окружающий мир, 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Зайцева Оксана Валентиновна

рабочая программа предполагает использование учебника О.Т.Поглазовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmy_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по  окружающему  миру  составлена  на  основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру, примерной программе начального общего образования по окружающему миру и авторской программы О.Т. Поглазовой.

Авторская программа О. Т. Поглазовой  входит в УМК «Гармония».

Рабочая программа (тематическое планирование) рассчитана на 68 учебных часов; из расчета 2 раза в неделю; в том числе проверочных работ – 10, экскурсий – 4.

При составлении программы использовался учебно-методический комплект:

Поглазова О. Т. Окружающий мир : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

Поглазова О. Т. Окружающий мир : рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учреждений / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

     - Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» (пособие для учителя) / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

        Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».

1. Общая характеристика предмета.

Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

           Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:

- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:

- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;

- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;

- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».

2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении предмета «Окружающий мир» продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Обучающиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-экскурсии и учебные прогулки,

-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

- воспитание любви к своей малой Родине  и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

1. 3. Место предмета «Русский язык» в учебном плане

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю) в соответствии с требованиями учебного плана.

4. Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

2. Содержание программы

 

        В 4 классе полученные учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственными и временными представлениями об окружающем мире. Дается представление о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на ее судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные вехи российской истории. После завершения знакомства со своей страной предстоит познакомиться с материками и океанами Земли, с историей их открытия. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты — это общее достояние человечества, а ее охрана — важнейшая задача всех народов Земли.

Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее знаний. Закрепляется умение работать с научно-популярным текстом и другими видами информации: с планом, географической и исторической картами, с более сложными схемами, таблицами, алгоритмами. Продолжает формироваться экологическое мышление. При этом внимание акцентируется на нахождение взаимосвязей между живой и неживой природой, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде, приводя учащихся к пониманию закона экологии «Все связано со всем».

У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края.

Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трем стержневым линиям: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется — наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни — уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима — знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

1. Перечень изучаемого материала.

Программа 4 класса состоит из следующих разделов:

1. Ориентирование в пространстве и во времени(5 часов).

 2. Способы изображения предметов и местности(6 часов).

3. Как изображают Землю (7 часов),

4. Путешествие по поверхности и недрам(8 часов).

5. Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России (13 часов).

6. Важнейшие события в истории Отечества. Путешествие в прошлое России(19 часов).

 

7. Путешествие по океанам и материкам Земли(8 часов).

Для контроля за качеством обучения проводится тестирование. Количество проверочных работ соответствует рекомендациям, помещённым в авторской программе О. Т. Поглазовой.

Тесты-8

Практические работы-4.

Лабораторные работы-3.

Опыты-4.

Экскурсии-4.

3.1. Тематическое планирование.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

Путешествие- источник знаний.

Природные явления и счёт времени.

Устройства для счёта времени.

Историческое время. Лента времени. Проверочная работа.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта.

Человек и природа.

Ориентирование в пространстве и во времени

Ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам

Формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Изображение предметов. Масштаб. План местности. Географические и исторические карты. Условные знаки карт.

Модель Земли.

Человек и природа.

Способы изображения предметов

и местности

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Как устроен глобус. Карта полушарий. Материки и океаны Земли на карте и глобусе. Ориентирование в пространстве и во времени. Солнце и звезды. Влияние солнца на Землю.

Земля-планета жизни.

Как изображают Землю

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Земли и Солнца.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Россия на глобусе и географической карте. Родной край на карте России.

Равнины, горы, водоёмы на территории России и родного края.

Горные породы и их образование.

Минералы и их свойства. Образование пещер.

Полезные ископаемые. Разведка и добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые, добываемые в родном крае.

Строительные материалы. Металлические руды.

Горючие полезные ископаемые. Экологические проблемы, связанные с их добычей и транспортировкой.

Чем богата природа России.

Свойства горючих ископаемых. Использование горючих ископаемых. Упражнение в чтении карты, пользовании условными знаками распределенных полезных ископаемых

Природа.

Путешествие по поверхности и недрам

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Природная зона. Суровая Арктика. Ранимая тундра. Россия – страна лесов. Степные просторы. Жаркие пустыни. Природные зоны России. Природное сообщество. Жизнь в море. Океаны Земли.

Природа.

Природные зоны и природные сообщества. Путешествие по природным зонам России

Характеризовать влияние человека на природные сообщества.

Анализировать влияние современного человека на природу.

Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.

Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Откуда пошла Русь.

Киевская Русь. Крещение Руси.

Как распалась Киевская Русь.

Власть Золотой Орды.

Борьба с немецкими и шведскими захватчиками.

Расширение московского княжества.

Иван Грозный. Ослабление Московского государства.

Смутное время. Борьба за независимость России.

Пётр Великий. Российская империя.

Екатерина 2. Расцвет науки и искусства.

Нашествие Наполеона. Отмена крепостного права.

Россия до 1917 года.

Октябрьская революция. Конец Российской империи.

Образование СССР.

Великая Отечественная война.

Экскурсия к памятникам погибших воинов.

Послевоенные годы в Советском Союзе.

Начало перестройки. Современная Россия.

Россия в 20 веке. Знаменитые соотечественники.

История родного края. Народы, населяющие родной край. Знаменитые люди родного края.

Богатства родного края. Экологические проблемы. Будущее родного края.

Общество.

Важнейшие события в истории

Отечества. Путешествие в прошлое России

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе.

Анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Материк Евразия. Исследователи Азии. Природа материка, народы, его населяющие.

Африка, ее природа. Исследователи Африки.

Америка. Первооткрыватели Америки. Природа Северного и Южного материков.

Австралия. Уникальные растения и животные Австралии.

Антарктида. Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка.

Кругосветные путешествия.

Страны и народы мира.

Путешествие по океанам и материкам Земли.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Обсуждать особенности 2-3- стран мира.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально-культурных и духовных традиций.

2. Календарно-тематическое планирование.


урока

Содержание учебного материала

При

меча

ние

Количество часов

Да

та




1

2

3

4

5




6

7

8




9

10





11

12,13

14

15

16



17





1819

20

21

2223

24,25

26

27

28,29

30




31,32

33

34

35,36

37

38




39

40

41,42

43,44

4546

47,48

49,50

51

52



53


54,55


56


57

58

59

60



61

62

63

64

65

66

67


68

1 четверть(16 часов).

Ориентирование в пространстве и во времени.

(5 часов)

Как человек познаёт окружающий мир?

Как человек научился считать время?

Как считают время в истории?

Как ориентироваться на местности?

Путешествие с компасом. Экскурсия №1.


Способы изображения предметов

и местность(3 часа)

Как изображают предметы и местность? Тест №1. 

План местности.

Что изображают на картах?


Как изображают Землю?

(2 часа)

Земля – планета Солнечной системы.

Солнце и звёзды.



Путешествие по поверхности и недрам России.

(6 часов)

Россия на географической карте.

Чем богаты недра России.

Кладовые Земли.

Тест №2. Кладовые Земли.

Что люди научились делать из горных пород?


2 четверть(14 часов).

Безграничны ли запасы полезных ископаемых?



Путешествие по природным зонам России.

(21 час)

Суровая Арктика.

Ранимая тундра.

Ранимая тундра. Тест №3.

Россия – страна лесов.

Степные пространства.

Тест №4.

Жаркие пустыни.

Путешествие в горы.

Экскурсия №2.


3 четверть(22 часа)


Океаны Земли.

Жизнь в море.

Жизнь озера.

Богатства болот.

Как живёт луг?

Тест №5.


Путешествие в прошлое России.

(22 часа)

Откуда пошла Русь?

Древняя Русь.

Как росла и как распалась Киевская Русь?

Как была покорена Русь?

Как объединяли и освобождали Русь?

Россия во времена Московского государства.

Как Московская Русь стала Российской империей?

Тест №6.

Экскурсия №3.


4 четверть(16 часов)

Как росла и развивалась Российская империя?

Российская империя в 19-ом веке?

Как на месте Российской империи образовался Советский Союз?

Какие преобразование произошли в Советском Союзе?

Годы священной войны.

Трудные послевоенные годы.  

Как образовалась Россия, в которой мы живём?

Кем и чем гордится Россия?

Путешествие по океанам и материкам земли.

(8 часов)

Как люди открывали Землю?

Как открывали Африку?

Кто открывал Америку?

Тест №7.

Кто исследовал Австралию?

Как был открыт шестой материк Земли?

Кто и когда совершил первые путешествия вокруг Земли? Тест №8.

Экскурсия №4.





Презен









Презен






Презен







Презен











Презен












Презен












Презен






1

1

1

1

1



1

1

1





1

1





1

2

1

1

1



1





2

1

1

2

2

1

1

2

1




2

1

1

2

1

1




1

1

2

2

2

2

2

1

1



1


2


1


1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1


1

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Ч.1. Москва «Просвещение» 2010.

Программа курса «Окружающий мир», 4 класс. Автор Л.М.Цветова, 2009 г.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение».

     4.  Е. Голубева  Занимательное естествознание. – С.-Петербург: Тригон, 1997г.

5. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова   И учеба, и игра : природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1998 г.

Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 2000г.

7. Сохрани наш мир. Энциклопедия. Волгоград: Книга, 1994г.

     8. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Окружающий мир. – М.:АСТ- Астрель, 2002г.

Журналы «Начальная школа»

Газеты «Первое сентября»

И.В.Мукашёва  Поурочные планы по учебнику О.Т.Поглазовой,

4 класс, Волгоград,  Корифей, 2008г

Школьная медиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...