Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Цели.
1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.
2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.
3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки.
4. Продолжить развитие умений находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.
5. Способствовать формированию толерантности, взаимопомощи и взаимовыручки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Осень в природе". 1 урок по теме | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.
1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.
2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.
3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки.
4. Продолжить развитие умений находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.
5. Способствовать формированию толерантности, взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование: таблицы изменений в неживой природе по количеству учащихся,
Ход урока.
1. Оргмомент. СЛАЙД 1
2. Выделение темы и целей урока.
Известный русский писатель О. И. Даль написал произведение загадку «Старик – годовик». Прочитаем строки произведения и попытаемся понять о чём оно. СЛАЙДЫ 2–5.
Следующая загадка поможет определить точнее тему урока. СЛАЙД 6.
Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?
3. Минутка календаря. СЛАЙД 6.
Работа в ТПО с.61.
Что удивило вас в природе за прошедшие дни?
О чём хотелось бы рассказать?
4. Работа по теме.
По заданию № 27 в ТПО на с.12 ответьте на вопросы. Работа в парах.
Дополните ответ своим впечатлениями: чем красиво и хорошо лето? (Погожим дням радуется каждая травинка, каждый цветок старается показать солнцу свою красоту, птицы приветствуют солнышко многоголосым пением, воздух напоен ароматом цветущих полян и лугов. Цветут рябина, жимолость, шиповник, жасмин, сирень. Лес дарит нам первые дары: землянику и летние грибы.) СЛАЙДЫ 7 – 8.
Прочитаем стихотворение В. А. Жуковского. СЛАЙД 9.
Найдите «лишний» месяц и восстановите порядок следования месяцев. СЛАЙД 10.
Чем примечателен день 22 июня? (Это день летнего солнцестояния. Солнце занимает самое высокое положение на небосводе. В эти сутки день самый длинный, а ночь – самая короткая. Этот день считается астрономическим началом лета.)
Физминутка.
ТПО задание №28.
А чем же хороша и красива осень?
ТПО задание №29.
Какие же изменения в неживой природе происходят осенью? Поможет в этом разобраться Учебник с.44.
Проверим как вы ответите на вопрос: «Какие же изменения в неживой природе происходят осенью?» Поможет ТПО задание №30.(Главная причина всех изменений – невысокое (в сравнении с летом) положение солнца на небе и уменьшающаяся продолжительность дня). СЛАЙД 11.
Дальше вам предстоит заполнить таблицу изменений в неживой природе осенью. Вам помогут ваши ответы.СЛАЙД 12
Вопросы для беседы при составлении таблицы:
Каким бывает сентябрь в нашем крае?
В какое время суток можно наблюдать первые заморозки?
Чем примечателен день 23 сентября?
Какие сюрпризы может преподнести месяц сентябрь?
Работая в группах, выберите секретаря, который будет вести записи, консультанта, который будет руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность.
Проверка работы групп, отчёт консультантов о качестве работы.
Заполним вместе таблицу изменений в неживой природе осенью. СЛАЙД 13.
Изменения в неживой природе осенью.
В начале осени | В конце осени |
Воздух |
Вода |
Почва |
День |
Высота солнца |
Какие сюрпризы может преподнести месяц сентябрь?
(Рассказ двух подготовленных учеников о бабьем лете. Это несколько дней в сентябре, когда стоит тёплая, солнечная погода последний раз перед осенними дождями, холодами и напоминает о прошедшем жарком лете.) СЛАЙДЫ 14 – 15.
В осени выделяют бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября. Бабье лето делят на:
1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября
2) Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.
Это о Бабьем лете П. Тютчев написал:
Есть в осени первоначальной короткая,
Но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия - 23 сентября.
По фенологическому календарю начало осени связывается с отлетом птиц, опадением желтых листьев, первыми заморозками.
По Лесному календарю Бианки осень начинается с 21 сентября - первого месяца осени, «Месяца прощания перелетных с родиной», второй месяц - «Месяц полных кладовых» и третий - «Месяц зимних гостей».
В народе примечали:
В лесу много рябины - осень будет дождливая, малосухая.
Большой урожай рябины - к большим морозам.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Кошка мордочку прячет - на холод.)
Физминутка.
Блиц – турнир по разгадыванию названий летних и осенних месяцев. СЛАЙДЫ 16 -22.
5. Закрепление.
Загадки об осенних явлениях. СЛАЙДЫ 23 – 28.
6. Итог.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кто очень помог своей команде? Это вопрос к консультантам групп.
6. Домашнее задание (раздать на 4 группы)
Выучить стихи.
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
Наталия Антонова
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова
***
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Аполлон Майков
***
Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.
Семен Островский
- Какой день, по вашим наблюдениям, был самый холодный на этой неделе?
Какой день был самым теплым?
Что удивило вас в природе за неделю?
Найти народные осенние приметы (если…, то…) и народные названия месяцев.
Наблюдения к следующему уроку:
Что изменяется в жизни растений осенью?
У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
Какого цвета листва сирени осенью?
У какого дерева листва желтеет первой?
Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?
Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев? (Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)
Рассказ о лиственнице готовит Игорь.
О сибирской лиственнице
С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.
Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.
На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.
Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...
Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление на двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»
Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»...
Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»
Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»...
Живая и неживая природа. Составление кластера.1 класс. УМК Гармония.
Использование инновационных педагогических технологий на уроке окружающего мира по теме "Природа"(2 класс)...
Окружающий мир 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Чистота – залог здоровья.
Задачи:- способствовать формированию полезных привычек, которые помогут вырасти здоровым; формировать гигиенические навыки ухода за телом, содержания в чистоте одежды и квартиры;- воспитывать аккуратн...
Русский язык 2 класс программа «Гармония» Тема урока: Знакомство с понятием «текст». А если одного предложения мало?
Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте. Метапредметные планируемые результаты: ПУУД:*действия постановки и решения проблем-формулирование проблемы -самостоятельн...