художник ошибся? (нет, бабочка сложила крылья.)

─ Посчитайте ножки бабочки. (Дети считают ножки. У бабочки 6 ног.)

─ Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой?

(стрекоза, божья коровка) (слайд 5)

─ Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки (их по шесть)

─ Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног)

Продолжение по теме урока.

─ Наш Муравьишка Вопросник тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему. (Ученица считает ножки муравья) (слайд 6)

─ Сколько ножек у Муравьишки? Что вы можете сказать о Муравьишке?               (У Муравьишки шесть ног, значит, Муравьишка ─  насекомое.)

Игра «Узнай насекомое»

─ Муравьишка загадывает загадки о своих братьях меньших (слайд 7)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт.     (КОМАР)

(слайд 8) Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится.      (МУХА)

(слайд 9) Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только мёду не даёт,

Как пчела.                             (ОСА)

(слайд 10) Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.         (БАБОЧКА)

(слайд 11 ) На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь)  (КУЗНЕЧИК)

(слайд 12) Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (ЖУК)

Физминутка музыкальная

Закрепление изученного по теме у рока.

У учащихся карточки с животными для работы в паре: паук, сороконожка, рак, богомол, муха, кузнечик. (слайд 13)

─ Работаем в паре. Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы.  В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми.

─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? (Посчитаем  ножки.)

Учащиеся выполняют задание.

─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

Самопроверка: (слайд 14).

       

─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.)

─ Назовите не насекомых. (Паук, сороконожка, рак.)

─ Объясните, почему паук не насекомое? (У паука 8 ножек.)

─ Назовите насекомых. (Богомол (объяснить название), муха, кузнечик.)

─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.)

─ У вас на партах карточки (карточка-раскраска для индивидуальной работы). 

        

─ Положите их перед собой. В этих причудливых линиях спряталось насекомое. Какое? Вы узнаете только после того, как раскрасите картинку по обозначенным цветам. Скажу вам по секрету, насекомое у всех разное.

Учащиеся раскрашивают рисунки по обозначенным цветам.

─ Покажите ваше насекомое. Назовите его.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

─ Откройте тетради на с.22 №1

─ Рассмотрите рисунок. Каких насекомых  вы узнали?

─ выполните задание

─ Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый)

─ А для шмеля (Желтый, коричневый, черный)

─ почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый? (Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защитить, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов).

Рефлексия

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

─ А вот и нет. Комары  нужны природе. Комары ─  пища для лягушек, жаб.  

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?  (Ответы учащихся.)

─ А теперь выполним задания с электронного приложения

Подведение итогов урока.

─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. (слайд 15).  «Луг»

─ С кем мы познакомились на уроке?

─ Как их называют одним словом?

─ Понравился ли вам урок?

─ За что себя похвалите?

─ Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?

─ А мы подарим друзьям Муравьишки песню о кузнечике.

(Включить запись песни «В траве сидел кузнечик».  Дети хором поют первый куплет песни.)

─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.(слайд 16)

1-                2-

3-                4-

5-

1-                2-

3-                4-

5-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

открытый урок по окружающему миру по теме "Что такое почва"

Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы ...