Окружающий мир. Тема "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Дегтярь Наталья Ивановна

Урок ознакомления с окружающим миром по теме "Кто такие птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema._kto_takie_pticy_urok_1_kldocx.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кто такие птицы?

Цели: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; научить определять принадлежность животного к своей группе; познакомить с основным строением птицы; воспитывать бережное отношение к природе и птицам.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков 1 класс, мультимедийная установка, диск с записанными слайдами, чучело птицы, конверт с письмом, перья птиц (большие и маленькие), ножницы, стакан с водой, плакат с изображением дерева, конверты с птичками для учеников.

Ход урока:

Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

- Ребята,

- Посмотрите, вчера  я получила письмо от муравьишки Вопросика,

 

 Учитель достаёт из конверта письмо и читает.

- Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! А хотите узнать, кого я мог встретить в этом зелёном доме? Ребята, это видеописьмо. Давайте его послушаем.

 (Да.)

Слайд 2.

- Тогда надо разгадать кроссворд.

Учитель читает запись на слайдах.

Слайд 3.

- Давайте проверим.

Слайд 4. Слайд 5.Слайд 6.Слайд 7.Слайд 8.Слайд 9.Слайд 10.Слайд

11.Слайд 12.Слайд 13.Слайд 14.Слайд 15.Слайд 16.Слайд 17.Слайд 18.

- Прочитайте выделенное слово. (Птица.)

- Вы уже догадались, о ком мы будем вести разговор? (О птицах.)

Изучение нового материала.

- Наука, изучающая жизнь птиц, называется орнитология. А кем будем мы – учёные, изучающие птиц? (Орнитологами.)

На доске: орнитология, орнитолог.

- Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)

- Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Муравьишка? (Нет.)

- Почему? (Бабочка насекомое.)

- По какому признаку мы птиц отнесём в отдельную группу? (Тело птиц покрыто перьями.)

- Откройте учебник на стр. 36- 37. Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, ночная бабочка, курица и белка-летяга.)

- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)

- Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных птица? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных животных перьев нет.)

- Курица летает плохо, но учёные её относят к группе птиц, потому что  самый главный признак этой группы это перья. Умение летать не является главным признаком группы. Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами мудрая черепаха?

- Прочитайте её вывод на стр. 37.

- Рассмотрите тело птицы. Подготовьтесь назвать части тела. (Голова, шея, крылья, туловище, лапы, хвост.)

- Гуси и голуби – это птицы? (Да.)

- Почему докажите свой ответ. (Тело голубя и гуся покрыто перьями, значит, они птицы.)

  Физкультминутка.

      Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке,

    Повернулся влево, вправо,

       Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

  И за парту снова – плюх!

Практическая работа.

На столах у детей лежат перья птиц – разные по размеру, форме и цвету.

- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой и размером.)

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

- А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

- Ребята, что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие.)

Учитель разрезает перо и показывает детям.

- Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) 

- Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень лёгкие.

Учитель макает перо в стакан с водой.

- Изменилось ли, намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.) 

Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.

- Подумайте для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать.)

- А маленькие пёрышки для чего? (Для тепла.)

- Почему  перо нарисовано рядом с чернильницей? (Много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями.)

Закрепление нового материала.

- А какая птица так о себе говорит?

И петь не пою,

      И летать не летаю.

За что же тогда

            Меня птицей считают?

        (Страус)

- Попробуйте ответить на вопрос страуса. (Тело страуса покрыто перьями.)

- Зачем же ему крылья? (Для украшения.)

- Прочитайте название животных - страус, пингвин. - Можно ли назвать пингвина птицей? (Да.) 

- Почему? (Тело покрыто перьями.)

Игра   «Кто лишний?»

- Попробуем разобраться кто здесь лишний.

Слайд 20.


- Кто лишний?
(Енот.)

- Почему? ( Он не птица. У него нет перьев.)

-Молодцы!

Итог урока.

- Какое значение имеют птицы в жизни человека? Как человек заботится о птицах?

- О каких представителях животного мира шёл разговор на сегодняшнем  уроке? (О птицах.)

- Как отличить птиц от других животных? ( Их тело покрыто перьями.)

Рефлексия.

Ребята, а сейчас я попрошу вас достать из конвертов птичек и посадить (приклеить) их на наше дерево.

- Если вам на уроке было интересно, уютно, всё понятно – посадите красную птичку.

- Не всё понравилось, что-то оказалось непонятным – жёлтую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Окружающего мира "Что такое Бенилюкс?"

Данная презентация может быть использована для работы над темой "Что такое Бенилюкс?" по учебнику А.А.Плешакова 3 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру  "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....

Урок окружающего мира Кто такие звери? + презентация

Урок окружающего мира Кто такие звери? 1 класс + презентация к уроку Кто такие звери?...

Урок окружающего мира "Что такое космос. Созвездие."

Цель данного урока:изучить понятие «созвездие».Задачи:    Обучающие: знать определение термина «созвездие»; уметь находить Полярную звезду по чертежу; уметь находить созв...

Урок окружающего мира "Что такое Родина?"

Урок окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...