"Природные зоны России. Зоны Арктических пустынь."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Болдырева Светлана Владимировна

Урок-путешествие в зону арктических пустынь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oznakomleniya_s_okruzhayushchim_mirom_v_4_klasse.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Ознакомления с окружающим миром в 4 классе

Тип урока: урок-путешествие, сообщение новых знаний.

Тема урока: «Зона Арктических пустынь» (урок в плане № 14  )

УМК «Школа России»

Цель урока:

Сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать её на карте.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
  2. Быть толерантным к чужим ошибкам
  3. Активно участвовать в групповой и коллективной работе на уроке.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

-Понимать и принимать учебную задачу урока.

-Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно

-Формировать выполнение логических действий: анализа, сравнения  обобщения.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

-Учить определять существенные признаки зоны Арктических пустынь

-Учить определять признаки приспособляемости живых существ к обитанию и произрастанию в Арктике

-Воспитывать бережное отношение к природе

Планируемый результат:

Познавательные умения:

-формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.

-определять  растения, животных, птиц зоны Арктических пустынь

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом

Коммуникативные умения: формировать понятия , используя знания.

Ресурсы: учебник, карта природных зон России, Атлас – определитель, энциклопедия «Я познаю мир»; информация, собранная учащимися дома;  интерактивная доска, презентация ,  карточки для работы в группах, подносы с раздаточными материалами(на подносе бинокль, верёвка, карта, чай, солнцезащитные очки, компас, газета, рисунки с изображениями лыж и  санок.)

Ход урока.

1.Организационный момент . Вводная часть.

Учитель:

Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим маршрут - возьмём  направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправится за полярный круг. Слайд 2

2.Повторение пройденного. Слайд 3

Назовите основные природные зоны России.

Почему  происходит смена природных зон?

 Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.

(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)

3.Какова цель нашего урока мы узнаем, ответив на вопросы кроссворда. Слайд 4

 Арктическая пустыня- безжизненное пространство или и на этой суровой земле тоже есть жизнь? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в конце урока.

Итак, цель нашего урока- изучение зоны Арктических пустынь .

 Давайте вспомним план изучения природной зоны. Слайд 5

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на севере. Самое холодное место планеты -  Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику -  центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

Зона Арктических пустынь - уникальная природная зона. С её особенностями мы сегодня познакомимся.

  1. Работа с новым материалом.

 Итак, мы отправляемся в исследовательскую  экспедицию в зону арктических пустынь.  Начальником экспедиции назначается учитель.

 На чём мы можем добраться в зону Арктических пустынь? Слайд 6

Учитель:   Люди  каких профессий будут необходимы в нашей экспедиции?

Дети: Географы. Метеорологи. 

Учитель: Что будете исследовать?

 Карточка-помогайка  геогрофам и метеорологам (учитель выдаёт группе )

1.Геграфическое положение.

2.Почему в арктической зоне суровые климатические условия.

3.Полярное сияние

Учитель: Кто ещё будет участником экспедиции?

Дети: Гидрологи. Почвоведы.

Учитель: Что будет объектом вашего исследования?

Почвоведы расскажут нам об особенностях почв Арктических пустынь.

Карточка-помогайка гидрологам и почвоведам (учитель выдаёт группе )

1Какую часть Арктики занимает суша, что из себя представляет?

2.Особенности почвы Арктики.

Учитель: Без  людей  какой профессии наше исследовательское путешествие будет неполным?

Дети: Без биологов.

Учитель: Биологи, Предмет Вашего исследования?

Карточка - помогайка  биологам (учитель выдаёт группе )

1Какие растения произрастают в Арктике?

2.Как они приспособились к суровому климату?

Учитель: Кого ещё возьмём с собой?

Дети : Зоологов.

Учитель: Зоологи,  о ком поведаете?

Карточка-помогайка  зоологам (учитель выдаёт группе )

1Какие животные, птицы обитают в Арктике?

2.Как они приспособились к суровому климату?

3.Заповедник на острове Врангеля.

Учитель: Без кого никак нельзя отправиться в путь?

Дети : Без экологов.

 Учитель: Экологи, над какими проблемами будете работать?

Карточка-помогайка  экологам (учитель выдаёт группе )

1Занятия людей в зоне Арктики.

2.Экологические  проблемы Арктики.

Учитель: Какая одежда нам необходима в этом путешествии?

Подумайте, что из предложенного вам набора на подносе будет необходима в экспедиции. Выберете всё необходимое и обоснуйте свой выбор. (Солнцезащитные очки,  верёвка, компас, бинокль, лыжи, сани.)

Наша экспедиция виртуальная  , что послужит нам источником информации?(Учебник, атлас-определитель, карта природных зон, информация, собранная дома.).

Работу будем вести по группам, отвечать по плану изучения природной зоны.

5. Самостоятельная работа по группам.

Учащиеся получают задания по группам. Время выполнения- 7 минут. 6.Выступление учащихся.

Учитель: участники экспедиции слушайте друг друга и дополняйте ответы товарищей.

Географы. Метеорологи. Слайд 7

Примерный ответ учащихся.

Учащиеся (Показывают на карте зону Арктических пустынь) Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 400С – 500С. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +40С. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов. .Отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный, 
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
Северное сияние
 

Полярное сияние Слайд  8

Вывод: Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда.

Гидрологи. Почвоведы. Слайд 9

Примерный ответ учащихся.

Не только океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину . Почва на арктических островах почти совсем не образуется.

Учитель:  Изучив особенности неживой природы в ледяной зоне, давайте познакомимся с её растительностью .Какие условия необходимы для жизни в пустыне? (Свет, вода, тепло.)

Какие условия, необходимые для растений, есть в арктической пустыне?(вода).

Чего не хватает растениям в этой природной зоне?(света, тепла).Есть ли растения в зоне Арктических пустынь? Как они приспособились к жизни в суровых условиях этой природной зоны?

Выступление биологов. Слайд 10

Примерный ответ учащихся.

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки .В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, – пища рачков и других небольших морских животных (слайд 8)

Учитель:   Биологи, пожалуйста,  сделайте общий вывод об особенностях растительности зоны Арктических пустынь.

Биологи. Вывод.

В зоне Арктических пустынь  мало почвы , поэтому  у растений маленькие корни. В Арктике  дуют  сильные ледяные ветра, поэтому произрастает  низкорослая растительность, чтобы легче пригибаться к земле. Среди растений преобладают  мхи и лишайники. В льдах живут снежные водоросли . В  воде много зелёных водорослей, которыми питаются рачки.

Зоологи. Слайд 11

Примерный ответ учащихся.

 Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки (слайды 9, 10). они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря- это перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв. Птицы водоплавающие, питаются рыбой. 

Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами”  Слайд 12

Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Птичьи яйца не скатываются с голых скал, так как имеют грушевидную форму. Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие. Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь Слайд 13

Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС . Тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде. Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни. Слайд 14

Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой. Есть еще одно отличие моржа от тюленя. Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха приходится  вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь. 

В поисках пищи в зону арктических пустынь  забредают волки, песцы.

.На острове Врангеля люди создали заповедник. На его территории находятся огромные птичьи базары, белые медведицы приходят сюда выводить потомство. Слайды  15, 16

Учитель: Сделайте вывод об особенностях животных зоны Арктических пустынь, как приспособились животные к условиям Арктических пустынь.

Зоологи. Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. У белых  медведей кроме толстого слоя  подкожного  жира тёмный цвет кожи, почти чёрный, притягивает солнечное тепло .Солнечное тепло проходит по воздушным канальцам внутри шерстинок животного, согревая солнечной энергией тело медведей. У птиц очень тёплый и лёгкий пух, который не только согревает птиц, но и служит строительным материалом для их гнёзд. Все птицы тюлени, моржи кормятся рыбой , которой богато море, так как в море растёт множество водорослей. Водорослями питаются рачки, рачками –рыба.)

 Учитель: можно составить цепочку питания. Слайд17.

Выступление экологов. Слайд 18

Примерный ответ учащихся. Слайд 19

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью. Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой. Слайд 20

Но не всегда это делается разумно. Огромный ущерб был нанесен живой природе Баренцева моря, где были почти полностью уничтожены промысловые виды рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны. Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление опасны для белого медведя. Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России. Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

7. Давайте подведём итог  проделанной работе. Обобщим природные особенности зоны Арктических пустынь.  

Начальник экспедиции подготовил сообщение об исследовательской экспедиции в Арктику.

Учитель. Слайд 21

Арктика-это зона островов, лежащих около северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того низкорослые кустарники карликовой берёзки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи и лишайники. Почва на арктических островах почти совсем не образуется. Не смотря на суровые климатические условия,  растительный и животный мир Арктики разнообразен. Приспособляемость растительного и животного мира объясняется природными условиями.

 Итак,  мы с вами установили, что все элементы природы взаимосвязаны. Изменение одного природного компонента приводит к изменению других .Для сохранения окружающего мира человек должен бережно относится к природе.

  • 8.Рефлексия. а)Тест. Слайд 22 
  • Выпиши буквы правильных ответов
  • 1.Где расположена зона Арктических пустынь?
  • А) на островах Тихого океана
  • Б )на островах Индийского океана
  • В) на островах Северного ледовитого океана
  • 2.Какие растения произрастают в зоне Арктических пустынь?
  • Г) полярная сосна
  • Д )мхи
  • Е) ромашки
  • 3.Какие животные обитают в Арктике?
  • Ж) бурые медведи
  • З )тюлени
  • И) моржи
  • 4.Каково значение Арктики для человека?
  • К) развит рыболовный промысел
  • Л) добывают полезные ископаемые
  • М) ведут наблюдения за погодой
  • Б)Проверка  Слайд23
  • Правильные ответы:
  • В, Г, Д, З, И, К, М.

-Кто выполнил задание без ошибок?

-У кого были 1-2 ошибки?

-Кто не справился  с тестом?

 9.Итог урока. Что новое вы сегодня узнали, о чём ещё захотелось узнать?

10.Оценивание работы учащихся. В каждой группе ученик-помощник начальника экспедиции оценивает работу участников   своей группы.

Д.З.

Учебник стр.76-83чтение, ответы на вопросы;

Дид тетр. стр.39-41

Для любознательных:

Дома найдите ответ на вопрос: что же представляет собой явление  Северного сияния.

 Учитель: Ещё более углублённую информацию вы получите, посетив музей…Какой?  (Арктики и Антарктики) Кто уже был в этом музее? Подготовьте сообщение об экспозиции  музея Арктики и Антарктики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...