План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Чарина Алена Викторовна

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_my_lyubim_koshek_i_sobak.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 1 классе

Мир вокруг нас

Учитель МКОУ «Тутончанская средняя школа»

Чарина Алена Викторовна

«Почему мы любим кошек и собак»

Цели: познакомить с условиями жизни домашних животных (кошек, собак) и особенностями ухода за ними; воспитывать бережное отношение к животным.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка.

Планируемые результаты: учащиеся научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Оборудование:  учебник А.А.Плешакова Окружающий мир (1 класс), рабочая тетрадь к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, фотографии кошек и собак разных пород.

Ход урока

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Самоопределение к деятельности

- Сегодня сама Мудрая Черепаха принесла для нас загадки. Отгадайте их.

 (Слайд 2, 3)

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - … (кот).

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.   (собака)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О кошках и собаках.)

- Прочитайте тему урока на с.42. (Почему мы любим кошек и собак?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- Кто уже умеет ухаживать за кошкой и собакой?

Вы сегодня будете моими помощниками на уроке.

ΙΙΙ. Работа по теме урока

- На какие две большие группы можно разделить животных? (Дикие и домашние.)

- Все ли животные самостоятельно могут добывать пищу и строить себе жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жилье для них строит человек.)

- У кого из вас есть домашние животные? (Ответы детей)

- Расскажите о них. (Рассказы детей сопровождаются показом презентации с фотографиями детей и их питомцев.

Слайд 4 - 10 )

- Подумайте, почему же мы любим кошек и собак. (Ответы детей)

- Отгадайте загадку.

                Даже по железной крыше

                Ходит тихо, тише мыши.

                На охоту ночью выйдет

                И, как днём, всё видит.

                Часто спит, а после сна

                 Умывается она.    (Кошка)

(Показывается слайд  11 с изображением кошек разных пород.)

Все домашние кошки в общем похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы. Все кошки – замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко котёнок ловит бумажку на верёвочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу – не вырваться. Играя, кошка редко пускает в ход когти – отбивается мягкими, «бархатными» лапками, но если её разозлить – не обижайтесь, сами виноваты!

Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском. В доме уютнее, когда кошка мурлычет где-нибудь.

- Рассмотрите рисунки на с.42 учебника. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой. (Ответы детей)

- Отгадайте следующую загадку.

                Белый хвост, чёрный нос,

                Наши тапочки унёс

                В уголок под кровать –

                И не хочет отдавать.        (щенок)

(Показывается слайд  12  с изображением собак разных пород)

15 тыс. лет назад из волка получилось домашнее животное – собака. Постепенно были выведены различные породы собак. Большинство должны были выполнять разнообразные задачи. Одни использовались как пастушьи, другие – как охотничьи. Одни породы сопровождают слепых, другие – полицейских, есть собаки-спасатели. Есть ездовые собаки и без таких собак на Крайнем Севере было бы очень трудно прожить.

Декоративные собаки предназначены для удовлетворения эстетических потребностей человека. Большинство из них сегодня содержат дома. Что касается содержания собак, то здесь часто совершают ошибки. Собакам нужен правильный корм. Сюда относятся мясо и кости, а также овсяные хлопья и овощи. Ни в коем случае нельзя давать собакам печенье и шоколад. Их не следует перекармливать, они ежедневно нуждаются в движении. Если собаки живут у вас дома, то с ними нужно каждый день гулять на улице, и если у вас нет времени этим заниматься, то лучше не заводить себе комнатную собачку.

- Рассмотрите рисунки на с.43. расскажите, как нужно ухаживать за собакой. (Ответы детей)

- К сожалению, в последнее время в городах появилось очень много бродячих собак. Как узнать, бродячая собака или нет? (Ответы детей)

- Как вы думаете, они опасны?

Чтобы бродячая собака не напала на вас, надо запомнить, что она почти никогда не нападает первой и, значит, виноват в нападении бывает сам человек, потому что не знает, как правильно себя вести: нарушает правила вежливости или охраняемую собакой границу. Например, входит во двор, который собака считает своим.

Обычно в ответ на лай бродячей собаки достаточно нагнуться к земле (якобы за камнем) или взять в руки палку, чтобы собака отскочила. Правда, собака, скорее всего, будет идти на расстоянии и лаять. Если вы побежите, то она расценит это как слабость и захочет за вами поохотиться. Поэтому надо вести себя спокойно.

Если вам очень хочется погладить чужую собаку, нужно спросить разрешение у хозяина. А гладить надо осторожно и ласково, чтобы собака не подумала, что вы хотите её ударить.

- Давайте познакомимся с правилами безопасности при обращении с собаками. (Показывается слайд  13 с правилами)

1. Неверно считать, что помахивание хвостом говорит о дружелюбном настрое собаки. Иногда это означает обратное.

2. Ни в коем случае нельзя показывать собаке свой страх. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно. И уж тем более нельзя убегать от собаки: этим вы напоминаете собаке убегающую дичь и предлагаете ей поохотиться.

3. Не надо пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. На собачьем языке это означает скалиться и показывать своё превосходство.

4. Нельзя трогать собаку во время еды или сна, пытаться отобрать предмет, с которым она играет. Не надо также трогать её щенков.

5. не нужно подходить к собаке, сидящей на привязи.

6. Не стоит приближаться к большим собакам служебных пород: некоторые из них выучены бросаться на людей, подошедших на определённое расстояние.

7. При общении с хозяином собаки нельзя делать резких движений: собака может подумать, что вы ему угрожаете.

8. Всегда лучше отойти в сторону и пропустить идущего на встречу человека с собакой, особенно если происходит это где-нибудь в узком месте.

Если вы будете соблюдать эти правила, то ничего с вами не случится. Но если вас все-таки укусила собака, срочно обратитесь к врачу, так как есть вероятность заразиться бешенством.

- Ребята, а откуда берутся бродячие собаки? (Ответы детей)

ΙV. Физкультминутка.

V. Продолжение работы по теме урока

1) Практическая работа в парах

- Рассмотрите на с.43 предметы, необходимые для ухода за кошкой и собакой. Объясните, для чего они предназначены.

2) Выполнение задания в рабочей тетради (с.27)

- Рассмотрите рисунок. Кто из ребят правильно гуляет с собакой?

- Какое правило забыл один из мальчиков? Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?

- Выполните задание.

3) Викторина

1. Эти шалунишки

     Играют в кошки-мышки. (Том и Джерри)

2. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)

3. Какого героя били и обижали коты. (Маленький Мук)

4. Когда кот может выйти с четырьмя ногами, а вернуться с восемью? (Когда несёт мышку в зубах.)

5. Сидит на окошке, и хвост как у кошки, и нос, и усы, а не кошка. (Кот)

VΙ. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.43, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

  VΙΙ. Подведение итогов урока

- О чём мы говорили сегодня на уроке? (Ответы детей)

Я надеюсь, что вы запомните сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяевами для своих домашних питомцев.

Рекомендации для занятий дома

Найти стихи, рассказы о кошках и собаках. По желанию можно выучить наизусть.

Краткий самоанализ урока.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной деятельности.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока  соответствовал принципу доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

 Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).

Материал представляет собой план-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).Цель·      Познакомить учащихся с различ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...

План урока по окружающему миру 1 класс.Тема :"Почему мы любим кошек и собак"

Цели урока:  Расширение представлений о кошках и собаках.                       Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками....