Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру на основе авторской программы О. Н. Федотовой, В. Г. Трафимовой, Л. Г. Кудровой "Окружающий мир" (УМК "Перспективная начальная школа")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_2.rar | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» Руководитель МО Луценко В.И. | «Согласовано» Зам. директора по УВР Псарева И. Н. | «Рассмотрено» на заседании педсовета | «Утверждаю» Директор МОУ «Ракитянская СОШ №1» Ткачев В. Н. |
Протокол №____от | Протокол №____от |
«____»__________г. | «____»__________г. | «____»__________г. | «____»__________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
окружающий мир во 2 классе
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель Латышева Татьяна Анатольевна
2012-2013 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707; Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373); базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих образовательные программы начального общего образования в рамках введения ФГОС второго поколения (Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 17 мая 2011 №138 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих образовательные программы начального общего образования в рамках введения ФГОС второго поколения»); примерных программ начального общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. ―М.: Просвещение, 2010.) и авторской программы О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой « Окружающий мир» (образовательная программа: Проект «Перспективная начальная школа».
Общие цели начального общего образования с учетом специфики предмета «Окружающий мир»
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их. В первом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. Во 2 классе - 2 часа в неделю 68 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» (2-й класс)
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца - источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся - млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные -дикорастущие растения, однолетние – двулетние - многолетние растения; цветковые – хвойные - папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
проявлять уважение и готовность выполнять совмести: установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 2 класс (68 часов)
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Плановые сроки прохождения |
По плану | Фактически |
Человек и общество. |
1 | Письмо экологов школьникам | Расширение знаний о живой и неживой природе. Классификация объектов в группы по общим признакам. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
2 | Мишины вопросы. Мир живой и неживой природы | Исследование взаимосвязи живой и неживой природы. Распознавание растений и животных данной местности. Обобщение результатов, выводы. |
3 | Советы старших | Расширение знаний учащихся о научно-познавательных книгах. Сравнение и характеристика учебных книг, анализ их структуры. |
4 | Осенние работы на пришкольном участке. Экскурсия. | Исследование связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, трудом человека. Объяснение смысла пословицы. Повторение правил поведения во время экскурсии. Анализ и сравнение формы листьев знакомых растений. |
5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | Формирование умений работать с книгой как с источником информации. Исследование и анализ структуры и особенностей разных книг. |
6 | Опыт и наблюдение | Сравнение понятий «опыт», «наблюдение». Дифференциация различий между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Исследование особенностей проведения опыта и наблюдения по плану. |
Человек и природа |
7 | Земля. Модель Земли | Уточнение и расширение знаний о названии, форме нашей планеты. Исследование взаимосвязи живой и неживой природы. Формирование навыков нахождения на глобусе оси, экватора, Северного и Южного полюсов. |
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | Исследование особенности движения Земли вокруг своей оси, смены дня и ночи как следствия ее вращения вокруг своей оси. Обобщение результатов, выводы. Демонстрация с помощью глобуса движения Земли вокруг своей оси. Моделирование ситуаций. |
9 | Звёзды и созвездия. | Расширение знаний учащихся о Солнце. Характеристика и классификация звезд и планет. Определение места нахождения на небе известных небесных тел. Моделирование правил по ТБ. |
10 | Планеты | Формирование представление о планетах Солнечной системы. Анализ и сравнение планет по различным признакам. Характеристика по плану. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
11 | Движение Земли вокруг Солнца. | Исследование особенности движения Земли вокруг Солнца, смены времен года – следствия вращения Земли вокруг Солнца. Научить объяснять причину смены времен года. Анализ сезонных изменений в природе. |
12 | Как связаны неживая и живая природа? | Определение условий, необходимых для жизни живых организмов. Сравнение предметов живой и неживой природы. Проведение несложных опытов. Исследование взаимосвязи живой и неживой природы. Классификация признаков живой природы. |
13 | Условия жизни на планете Земля. | Расширение и уточнение знаний учащихся о необходимых условиях для жизни на Земле. Классификация признаков живой природы. Определение условий, необходимых для жизни живых организмов. Сравнение предметов живой и неживой природы |
14 | Свойства воздуха. (практическое занятие ) | Исследование свойств воздуха, анализ значения воздуха в природе. Формирование навыков проведения опытов. Фиксирование и анализ результатов. Моделирование критериев написания сообщений на определенную тему. |
15 | Кому и для чего нужна вода? | Исследование свойств воды, значения воды в природе. Осознание необходимости соблюдения правил поведения у воды. Анализ и сравнение свойств воды и воздуха. Обобщение результатов, выводы. |
16 | Вода и ее свойства | Исследование основных свойств воды. Анализ значения воды в природе. Анализ и сравнение свойств воды и воздуха. Обобщение результатов, выводы. |
17 | Контрольная работа по теме «Свойства воздуха и воды» | Систематизация знаний учащихся по теме. Анализ и сравнение свойств воды и воздуха. Обобщение результатов, выводы. |
18 | Условия, необходимые для развития растений | Исследование условий, необходимых для развития растений. Проведение опытов. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
19 | Корень, стебель лист. (практическое занятие) | Анализ общих признаков растений. Дифференциация частей растений. Исследование значения корня, стебля, цветка. Проведение опытов, обобщение результатов, выводы. |
20 | Питание растений. | Формирование умений работать с книгой как с источником информации. Получение представления о питании растений. Проведение опытов, обобщение результатов, выводы. |
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и... растения» | Классификация разнообразия жизненных форм растений и грибов. Знакомство с примерами разных жизненных форм. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
22 | Цветковые и хвойные растения | Расширение знаний о хвойных и цветковых растениях. Исследование хвойных и цветковых растений края, их общие и отличительные признаки. Уточнение взаимосвязи живой и неживой природы. Обобщение жизненных наблюдений. |
23 | Папоротники, мхи и водоросли | Группировка растений по их признакам и свойствам. Анализ признаков сходства и различия. Формирование навыков работы с научной литературой. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
24 | Красная книга России. Правила поведения в природе | Правила безопасного поведения Детальное знакомство с Красной книгой, ее значением, отдельными представителями растительного мира. Моделирование правил поведения на природе. Исследование средств сохранения природы. Обобщение жизненных наблюдений. |
25 | Контрольная работа по теме «Разнообразие растений» | Группировка растений по их признакам и свойствам. Работа с научной литературой. Оформление наблюдений. Сравнение, классификация и распознавание растений родного края. |
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | Классификация групп культурных растений. Определение характерных признаков культурных растений, отличающих их от дикорастущих. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
27 | Какие части культурных растений используют люди? | Обобщение знаний о группах культурных растений. Анализ характерных признаков культурных растений, отличающих их от дикорастущих. Работа над объяснением смысла пословиц. |
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | Уточнение и закрепление знаний об основных растениях огорода. Моделирование правил ухода за огородными растениями. Правильный подбор рассады или семян. |
29 | От чего зависит урожай зерновых? | Исследование значения зерновых культур в жизни человека. Анализ характерных признаков культурных растений, отличающих их от дикорастущих. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
30 | Растения сада | Обобщение и систематизация знаний об основных растениях сада. Определение садовых растений по характерным признакам. Знакомство с технологией ухода за растениями. |
31 | Сколько живут растения? | Исследование признаков и особенностей однолетних, двулетних и многолетних растений. Знакомство с приемом определения возраста растений. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
32 | Размножение растений своими частями | Ознакомление с понятиями «черенок», «отросток», «семя», «плод». Получение представления о возможности вегетативного размножения растений. Сравнение, классификация и распознавание растений родного края. |
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | Обобщение и систематизация знаний о дикорастущих, культурных, сельскохозяйственных растениях. Характеристика особенностей внешнего вида и жизни растений. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
34 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | Исследовать свойства и признаки грибов. Расширение знаний взаимосвязи живой и неживой природы. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов | Правила безопасного поведения Исследовать отличительные признаки съедобных грибов. Наблюдение за многообразием живой природы: растения, животные, грибы. Различение съедобных и несъедобных грибов. Анализ ситуаций. |
36 | Как правильно собирать грибы? | Исследование многообразия мира грибов. Классификация: съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Составление правил сбора грибов. Различение наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. |
37 | Разнообразие животных. | Уточнение знаний о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Знакомство с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся). Анализ и выделение существенных признаков животных разных групп. Развитие умения сравнивать и выделять главное. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
38 | Насекомые | Исследование внешних отличительных признаков насекомых. Классификация на растительноядных, хищных и всеядных насекомых. Формирование умений анализировать и обобщать. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
39 | Рыбы | Исследование отличительных признаков рыб. Анализ особенностей строения рыб в связи с жизнью в воде. Классификация на растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
40 | Земноводные | Расширение представления о земноводных. Обогатить знания новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов. Формирование умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
41 | Пресмыкающиеся | Определение сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей. Исследование особенностей жизни пресмыкающихся и их питании. Выявление отличительных признаков гадюки и ужа. Моделирование правил безопасного поведения при встрече со змеями. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
42 | Птицы | Анализ отличительных признаков птиц. Определение важности перьевого покрова в жизни птиц. Расширение знаний о питании птиц. Исследование с помощью иллюстраций учебника взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
43 | Звери | Формирование понятия «млекопитающие». Исследование главных отличительных признаков млекопитающих. Расширение знаний новыми сведениями о питании зверей. Классификация: растительноядные, всеядные, хищные млекопитающие. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
44 | Как животные защищаются | Обобщение и систематизация знаний о различных группах животных. Анализ разных способов защиты животных от врагов. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
45 | Домашние животные. | Обобщение и углубление знаний о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые). Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
46 | Живой уголок | Знакомство с обитателями живого уголка. Моделирование правил ухода за ними. Индивидуальное обучение одного из членов ведению заседания клуба. Осознание значимости вопроса охраны природы. |
47 | Урок-экскурсия на станцию юннатов (животноводческую | Исследование особенностей жизни животных на животноводческой ферме. Знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
48 | Значение диких животных | Систематизация знаний о диких животных. Анализ значения диких животных в жизни человека. Знакомство с эстетическим и научным значением диких животных. Использование доступных источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. |
49 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | Детальное знакомство с Красной книгой, ее значением, отдельными представителями животного мира. Исследование средств сохранения природы. Обобщение жизненных наблюдений. Составление правил охраны животных. Знакомство с приемами работы с книгой на основе Красной книги. |
50 | Заповедники или заказники родного края контрольная работа по теме «Человек и животные» (экскурсия в заповедник или заказник родного края) | Знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной. Осознание значимости вопроса охраны природы. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
Человек и общество. |
51 | Про тебя | Уточнение признаков живой природы. Знакомство с понятием «живые существа» или «живые организмы». Исследование отличия человека от других живых существ. Установление признаков сходства и отличия людей друг от друга. Развитие умения анализировать и обобщать. |
52 | Что умеет человек. | Формирование понятия «человек – член общества». Знакомство с разными профессиями людей, участниками создания учебников. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
53 | Расти здоровым | Исследование условий, необходимых для жизни на Земле. Осознание учащимися понимания важности здоровья для человека. Формирование начальных представлений о том, как следует заботиться о своем здоровье. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью |
54 | Питание и здоровье | Формирование представления о режиме питания. Анализ значения питания для человека. Объяснение, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. |
55 | От кого зависит твой режим дня? | Исследование условий жизни, влияющих на здоровье. Формирование понятия, что одно из условий хорошего самочувствия, а именно режим дня, зависит от желания человека соблюдать его. Воспитание полезных привычек. Работа над объяснением смысла пословиц. |
56 | Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы». | Формирование навыков здорового образа жизни и личной гигиены. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
57 | Чистота – залог здоровья | Формирование представления о микробах, о путях попадания болезнетворных микробов в организм человека. Моделирование основных правил личной гигиены. Осознание отрицательного воздействия на организм вредных привычек. |
58 | Берегись простуды! | Анализ причин простудных заболеваний, их признаков. Выявление мер предупреждения простудных заболеваний. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. Воспитание навыков здорового образа жизни. |
59 | Твоя безопасность на улице | Правила безопасного поведения Уточнение основных правил дорожного движения. Исследование опасностей, подстерегающих детей при общении с незнакомыми людьми, при встрече с «оставленными предметами». Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
60 | Твоя безопасность дома | Правила безопасного поведения Обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме. Моделирование правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми. Формирование умения анализировать ситуацию. |
61 | Контрольная работа по теме «Как уберечь себя от беды?» | Формирование навыков безопасного поведения. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
62 | Имя города, села, посёлка. | Знакомство с историей имени родного поселка. Формирование познавательного интереса о родном крае, родной стране. Систематизация умений работать с книгой как с источником информации. |
63 | История Московского Кремля | Обобщение и систематизация знаний об истории возникновения, развития и становления города Москвы. Знакомство с достопримечательностями Московского Кремля. Воспитание чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому страны, заботливого, бережного отношения к историческим ценностям Родины. Объяснение значения и смысла русских пословиц и соотношение с современной действительностью. |
64 | Урок-экскурсия по родному поселку | Классификация и анализ основных достопримечательностей поселка, родного края. Определение начального этапа формирования представлений об историческом пути развития общества. |
65 | Общий дедушка. Родословная. | Исследовать на примере родословной семьи Ивановых возможность получения информации от взрослых о родословной своей семьи. Знакомство с понятием «семейный праздник». Обобщение знаний о современных средствах связи. |
66 | День Победы. | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Сообщение о бабушках и дедушках – ветеранах фронта и тыла. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
67 | День Конституции России. | Исследование истории российских праздников. Определение понятий «конституция», «герб», «флаг», «гимн». Развитие познавательной активности. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
68 | Урок-обобщение. Повторение изученного материала за год. | Расширение знаний о населенном пункте, где проживают дети. Исследование достопримечательностей родного края. Моделирование правил поведения в общественных местах. |
ЛИТЕРАТУРА
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании";
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);
5. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
6. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 17 мая 2011 №138 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих образовательные программы начального общего образования в рамках введения ФГОС второго поколения»;
Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 12 мая 2011 №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области».
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2011.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2011.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2011.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | количество | примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 2 класса (программа, учебники, хрестоматии, рабочие тетради для самостоятельной работы) Примерная программа начального общего образования по русскому языку | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по окружающему миру (в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по окружающему миру | Д К К/Д |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные справочники, электронные пособия | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом | Д Д Д/П Д Д | С диагональю не менее 72 см При наличии |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему миру Слайды, соответствующие тематике программы по окружающему миру Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру | Д Д Д Д |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д К |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др. Настольные развивающие игры | П Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...