3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по окружающему миру 3 класс37.05 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок окружающего мира

(система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)

                                          Дата проведения: декабрь

                                                         Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс

                                                             Провела: учитель начальных классов

                                                                               МБОУ «Гимназия №90»

                                                                              Нуртдинова Лилиана Рамисовна

Тема:   Природные зоны России. Зона степей

Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся представлений    о  степи, её  растительном  мире,  об  особенностях  животного  мира  степной  зоны.

Предметные задачи:

  • способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны степей (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами

Метапредметные:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные);
  • развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные);
  • содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные).

Личностные:

  • содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование:

  • физическая карта мира,
  • карта природных зон,
  • рисунки или фотографии представителей растительного и животного мира зоны саванн,
  • презентация, проектор, экран, компьютер
  • карточки для работы со структурами сингапурской методики
  • учебники

 Проверка дом задания.

Давайте вспомним ранее пройденные темы.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

Кто согласен с ответом, встаёт, кто не согласен сидит.( подготовленные учителем утверждения)

Откройте стр 156. Что изображено?  Какая карта?   Слайд 2(Карта)

Карта природных зон России

Вспомним основные природные зоны.  

  • тундра
  • лес
  • степь
  • пустыня

Какая зона изображена на рисунке.   Слайд3 (Степь)

Изучением какой зоны  займемся на уроке?

(Зоны степей)

– Тема нашего урока “Зона степей”.

– Все природные зоны мы  будем изучать по определенному плану.

Попробуйте предположить план изучения природной зоны.

Учащиеся предлагают план, учитель корректируя задает пункты изучения природной зоны, сравнивают с эталоном:  Слайд 4 (план)

  1. Географическое положение зоны
  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Влияние деятельности человека на природную зону
  6. Роль в жизни человека.

– Таким образом, мы можем сформулировать цель урока. (Дети формулирует цель).

– В зоне степей вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата, об охране природы и роле степей в жизни человека.

-Прежде чем перейти к теме давайте посмотрим, что мы с вами знаем о степях

-Прочитайте утверждения. Если они вам кажутся верными, ответьте «да» в столбике ДО, если неверными  «нет»

ДО

Да\нет

ВОПРОС

ПОСЛЕ

Да\нет

Саванна –это африканская степь

Степь- это равнина, покрытая травянистой растительностью

Зона степей расположена в арктическом поясе

Лето в степи жаркий и влажный.

Суховеи- это средство передвижения людей по степям

В степной зоне находятся самые плодородные почвы- чернозёмы

Перекати-поле-это растение степей

Сайгак- это птица, встречающаяся в степях

Основное занятие людей в степи- вырубка леса

 К данной работе вернемся позже

 Сравните безлесые зоны  нашей  страны – зону  тундры  и  зону  степи.  Что  у  них  общего? (бескрайние равнины)    слайд 5 (тундра и степь)

- Чем  эти  зоны  отличаются? (растениями,  почвами, климатическими  условиями)

Вернемся к плану

  1. Географическое положение зоны
  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Влияние деятельности человека на природную зону
  6. Роль в жизни человека.

Давайте изучение  разделов поделим между группами

Для 1 группы

-Что такое степь?

-В каком   климатическом  поясе расположена степная зона?

-Изучите карту природных  зон  России и покажите  на  ней   степь.

Слайд 6

 Для 2 группы

    Как вы  считаете,  а  сколько  времён  года  в  степи?  

Опишите главное , используя данный текст .

Что такое суховеи?

Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.

Слайд 7

3 группа – растительность

Что вы можете сказать о деревьях, кустарниках и травах?

А на какие группы можно разделить травянистые растения?

Что такое перекати-поле?

Текст для изучения

Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

Весной здесь растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения.

Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

Раннецветущие растения

 Слайд 8,

Засухоустойчивые

Слайд 9,

Группы растений  

деревья кусты, травянистые растения

Травы  цветы

Слайд 10

4       ГРУППА  ЖИВОТНЫЕ  слайд 11

Как животные приспособились к жизни в степи

Расскажите о животных по плану

                 План.

1. Назови  животное. К какой группе относится?

2. Опиши  его  внешний  вид.

3.Где  это животное обитает.

4. Чем  питается.

  1. Кобылка
  2. Сайгак
  3. Дрофа

Какую цепь питания можно составить

Стр 98-99-100

Сгруппируй  животных  по  классам.  Выбери и обоснуй.

(Птицы,  звери, насекомые, грызуны, пресмыкающиеся)

Слайд 12

Животные

Насекомые, птицы, грызуны, звери

Слайд 13

Рассказ о животных по плану

                 План.

1. Назови  животное. К какой группе относится?

2. Опиши  его  внешний  вид.

3.Где  это животное обитает.

4. Чем  питается.

Кобылка

Сайгак

Дрофа

Слайд 14

Какие хищники встречаются

Растительноядные

Почему волков называют санитарами

Слайд 15

Какая структура подходит

Цепи питания  слайд 16

  1. группа  Влияние деятельности человека на природную зону

Какие экологические проблемы степи? Выбери правильно экологические проблемы в зоне степей:

  1. Вырубка лесов.
  2. Незаконный отстрел животных. Охота на них.
  3. Не осталось целинных земель. Всё занято сельскохозяйственными угодьями.
  4. Скот выщипывает траву и вытаптывает её.
  5. Пожары.
  6. Загрязнение почв отходами. Устраивание незаконных свалок.
  7. Загрязнение рек сточными водами.

К сожалению, целинных земель в степи почти не осталось. Скот вытаптывает и выщипывает травы. Исчезает среда обитания, и тогда исчезают растения и животные.

Ведется охота на животных.

  1. Роль степей  в жизни человека. Работа с учебником

Основное занятие людей. Каких животных  разводят?

Как человек защищает поля от суховеев?

С 102-103

Выслушав все группы возвращаемся к таблице. Поставьте да или нет в столбце ПОСЛЕ

Остались ли вопросы?

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Вопросы

-Сколько времен года в степной зоне

-Загадка. Сколько букв в слове

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет

- Сколько пунктов в плане изучения зон

ТИК ТЭК ТОУ

Рефлексия.

Какие задания вам особенно понравились?

– Что интересного вы узнали на уроке?

Подведение итогов по листу самооценки.

        

Взаимопроверка. Выставление оценки.

Приложение

ДО

Да\нет

ВОПРОС

ПОСЛЕ

Да\нет

Саванна –это африканская степь

Степь- это равнина, покрытая травянистой растительностью

Зона степей расположена в арктическом поясе

Лето в степи жаркое и влажное.

Суховеи- это средство передвижения людей по степям

В степной зоне находятся самые плодородные почвы- чернозёмы

Перекати-поле-это растение степей

Сайгак- это птица, встречающаяся в степях

Основное занятие людей в степи- вырубка леса

ДО

Да\нет

ВОПРОС

ПОСЛЕ

Да\нет

Саванна –это африканская степь

Степь- это равнина, покрытая травянистой растительностью

Зона степей расположена в арктическом поясе

Лето в степи жаркий и влажный.

Суховеи- это средство передвижения людей по степям

В степной зоне находятся самые плодородные почвы- чернозёмы

Перекати-поле-это растение степей

Сайгак- это птица, встречающаяся в степях

Основное занятие людей в степи- вырубка леса

Для 1 группы

-Что такое степь?

-В каком   климатическом  поясе расположена степная зона?

-Изучите карту природных  зон  России и покажите  на  ней   степь.

Слайд 6

 Для 2 группы

    Как вы  считаете,  а  сколько  времён  года  в  степи?  

Опишите главное , используя данный текст .

Что такое суховеи?

Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.

Слайд 7

3 группа – растительность

Что вы можете сказать о деревьях, кустарниках и травах?

А на какие группы можно разделить травянистые растения?

Что такое перекати-поле?

Текст для изучения

Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

Весной здесь растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения.

Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

Слайд 10

4       ГРУППА  ЖИВОТНЫЕ  слайд 11

Как животные приспособились к жизни в степи

Расскажите о животных по плану

                 План.

1. Назови  животное. К какой группе относится?

2. Опиши  его  внешний  вид.

3.Где  это животное обитает.

4. Чем  питается.

  1. Кобылка
  2. Сайгак
  3. Дрофа

Какую цепь питания можно составить

Стр 98-99-100

Сгруппируй  животных  по  классам.  Выбери и обоснуй.

(Птицы,  звери, насекомые, грызуны, пресмыкающиеся)

16

  1. группа  Влияние деятельности человека на природную зону

Какие экологические проблемы степи? Выбери правильно экологические проблемы в зоне степей:

Вырубка лесов.

Незаконный отстрел животных. Охота на них.

Не осталось целинных земель. Всё занято сельскохозяйственными угодьями.

Скот выщипывает траву и вытаптывает её.

Пожары.

Загрязнение почв отходами. Устраивание незаконных свалок.

Загрязнение рек сточными водами.

  1. Роль степей  в жизни человека. Работа с учебником

Основное занятие людей. Каких животных  разводят?

Как человек защищает поля от суховеев?

С 102-103

Тест “Степь”. (Приложение 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема: «Природные зоны России. Ледяная зона»

В разработке урока преследуются цели: 1.Познакомить с характерными особенностями ледяной зоны.2. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориен...

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс

тест Природные зоны России Зона лесов 4 класс...

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ в 4 классе по теме « Природные зоны России. Зона степей. Правила поведения на льду в осеннее-зимний период»

Урок формирует у учащихся представление о природной зоне степей, знакомит со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;  особенностями растительного и животного мира ...

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...