Урок окружающего мира "Что такое Родина?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_rodina.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: Родина- что это значит.
Цели и задачи: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине; способствовать развитию интереса к истории своей Родины ; формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины ,познакомить с символикой Российского государства. расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас . Выявить имеющиеся знания у обучающихся о стране, в которой они живут и расширить их.
Оборудование: Окружающий мир: Учебник для обучающихся 2 класса. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, фонограммы песен, доклады детей на тему « Что такое Родина», рисунки обучающихся, презентация «Родина- что это значит»
Ход урока
- Организационный момент.
Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок..
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.
- Подведение к теме урока.
Звучит песня «Это ты Родина моя- Россия»
-Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни, после прослушивания которого вы должны будете ответить на вопрос : «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»
-Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?
3.Сообщение темы и целей урока.
-Мы начинаем изучать новый раздел «Россия- твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина- что это значит». Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека.
-У нас над головой общая крыша - голубое небо.
У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко .
У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
-А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир
Е.Серов "Мой дом”.
У меня есть родной
Удивительный дом.
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок -
Голубой – голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.
- О каком доме идёт речь в стихотворении?
- Правильно, это стихотворение про нашу планету Земля.
Мы на этой планете живём.
- На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
-Как называется это место?
-Это наша Родина.
4. Постановка проблемы.
Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?
Ответов на э тот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
— Наша Родина – э то русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – э то наш край, город, село.
-Что мы Родиной зовём?
На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»
«Что зовем мы Родиной»
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
5.Знакомство с новым материалом.
1) Чтение рассказа «О чём рассказал папа»--------учебник(С.90)
2)Беседа по тексту.
-Чему был рад папа, приехав из Америки ?
-Почему?
-Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
-Почему человек скучает по дому?
Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.
Родина- это то же родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
-Вы, наверно , слышали такую пословицу:
«Всякому мила своя сторона»
-Какие пословицы и поговорки знаете вы?
«Дома и стены помогают»
«Родная сторона-мать, чужая-мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«Какие пословицы о Родине вы знаете?»
«Родина- мать, умей за неё постоять.»
«Родина краше солнца, дороже золота»
3) –Объясните значение слов:
РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
-Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
-Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну-Родину.
-Откуда произошло само слово «РОДИНА»?
Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.
Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род-бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов- Родень (Родня). Также близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.
Мы живём в России. Это наша Родина.
- Значит, мы кто? Мы Россияне.
-Россия – самая большая страна на Земле.
Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных до восточных границ.
-Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
-Чем богата Россия?
(лесами;
полезными ископаемыми – нефть, алмазы, торф, каменный уголь, гранит, песок и глина, железная руда;
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми .
Татьяна Казанкина- олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике,
Ю. А. Гагарин-лётчик-космонавт, герой Советского Союза,
Светлана Савицкая- дважды герой Советского Союза,
Олег Табаков- народный артист Советского Союза,
Алла Перфилова (Валерия)-заслуженная артистка России ,
Андрей Аршавин- футболист,
Владислав третьяк- заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Гос. Думы от Сар. обл.
и многие другие.
6. Физминутка.
7 .Работа по теме.
-Назовите столицу нашей родины.
-Кто является президентом нашего государства?
-Каждое государство имеет свои символы.
-Назовите символы государства.
- Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
Флаг.
-Что означает каждый цвет флага?
Белый- вера и чистота, синий – небо, благородство, верность, а красный – героизм, отвагу и смелость.
Герб.
- На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл.
Правой лапой орёл сжимает скипетр.
В его левой лапе – держава.
Над головами орла – короны.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита.
Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами .
-А что такое гимн?
Гимн – это торжественная песня.
-Когда звучит гимн?
В торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Гимн нужно слушать стоя.
-Как человек может передать свои чувства к Родине? (В картинах, стихах, песнях)
-Как передаёт свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?
Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор- мелодией, а художник-красками.
-Посмотрите на картину И.И.Левитана «Вечерний звон».
Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
-А теперь послушайте песню «Красно солнышко» (Сл. И Шаферана, Муз. Аедоницкого) в исполнении Л. Зыкиной.
-Как вы можете выразить любовь к Родине?
-Своими поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь другом и защитником природы. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богата, а народ счастливым.
-Следующее задание мы выполним в тетради на с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.
Каждый человек _________ свою Родину. Он старается, чтобы его страна была _____________, поэтому хорошо ________________. Гражданин _____________ свою Родину от врагов.
(Слова для справок: любит , богатой, трудится, защищает).
-Прочитаем, что у нас получилось?
6) Беседа по теме: «Моя малая родина»
-А Родиной мы называем и свой город. Родиной можно назвать улицу, где вы живете, ваш дом. Школу, где вы учитесь.
- Наша малая Родина -Петровск . (о достопримечательностях)
-Петровс- старый купеческий город, основанный в 1698 году по именному указу Петра I, памятник которому был поставлен на Привокзальной площади.
-Назовите достопримечательности города Петровска.
7. Итог урока.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили?
-Что нового вы узнали о нашей Родине?
-Что вас удивило?
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране
расположено большое количество заповедников, имеется много полезных
ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно
относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего
народа.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, э тот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"
Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....
Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.Планируемые результатыПредметные:· знать праздники в России;·...
Технологическая карта урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с праздниками, которые отмечают в России.2. Учить...
Технологическая карта урока окружающего мира " Такие разные праздники".
Урок ознакомления с новым материалом....
Комментарии
Урок окружающего мира "Что такое Родина?"
Спасибо за разработку урока!