3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок окружающего мира

(система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть)

                                          Дата проведения: декабрь

                                                         Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс

                                                             Провела: учитель начальных классов

                                                                               МБОУ «Гимназия №90»

                                                                              Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Тема:   Природные зоны России. Леса России

Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся представлений  о  лесах России,  растительном  мире,  об  особенностях  животного  мира  лесной  зоны.

Предметные задачи:

  • способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны лесов (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами

Метапредметные:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);
  • развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
  • содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).

Личностные:

содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. : формировать

Тип урока : изучение нового материала

Форма урока: урок-беседа с элементами сингапурской методики.

Оборудование:

 Муз сопровождение  "Звуки леса", фотографии животных разных

лесных зон, интерактивная доска, компьютер, раздаточные карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

Отгадайте загадку: Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.

Сова символ чего, ребята?

Умный и мудрый это одинаковые понятия?

Давайте прочитаем определение  из толкового словаря.

Сова – символизирует мудрость, мне хочется, чтобы  вы были на уроке рассудительными,   внимательными, работали в  своей команде  чётко, слаженно и дружно.

  • СЛАЙД СОВА

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

Кто согласен с ответом, встаёт, кто не согласен сидит.

-Встаньте те, кто выражает только собственное мнение

- Кого заинтересовала предыдущая тема?

-Кто  самостоятельно попытался найти в разных источниках дополнительную информацию по изученной теме?

- Кто уверен, что знает достаточно по пройденной теме.

II. Проверка домашнего задания

Вспомните, что было задано на дом.

Возьмите с собой листочки с заданием и найдите того, с кем вы назначили встречу на 3 часа.

Обучающая струтура-КЛОК БАДДИС

Встречаются, приветствуют друг друга и задают вопрос.

Начинает тот, чье имя окажется первым в алфавитном порядке.

ВРЕМЯ 10 сек

Дополнительное время нужно кому-то?

Поблагодарили друг друга, сели.

 Давайте проведем небольшую разминку.

(Выбирают рисунки, слова, выражения подходящие только для зоны степей, отвечают  с комментариями. )

 СЛАЙД  НА СМАРТДОСКЕ

Лишний медведь

Где можно встретить  это животное? Лес

СЛАЙД     Экваториальные леса

Посмотрите, значит, это животное мы можем встретить в данном  лесу?

Нет, это экваториальный лес.

СЛАЙД   2 картинки лесов сравнительные

 Здесь водятся другие животные.

Какой спецификой обладают эти леса.

Так где же место нашему медведю?

СЛАЙД  ЛЕСА- Такой лес ему подойдет?

Значит и лес бывает разным.

Что влияет на образование этих зон (климатические условия)

Стоит ли заняться изучением данной темы?

Назовите тему сегодняшнего урока.

Зона лесов.   СЛАЙД

ЭЙ АР ГАЙД  обучающая структура, в которой сравниваются знания по теме до и после выполнения упражнения для активизации мышления.

Мы продолжаем наше  знакомство с природными зонами .

Давайте проверим ваши знания по данной теме.

Возьмите, пожалуйста карточки .

- Прочитайте утверждения, если они вам кажутся верными, поставьте «ДА» в столбике ДО, если неверными «НЕТ».

-Давайте проверим  нашу осведомленность

ДО

Да\нет

ВОПРОС

ПОСЛЕ

Да\нет

Лес снабжает нас углекислым газом

В лесах существуют этажи

В листьях содержится активное вещество – хлорофилл

Лесная зона делится на 3 подзоны: хвойные , лиственные  и смешанные леса.

Лес- это легкие природы

Муравьи- защитники леса

Вспомните, пожалуйста, по какому плану мы ведем изучение природных зон.

Учащиеся восстанавливают план изучения природной зоны, сравнивают с эталоном:  СЛАЙД  (ПЛАН)

  1. Географическое положение зоны
  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Влияние деятельности человека на природную зону
  6. Роль в жизни человека.

Таким образом, мы можем сформулировать цель урока. (Дети формулирует цель).

  • Исследовать географическое положение и климатические условия  зоны лесов России
  • Познакомиться с растительным и животным миром лесов

Давайте поработаем в роли разных групп

СЛАЙД

Географы исследуют:  с112, 114

-Почему на карте природных зон лесная зона выделена разными оттенками зеленого.
- местоположение лесной зоны

Синоптики исследуют: с 112

- Что характерно для лесной зоны?

-Как приспособились деревья к разному количеству тепла и влаги в умеренном поясе

Биологи исследуют: с 115,116
- какие этажи существуют в любом лесу.

- расскажите, как растения приспособились к разному освещению?

Зоологи исследуют: с 118,119
- каких животных можно встретить в зоне лесов

-почему муравьев называют защитниками леса?

Экологи исследуют: с 110,111
- какую роль играет лес в жизни людей и в природе

-почему лес называют легкими природы

- какие экологические проблемы могут возникать  в зоне лесов

Экологическая полиция  исследуют:

Изготовить экологические правила в знаках.

Ответы вы можете найти в текстах своих учебников.

Обсуждают в группах свою тему.

Отвечают на вопросы

Делятся мнениями

Группы  изучают предложенный материал, затем ведут обсуждение по кругу.

КОНТИНИУС    РАУНД    РОБИН     (Continuous    Round    Robin) «продолжительный  раунд  робин»  -  обучающая  структура,  в  которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

ВРЕМЯ

ФИЗМИНУТКА

Давайте поиграем в игру. Звучит музыка. Как только она остановиться, Я   загадаю  загадку, а вы должны будете сгруппироваться по количеству букв в отгадке.

Выступление групп.

Начинает  группа №1 и т.д.

Начните следующим образом:

МЫ,  ГЕОГРАФЫ ,  ИССЛЕДОВАЛИ:

Географы исследуют:  с112, 114

-Почему на карте природных зон лесная зона выделена разными оттенками зеленого.
- местоположение лесной зоны

Синоптики исследуют: с 112

- Что характерно для лесной зоны?

-Как приспособились деревья к разному количеству тепла и влаги в умеренном поясе

Биологи исследуют: с 115,116
- какие этажи существуют в любом лесу.

- расскажите, как растения приспособились к разному освещению?

Зоологи исследуют: с 118,119
- каких животных можно встретить в зоне лесов

-почему муравьев называют защитниками леса?

Экологи исследуют: с 110,111
- какую роль играет лес в жизни людей и в природе

-почему лес называют легкими природы

- какие экологические проблемы могут возникать  в зоне лесов

Экологическая полиция  исследуют:

Изготовить экологические правила в знаках.

ЭЙ АР ГАЙД после

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали

Возьмите листочки. Давайте запишем слова, которые так или иначе связаны с темой ЛЕС.

№ 3 раздает каждому по 3 листочка.

Начинаем с №1. Пишем, произносим и кладем на середину.

Попробуйте составить предложения из 3 слов по диагонали, вертикале, горизонтали.  Проговорите в группе.

Кто хочет поделиться  мыслями партнера?

Послушаем что сказал сосед Участника №2 за столом №4

И т.д.

Мне кажется вы согласились  с выражением что леса играют огромную роль в жизни человека и вообще всего живого на Земле.

Подумайте и продолжите записи

Можно по кругу каждый на листочке и передают свои листочки дальше.

Ребята, посмотрите сколько нового мы узнали. А у кого в листочках до и после остались утверждения, на которые вы не смогли дать определенного ответа. Прочитайте их.

Подводя итог нашему  уроку, я предлагаю всем попробовать продолжить следующую фразу :

Лес- это:

1. Дом для растений, животных, грибов.

2. Защитник воздуха, водоёмов и почв.

3. Место для отдыха человека.

4. Источник ягод, грибов, лекарственных   растений.

5. Источник древесины.

Дом задание страницы 109-123 прочитать. На странице 121 ответить на вопросы.

Учитель оценивает работу группы. Ставим оценки за урок

Дополнительный материал к уроку.

Оказывается во всем мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов, который был основан в 1971 году. Ежегодно по инициативе ООН 20 или 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса (International Day of Forests). Причем было принято решение о праздновании этого дня именно в день осеннего равноденствия в Южном полушарии и весеннего равноденствия в Северном полушарии (последнее, по традиции, считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний). Проблема сохранения леса и его богатств стоит сегодня в ряду важнейших экологических задач для всех стран мира. В последние годы тенденции, связанные с обезлесением Земли, вызывают тревогу не только у экологов, но и у всего международного сообщества. 

Пробковое дерево. Из коры этого дерева получают пробку. Настоящую, качественную пробку получают из алжирского пробкового дуба, который растет в Средиземноморье. Наша Дальневосточная пробка тоже не так уж плоха. В уссурийской тайге работают люди необычной профессии - корозаготовители, которые аккуратно ножом срезают кору, причем это совершенно не вредит дереву, так как новая кора отрастает быстро и качество ее становится еще лучше. За бархатистость поверхности дерево получило название - амурский бархат.        

Кроме того интересным деревом является железная береза. Древесина ее очень твердая, тонет в воде. Используется широко в промышленности.

ЛИПА Широко используется в озеленении. Древесина мягкая, почти белая, легкая, не трескается и не коробится, легко обрабатывается, используется для изготовления мебели, кадок, фанеры, является материалом для художественной резьбы.

Приложение к уроку

Географы исследуют:  с112, 114

-Почему на карте природных зон лесная зона выделена разными оттенками зеленого.
- местоположение лесной зоны

Синоптики исследуют: с 112

- Что характерно для лесной зоны?

-Как приспособились деревья к разному количеству тепла и влаги в умеренном поясе

Биологи исследуют: с 115,116
- какие этажи существуют в любом лесу?

- расскажите, как растения приспособились к разному освещению?

Зоологи исследуют: с 118,119
- каких животных можно встретить в зоне лесов?

-почему муравьев называют защитниками леса?

Экологи исследуют: с 110,111
- какую роль играет лес в жизни людей и в природе?

-почему лес называют легкими природы?

- какие экологические проблемы могут возникать  в зоне лесов?

Экологическая полиция  исследуют:

-экологические правила в знаках

-изготавливают значки

ДО

Да\нет

ВОПРОС

ПОСЛЕ

Да\нет

Лес снабжает нас углекислым газом

В лесах существуют этажи

В листьях содержится активное вещество – хлорофилл

Лесная зона делится на 3 подзоны: хвойные , лиственные  и смешанные леса.

Лес- это легкие природы

Муравьи- защитники леса

ДО

Да\нет

ВОПРОС

ПОСЛЕ

Да\нет

Лес снабжает нас углекислым газом

В лесах существуют этажи

В листьях содержится активное вещество – хлорофилл

Лесная зона делится на 3 подзоны: хвойные , лиственные  и смешанные леса.

Лес- это легкие природы

Муравьи- защитники леса

ДО

Да\нет

ВОПРОС

ПОСЛЕ

Да\нет

Лес снабжает нас углекислым газом

В лесах существуют этажи

В листьях содержится активное вещество – хлорофилл

Лесная зона делится на 3 подзоны: хвойные , лиственные  и смешанные леса.

Лес- это легкие природы

Муравьи- защитники леса

1  2  3  4  5  6

Лес это…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс. Тема "Природные зоны России"

Урок обощения по теме "Природные зоны России". Материал составлен на основе учебника "Окружающий мир" (Плешаков) для 4 класса, сопровождается презентацией. Включены задания на межпредметные связи и за...

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО

В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»

В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...

Конспект урока. 4 класс.Тема: "Природные зоны России".

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: "Природные зоны России"....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема: «Природные зоны России»

Планируемые результаты:Предметные: осуществлять анализ карты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение карт; объяснять, почему происходит смена природных з...