План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Элекина Галина Федоровна

 Тип урока: комбинированный, урок-исследование.

Цель:

1) Обучающая:

-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха.

2) Развивающая:

 -развивать память, внимание, мышление, воображение;

  - способствовать формированию коммуникативных (самооценивание,    

  взаимооценивание), информационных компетентностей.   

3) Воспитывающая:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью,   стремление к здоровому образу жизни.

- воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr._miru.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе.

Учитель: Элекина Галина Федоровна

Класс:  4 класс Г

Количество учащихся в классе:  30 ч.

Количество учащихся на уроке:   29 ч.

Тема урока: Многогранный мир чувств.

 Тип урока: комбинированный, урок-исследование.

Цель: 

1) Обучающая:

-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха.

2) Развивающая:

 -развивать память, внимание, мышление, воображение;

  - способствовать формированию коммуникативных (самооценивание,    

  взаимооценивание), информационных компетентностей.    

3) Воспитывающая:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью,   стремление к здоровому образу жизни.

- воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе;

Оборудование:

  •  Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
  •   Презентация «Многогранный мир чувств», составленная мной для сопровождения урока.
  • Компакт – диск « Природа, человек, общество» (ООО «ДОС»)

  • Учебник окружающего мира для 4 класса (автор. коллектив: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутин. «Школа 2100» 2003.),
  • Для 1 опыта: мяч.
  • Для 2 опыта: музыка с пением  птиц.
  • Для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);
  • Для 4 опыта: освежитель воздуха.
  •  Для 5 опыта: шар, кубик, ручку, пирамиду.

      Этапы урока:

I.  Организационный момент (2 мин.).

II. Подготовка к изучению нового материала, проблемная ситуация (3 мин.).

III. Актуализация знаний (5 мин.).

IV. Сообщение темы, постановка целей. (2 мин.).

V.Совместное открытие знаний, физминутка.  (15 мин.)

VI.Самостоятельное применение знаний. (6 мин.)

  1. Итог. (3 мин.)

VIII.Рефлексия. (2 мин.)

     IX. Домашнее задание. (1 мин.)

      X. Оценивание. (1 мин)

Ход урока

I. Организационный момент.

               Прозвенел звонок, начинается урок.

          Мы сегодня снова будем наблюдать,

          Выводы делать и рассуждать.

          Интересные ваши ответы

          С удовольствием буду слушать я.

          Желаю успеха.

    II. Проблемная ситуация.

               Диалог на стр.42 учебника. Рассмотри риунок и выполни задание 1.

    III. Актуализация знаний.

      Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

( «Человек и его здоровье»)

- Благодаря чему происходит движение организма?

(благодаря скелету и мышцам)

- При помощи каких органов происходит дыхание?

(при помощи органов дыхания)

- Перечислите органы дыхания.

(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?

(органам пищеварения)

- Перечислите органы пищеварения

(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)

- Какую функцию выполняют органы кровообращения?

(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов)

- Перечислите органы кровообращения?

(сердце и кровеносные сосуды)

- С каким органом  чувств мы познакомились на прошлом уроке?

- Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?

- А знаете ли вы,  какие еще органы помогают нам познавать окружающий мир?

(ученики высказывают свои предположения: уши, чтобы слышать…)

- Все ли согласны?

- У кого другое мнение?

- Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего   мира? 

Вопросы в начале параграфа:

1. Сколько органов чувств у человека? Назови их.

2. Какие органы чувств у человека отсутствуют?

IV. Сообщение темы, постановка целей.

- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?

(органы чувств)

Отгадайте загадки:

  1. Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит.  (Глаза)

     2.У одной головы два братца

         По разные стороны сидят,

        А ничего не говорят.  (Уши)

       3.Вот гора, а у горы        

         Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

  1. Всегда во рту, а не прогонишь? (Язык)
  2. Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу. (Кожа)

Сегодня на уроке мы будем говорить обо всех органах, которые вы назвали. Почему именно эти органы объединили для изучения на уроке? Это органы чувств. мы узнаем, какие органы чувств есть у человека, какое строение имеют органы слуха, где расположены органы равновесия, обоняния, вкуса и осязания, и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.

V. Совместное открытие знаний.

1. Задание 10 на стр. 45.

-Почему с некоторыми словами возникли трудности?

- Как же мы воспринимаем окружающий нас мир?

2. Показ предметов и определение органа чувств, который нам поможет их опознать

а) Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке?   (мяч)

- Какой он формы?

- Какого размера?

- Какого цвета?

- Какой орган вам помог в данном опыте?     (глаза)

- Глаза – орган зрения. Слайд

- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)

 б) Проведём следующий опыт: закройте глаза.

Звучит спокойная музыка, в которой слышно журчание воды, голоса птиц,

смех детей т.д. Через некоторое время дети открывают глаза.

- Ребята, кто из вас что слышал? (Ответы детей)

- При помощи чего вы все это слышали?

- Что мы с вами можем услышать в комнате природы?

 На кухне, где повара готовят обед?

На главной улице нашего города? В здании школы?

- Уши – орган слуха. Слайд

- Что различаем, благодаря органу слуха?  

(звуки, речь, голоса)

- Каким был бы мир без звуков?

- Только ли слышать помогает орган слуха?

(помогает сохранять равновесие)

Физминутка

в) Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- А что для этого нужно сделать?

(нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

 (вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов?

- Какие ещё качества пищи различает язык?

(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

- Что происходит?

(мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- Почему так произошло?

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

- Язык – орган вкуса. Слайд

г)  Проведём опыт: учитель брызгает освежителем воздуха (появился запах)

                                     (вызывается ученик)

- Какие у тебя возникли ощущения?

- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)

- А какой орган помог тебе почувствовать запах?

- Нос – орган обоняния. Слайд

- Проведём последний опыт.

(вызывается ученик)

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы, вытаскивая  из мешочка: шар, кубик, ручку, пирамиду.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

(кожа)

- Кожа – орган осязания. Слайд

3. Работа в группах.

Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств (6 групп)

Работаете по плану:

-Название органа чувств.

-Как устроен.

-Что воспринимает.

Дети пользуются учебником.

Выполнение заданий: орган слуха – задание 2 в учебнике, равновесия – задание 7, обоняния – задание 3, вкуса – задание 4, осязания – задание 9.

Задание 6 группе – 1) найти в учебнике ответ на вопрос:  как мозг не перепутает сигналы от разных органов чувств? 2) выполнить задание5 в учебнике.

4. Выступления детей. Проверка заданий.

 Слайды

- Как вы думаете, о чём мы с вами не поговорили на уроке? Что мы всегда обсуждаем после изучения  разных органов человека?

(как беречь органы чувств)

- А надо ли беречь органы чувств?

5. Игра – путаница: 1) Может ли ухо воспринимать свет, а глаз звук.

2) Что было бы, если бы у нас не было органа слуха?2 (Далее по цепочке)

VI. Самостоятельное применение знаний

Выполнение заданий 6 и 8, стр. 45. Взаимопроверка.

VII. Итог.

- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:

  • Какие органы чувств есть у человека?
  • Почему мир чувств многогранный?
  • Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?
  • Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?

(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)

VIII. Рефлексия.

- О чём было интересно узнать?

- Что понравилось больше всего?

- Ребята, у вас на столе лежат солнышки, на которых сейчас нарисуете улыбки веселые и грустные, кто как работал.

У кого веселая улыбка подходят к солнцу с улыбкой, у кого грустная – к солнцу с тучкой.

Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек с улыбками, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.

IX. Домашнее задание.

Параграф 1, подобрать слова, имеющие отношение к разным органам чувств.

  • попробуйте найти интересный материал про орган зрения, фразеологизмы с этим органом (например, «В мгновения ока – моментально, сразу же».)

X. Оценивание.

- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае

                         Конспект открытого урока по       окружающему миру (4 класс)Тема  Животноводст...