Судьба природы - наша судьба
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 Показать значение растений и животных в  природе и жизни человека; уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных под влиянием хозяйственной деятельности людей, сбора растений, неумеренной охоты, рыбной ловли. Рассмотреть некоторые виды, включенные в Красную книгу России, а также охраняемые виды республики Башкортостан; роль заповедников и заказников. Развивать речь учащихся, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Показать умение работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_prirodovedeniya_v_4_klasse.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока природоведения в 4 классе.

Тема: Судьба природы – наша судьба.

Цель: Показать значение растений и животных в  природе и жизни человека; уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных под влиянием хозяйственной деятельности людей, сбора растений, неумеренной охоты, рыбной ловли. Рассмотреть некоторые виды, включенные в Красную книгу России, а также охраняемые виды республики Башкортостан; роль заповедников и заказников. Развивать речь учащихся, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Показать умение работать в группах.

Оборудование: Выставка книг о природе; рисунок солнышка; гербарий лекарственных растений; рисунки животных – бобра, соболя, беркута, грамзапись «Голоса птиц».

 Ход урока:

Сообщение темы и цели. Инсценировка «Черепаха и зайка» (черепаха лежит под солнышком и поет песенку)

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Все лежу, все лежу,

И на солнышко гляжу.

Крокодил – дил – дил плывет,

Носорог – рог –рог идет

Только я все лежу

И на солнышко гляжу.

(вдруг слышится чей –то плач, на сцену выходит зайчик, рассматривает свои грязные лапки)

- Ой, что это такое? Почему мои лапки так сильно замарались и не отмываются?  И чем они так пахнут невкусно? Бедный я, несчастный…

Черепаха- О чем, зайчик, так горько плачешь? Кто тебя обидел?

Зайчик- Не знаю…

Ч- Ой, ой, ой, какой ты грязный…

Какие-то странные запахи. Не плачь, косой, сейчас тебя начистим. Что за грязь такая? И зайцу осталась и мне досталась? Где ты ее нашел косой?

З- Не искал я ее вовсе. Прыгал, скакал по полям  вдоль реки Белой: травка-то вся черная, даже есть не хочется и в речке масло плавает? Интересно, кто налил масло в Белую? Кто травку испачкал, а травка меня…

Ч- Ну и дела… Стой, к нам, кажется кто-то идет (выходит лесовичок)

Л- Что за шум? И кто тут плачет?

Ч- Здравствуй, Лесовичок! Ты не знаешь как помочь зайчику?

Л- Да, дело мое такое – знать все. Ведь я Лесовичок. Эко тебя угораздило вымазаться в нефти, мазуте. Не ты, зайка, первый попал в беду. Сколько живого загублено.

З- Кто же загубил, Лесовичок?

Л- Ребята, расскажите зайке, кто виноват в гибели многих животных во время весеннего наводнения. (ответы детей)

Учитель- Ты прав, Лесовичок. Природа нашей планеты в опасности. Все громче и тревожнее гудит экологический колокол, зовет на помощь природе. Много больших и маленьких ран наносит человек окружающей природе, среде. И сегодня на уроке  мы будем обсуждать вопрос об охране природы и как мы с вами можем помочь природе.

Родина – это наша страна, республика, наше село и город. Это воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем. Это рыбы в реке, звери, птицы, насекомые в лесу. Это заводы и стройки, поля и сады. Природа и Родина – неразделимы. И когда с завода в реку попадают сточные воды, страдает не только река. Родина!

Когда вырубленные в лесу деревья вовремя не вывезли и они пропали от дождей – не только лесу нанесена рана. Родине!

Когда от руки браконьера погибает редкое животное, беднее становится вся страна. Судьба природы – наша судьба, судьба страны.

1) Работа в группах 1 задание

1гр. Что дают растения человеку?

2гр. Что дают человеку животные?

3гр. Что дают растения животным, а животные растениям?

- Что произойдет, если

А) человек срубит все деревья в лесу.

Б) люди будут мыть автомобили в реке, водоеме.

Ответы:

А) если человек срубит все деревья – погибнут или уйдут в другие места растительноядные животные, вслед за ними уйдут хищники, которым нечем будет питаться. На вырубках начнут размножаться насекомые, исчезнут деревья – не станет грибов, уменьшится количество ягод. Лес удерживает корнями деревьев влагу, не станет деревьев – понизится уровень грунтовых вод, станет страдать от засухи почва, что приведет к снижению урожая на соседних полях.

Б) если люди будут мыть автомобили в реке, погибнут многочисленные рачки, которыми питаются рыбы, начнут размножаться микроорганизмы – вода зацветет – начнут задыхаться рыбы. Исчезнет рыба в реке, а вода будет непригодной для нужд человека.

Итог 1 задания.

В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного организма ведет к нарушению в «слаженном оркестре» живых организмов.

2) Задание 2.

- Что произойдет, если «горе - туристы» пришли в лес. (высказывание по группам)

- Почему растения и животные исчезают?

К сожалению, так поступают не только «горе - туристы», но и люди, которые на первый взгляд, хотят сделать хорошее дело. Например, на севере России обнаружили нефть более 30 лет назад. Приехали нефтяники осваивать эти районы на вездеходах, повезли трубы, походные домики. Да почва на севере особая: вечная мерзлота. Не успевает она оттаять за короткое лето, а поэтому растения не проникают корнями глубоко, лишь травянистые растения да мелкие кустарники можно встретить. Идет такой вездеход, а за собой оставляет глубокую колею, второй раз вездеход не поедет по ней – местность–то болотистая, засасывает! А колея эта и за 30 лет не зарастет.

Человек распахивает земли, вырубает леса под новые города и исчезают с лица земли растения и животные. А некоторые совсем исчезли. Мы с вами уже знаем о морской корове, странствующем голубе… (рассказы детей о них)

Знакомство с Красной книгой.

- Почему книга красного цвета? (цвет тревоги, опасности)

- А сейчас мы поговорим о растениях и животных занесенных в Красную книгу.

Водяной орех – водное растение, листья напоминают листья березы, но более плотные, глянцевидные, черешки листьев вздуты, есть волосовидные листья. Образуется 10-15 плодов до 3 см длиной, плотный, тяжелый, с 1-4 прямыми изогнутыми рогами напоминающими якорь. Внутри вкусное белое семя, которое употребляли во многих странах в пищу. Зрелые плоды могут храниться в иле, не теряя всхожести 10, а то и 50 лет. Когда в России заготавливали водяной орех, он был популярным объектом торговли.

Ветреница лесная – это небольшое травянистое растение. Цветет в апреле – начале мая. Название «ветреница» получило, потому что время цветения совпадает с ветреной погодой, к тому же его тонкий, нежный стебелек качается от любого ветерка. Растение декоративное. Оно медленно растет из семян и зацветет только на 10-12 год.

Прострел (сон-трава) – растение названо сон-трава потому что когда смотришь на тоненькие цветки кажется что они спят. Существует поверье, что растение оказывает усыпляющее действие. Сон-трава занесена в Красную книгу, размножается в основном семенами.

Соболь- история соболя во многом похожа на историю бобра. Его истребляли из-за ценного меха. Охота на соболя была запрещена, организованы заповедники, началось расселение зверька по стране. Большую роль в спасении соболя сыграл Баргузинский заповедник.

Бобр- красивы, густой и прочный мех бобров называли «коричневым золотом». Из-за него зверей нещадно истребляли. Около 100 лет назад бобры почти исчезли в Европе и США. На Руси их долгое время берегли. Полностью запретили охоту на них – начать спасение бобров.

Беркут – эта птица тесно связана с историей Башкирии. Издревле башкиры брали молодых птенцов из гнезд, воспитывали  и обучали охоте. За башкирскими беркутами приезжали  охотники из других стран.

ИТОГ ФРАГМЕНТА. В природе важно уметь правильно себя вести. Вырабатывается «кодекс правил поведения в природе»

- нельзя собирать редкие растения

- не будем срывать для букетов растущие в природе растения

- не будем сбивать ногой грибы

- будем ходить только по тропинкам

- нельзя шуметь в лесу

(ГРАМЗАПИСЬ «ГОЛОСА ПТИЦ»)

 «Охранять природу – значит охранять Родину» (М.Пришвин)

     - Что мы можем сделать, чтобы красота окружающая нас, не исчезла? Чтобы радовали цветущие поляны, манили тенистые леса?

ОХРАНА ПРИРОДЫ               Общество (закон)

                                                    Человек (то, что мы можем сделать сами)

Охота на редких животных запрещена, редкие растения взращивают в ботанических садах; создание специальных охраняемых территорий – заповедников и заказников.

В Башкортостане тоже есть  заповедники – Башкирский государственный заповедник в Бурзянском районе, Государственный заповедник Шульган-таш в Бурзянском районе. Очень много заказников и памятников. В Иглинском районе находятся 2 памятника природы, где растут редкие растения.

Скала Большой Колпак -  находится в 4 км от с.Охлебинино на правом берегу реки Белой. По скалам много степняков: астра-альпийская, вишня степная и

т .д.

Калтымановское болото – в болоте растут росянка, клюква и т.д.

ИТОГ ФРАГМЕНТА. Беречь нужно не только редкие исчезающие виды растений и животных, но и те которые встречаются в наших лесах. Помни – в природе все взаимосвязано.

Задание 5- Особенно нужно оберегать лекарственные растения. А какие растения известны вам (гербарий). Рассказ о крапиве.

(ГРАМЗАПИСЬ ЧАЙКОВСКОГО «Времена года)

Групповая работа.

а) нарисовать запрещающий знак. Защита своего знака

б) рассматривание жалобы

в) составление странички из Красной книги

Лекарственные растения разного края

Редкие растения

Редкие животные

А сейчас я хочу дать слово вожатой нашей школы …..Она расскажет, какую работу выполняют пионеры нашей школы и можете вливаться вы.

Итоги. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба природы - наша судьба!"

Дети пириходят в школу с несформированным отношением к природе. Показать знакомый мир с новой, неожиданной для них стороны - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладен...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"

Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...

Презентация реализованного проекта "Судьба природы - наша судьба"

Эффективным средством формирования творчества, самостоятельности, поиска нужной информации является вовлечение учащихся в проектную деятельность. Проект «Судьба природы - наша судьба» направлен на нео...

Тема: «Судьба природы — наша судьба» Внеклассное занятие в 3 классе

Цель: показать красоту родной природы,показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, ...

классный час "Судьба природы-наша судьба"

Классный час представлен на конкурс "Самый классный классный"...

Судьба природы- наша судьба

СУДЬБА ПРИРОДЫ – НАША СУДЬБАЦель: Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей. Формировать негативную нравственную о...

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"

Внеклассное мероприятие "Судьба природы - наша судьба"...