Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Валентина Николаевна Олейникова

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №2»

города Котовска Тамбовской области


Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

 Цель: познакомить детей с особенностями зоны арктических пустынь.

Задачи:

Обучающая: дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном миром этой зоны, экологических связях.

Развивающая: расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию.

Воспитывающая: воспитание экологического мировоззрения, коммуникативной культуры.

Оборудование:

Для учителя:

персональный компьютер с программой PowerPoint,

медиа-проектор

Для учащихся:  

задание на листочках,

индивидуальный лист для выполнения теста,

учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» - 4 класс,

А.А. Плешаков Атлас – определитель «От земли до неба»

Ход урока.

(слайд № 2-6) Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины России»

А) Письменный тест «Горы и равнины России»

- Ребята, на столах у вас листочки для выполнения теста по теме домашнего задания «Горы и равнины России». На доске 2 варианта вопросов. Каждый выполняет свой вариант. Удачи.

Б) (слайд № 7) Взаимопроверка.

- Поменяйтесь листочками. Внимательно посмотрите на слайд и проверьте работу своего соседа. За все правильные ответы – 5 баллов. За каждый неправильный ответ – минус один балл.

- Кто получил оценку -5, поднимите руки. Оценку – 4. Оценку – 3.

- Молодцы горы и равнины нашей страны. Вы знаете хорошо, а теперь проверьте свои знания рек и озёр России.

Сообщение темы урока.

(слайд №8) На карточках отметить названия рек и озёр России.

- Возьмите карточки, лежащие у вас на столах как на слайде. Найдите среди разбросанных букв названия реки озёр и закрасьте их разноцветными карандашами.

(слайд №9) Проверка

- Назовите – какие реки и озёра вы нашли.

- Из оставшихся букв составьте слово.

(слайд №10) 

- Это тема нашего сегодняшнего урока. Мы будем говорить об Арктике или  о зоне арктических пустынь.

      3. Работа по теме урока.

- Арктика… Прочитайте на слайде, что означает это слово.

«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

(слайд №11) Географическое положение  

- Посмотрите на слайд. Там выделена арктическая зона или зона арктических пустынь.

Эта зона занимает самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.

В зоне арктических пустынь лежат Земля Франца Иосифа, северная часть Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

- Откройте учебник стр.64-65 – найти на карте арктическую зону. Покажите друг другу.

- Итак, сделаем вывод:

     Где расположена изучаемая нами зона? (в районе Северного полюса, на северной оконечности России)

(слайд №12) Внешний облик зоны

- Давайте посмотрим – как выглядит эта зона. Что вы можете рассказать по фотографии? (толстый слой льда, нет почвы, очень низкие температуры, почти всегда лежит снег)

    Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает от 1 до  25—30 м. Арктика — край удивительной природы, край контрастов, царство снега и льда. Лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется.

(слайд №13-14) Климат

      Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь. Это очень суровое время года. Температура понижается до - 40 °С и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом — круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше О °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом). Весна и осень очень короткие.

- Делаем вывод о неживой природе этого района:

Низкие температуры.

Вечная мерзлота.

Почвы очень мало и она очень бедна. 

- Так что же это за место? Безжизненная пустыня или все же здесь есть жизнь? Выскажите свое мнение.

- Вы правы, жизнь здесь все-таки есть, несмотря на сложные условия.

(слайд №15) Растительный мир

- Какие растения встречаются  в Арктике можно увидеть на слайде.

- Прочитайте.

- Здесь господствуют мхи и лишайники.

Работа со справочным материалом – Атлас-определитель «От земли до неба» - стр.117

- Прочитайте 1 и 2 абзац и вы узнаете, что такое лишайники и какие они бывают.

- Чаще всего лишайники поселяются на камнях и скалах. Некоторые отличаются исключительно яркими расцветками – оттенками желтого и оранжевого. Лишайники похожи на накипь, поэтому их называют накипными.

(слайд №16) Кроме мхов и лишайников здесь можно увидеть и другие растения. Арктические растения ютятся лишь в низинах, трещинах и других защищенных от ветра местах. Несмотря на очень суровые условия, здесь существует группа высших цветковых растений

- Посмотрите на фотографии и прочитайте названия таких растений.

- Иногда можно встретить карликовую березку, почти целиком спрятавшуюся в мох.

- Посмотрите на фотографию и скажите, чем она отличается от нашей берёзки, растущей в нашей местности?

- Почему она практически лежит на земле?

Сделаем вывод:

- Как растения приспособились к суровым условиям Арктики?

(слайд №17) Животный мир

- Практически все обитатели этого края так или иначе связаны с морем, где много рыбы – - Прочитайте названия рыб.

- Верно, это камбала, треска, морской окунь, сайка, пикша и другие.

(слайд №18) Основная масса птиц Арктического бассейна также связана с морем.

 - Рассмотрите птиц на фотографиях и прочитайте их названия.

- Что вы знаете про этих птиц? (ответы детей)    

    На утесе гнездится чайка моевка. Кайры кладут яйца прямо на голые скалы. Гагарки — в расщелинах между камней. На самых верхних площадках гнездятся буревестники и серебристые чайки. И добывают пищу эти птицы по-разному. Серебристая чайка охотится вдоль побережья, питаясь мышами, полевками, рыбой. Моевки улетают за рыбой подальше в море. Кайры, гагарки, буревестники, бакланы — прекрасные пловцы и ныряльщики, но все охотятся за разными видами рыб. Эти птицы не соперничают: у каждого вида своя пища (а если и одинаковая, то охотятся за ней по-разному), свои места обитания, гнездования, свои друзья и враги, то есть своя экологическая ниша.

    Поморник живет разбоем. Разоряет гнезда тундровых птиц, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек. Внимательно следит он за стаей маленьких чаек моевок. Заметит, что какая-нибудь летит тяжелее других, — тут же отбивает слетай и начинает гонять, пока птичка, измучившись, не отрыгнет наполовину переваренную рыбу. Если чайки сидят на воде, разбойник, пролетая на бреющем полете, ударами крыльев и ног заставляет птиц взлететь. Тут уж он выберет жертву! «Жандармом» зовут поморника рыбаки. А некоторые — тунеядцем, он ведь старается жить за чужой счет.

(слайд №19-21) Тупик. ( рассказ ученицы) Клюв у него особый, может удержать, не роняя, много мелких рыбешек.

    А летают тупики не очень хорошо: крылышки у них короткие. Бывает даже, что тупик не удержится в воздухе и упадет на землю.

- У нас есть возможность услышать голос тупика. (звук на слайде)

(слайд №22-25) Из крупных млекопитающих для этой зоны характерен белый медведь.

- Про него нам расскажет ученик.

    Это самый крупный наземный хищник. Длина тела достигает 3 м, я вес — 600 кг (а по некоторым источникам — до 1000 кг). Ноги у медведя высокие, толстые, мощные. Меховой покров очень густой, длинный, окраска белая, с желтовато-золотистым оттенком вдоль спины. Под кожей толстый слой жира. Проводит жизнь в постоянных кочевках, не имеет ни индивидуального участка, ни убежищ.

Хорошо плавает, ныряет. Очень силен и вынослив. Однажды белого медведя видели в 100 км от ближайшей суши или кромки льда. «Крейсерская» скорость передвижения полярного медведя в воде — до 7 км/ч; под водой может находиться до 2 минут.

Основная пища — тюлени, но ест и рыбу, падаль, песцов, моржат. Запах тюленя чувствует за 6—7 км, а лежащее на снегу животное видит за 2—3 км.

- А теперь мы услышим голос белого медведя.

(слайд №26-29) 

- Следующее животное, я думаю вы тоже узнали.

Тюлень. (рассказ ученика) Облик тюленей всем знаком: вытянутое, плотно сбитое тело, как у всех водных животных; голова маленькая, заостренная, безухая, с большими грустными глазами. Задние конечности превратились в ласты. Передние имеют лишь вспомогательное значение. Имеется и небольшой хвост. Шерсть короткая, жесткая, обильно смазана жиром. Под кожей — толстый слой жира (сохраняет тепло, облегчает плавание). Все тюлени — полуводные животные, без суши обойтись не могут. На земле или на больших ледяных полях они размножаются, линяют, просто отдыхают. Никогда не удаляются от большой воды. Чуть опасность — сразу в воду. Питаются крабами, рыбой.

- Голос тюленя очень своеобразен, послушайте, что он вам напоминает?

(слайд №30-32) 

- Морж - это самый крупный из ластоногих нашей фауны зверь. Послушайте про него интересную информацию.

Длина тела — более 3 м, весит около 1,5 т. Тело крупное, массивное. Голова небольшая по сравнению с огромным туловищем. Окраска бурая, зависит в основном от цвета кожи, а не волос. Кожа толстая, вся в складках. На верхней губе длинные толстые усы — вибрисы. С их помощью морж обследует дно в поисках пищи: ведь на глубине 20—50 м, особенно подо льдом, почти ничего не видно. Особенность моржа — два могучих бивня, торчащих вниз изо рта. Это сильно разросшиеся верхние клыки, которые особенно велики у самцов (до 60—80 см). Этими клыками-бивнями морж на дне раскапывает грунт и выбирает из него моллюсков, ракообразных, червей. Среди моржей изредка встречаются и хищники, нападающие на нерп и даже на птиц, сидящих на воде. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные метки, животное приобретает вертикальное положение, качается, как поплавок. У моржей почти нет врагов. В море опасными для них могут быть лишь хищные киты — касатки, а на лежбищах — белые медведи.

- Прослушайте голос этого животного.

(слайд №33) Чудеса Арктики

- В самом начале урока я сказала, что Арктика - край удивительной природы.  И самое удивительное — полярное сияние.

- Послушайте, как описывается это явление в художественной литературе.

Взметнутся от земли в небо лучи, и загорается оно светлым пламенем. Оно сверкает и горит, кружится, словно вихри ветра, лучи летают взад и вперед, то красные, то красно-фиолетовые, то желтые, зеленые и ослепительно белые... Выше и выше поднимается пламя, словно тысячи прожекторов выстраиваются в извилистые линии над землей и бьют вверх. Внизу они зеленого цвета, а вверху — красного. Иногда загораются в небе ровным светом длинные полоски, иногда пятна, а иногда — быстро меняющиеся формы столбов и лучей.

(слайд №34) Деятельность Человека

 - Как вы думаете, может ли в таких суровых условиях жить человек?

- Что он там делает?

      Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие и них удивительные животные — все это с давних пор привлекало отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, они проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

- Как человек осваивал Арктику и какие проблемы возникли вследствие этого мы прочитаем на стр.83-84 учебника.

- Итак, что делает человек в  Арктике?

-  Чем привлекает этот край людей?

- Каковы последствия такого взаимодействия?

 (слайд №35) 

- К сожалению, человек не всегда бережно относится к тому, что его окружает. В результате его существования в Арктике находятся на грани исчезновения многие виды животных. Занесены в Красную книгу такие виды, как белый медведь, морж, тюлени, гренландский кит, нарвал.  В результате широкого хозяйственного освоения Арктики все большие ее пространства становятся непригодными для жизни северных животных, все заметнее сокращается их численность. Основные причины — загрязнение морей и побережий, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолеты, поселки).

(слайд №36) Закрепление. Ответим на вопросы.

Где расположена зона арктических пустынь?

Каковы природные условия этой зоны?

Какие растения и животные характерны для этой зоны?

Какие экологические проблемы возникли в Арктике?

4.  Домашнее задание.

- Из дополнительных источников подготовить информацию об арктических растениях и животных, про которые не было рассказано на уроке.

Олейникова Валентина Николаевна,

учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Технологическая карта урока "Природные зоны России. В жаркой пустыне."

Технологическая карта к уроку "Природные зоны России. В жаркой пустыни" поможет организовать урок по ФГОС, работающим по  УМК «Перспектива»....

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны России. Степи и пустыни»

Тема: «Природные зоны России. Степи и пустыни». Проектная деятельность на уроке....

"Природные зоны России. Зоны Арктических пустынь."

Урок-путешествие в зону арктических пустынь...

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...