Урок окружающего мира "Что такое Родина?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_rodina.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект урока во 2 классе по предмету «Окружающий мир»

       Тема урока: Родина- что это значит.

Цели и задачи:  подвести детей к осознанию понятия  Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине; способствовать развитию интереса к истории своей Родины ; формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины ,познакомить с символикой Российского государства. расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас . Выявить имеющиеся знания у обучающихся о стране, в которой они живут и расширить их. 

Оборудование: Окружающий мир: Учебник для обучающихся 2 класса. УМК  «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, фонограммы песен, доклады детей на тему « Что такое Родина», рисунки обучающихся, презентация «Родина- что это значит»

                                                    Ход урока 

  1. Организационный момент.

Звенит заливисто звонок,

Зовёт детей он на урок..

Вот они уже стоят,

Образуя стройный ряд.

Теперь тихонечко все сели

И соседа не задели. 

  1. Подведение к теме урока.

Звучит песня «Это ты Родина моя- Россия»

-Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни, после прослушивания которого вы должны будете ответить на вопрос : «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

-Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке? 

      3.Сообщение темы и целей урока.

-Мы начинаем изучать новый раздел «Россия- твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина- что это значит». Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека.

 -У нас над головой общая крыша - голубое небо.        
У нас под ногами общий пол – земная поверхность. 
У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко .
У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. 

-А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир


Е.Серов "Мой дом”. 


У меня есть родной 
Удивительный дом.                                              
Нет стены ни одной 
В этом доме моем. 
Только есть потолок - 
Голубой – голубой, 
Только много дорог –                                      
Знай, шагай по любой! 
Очень дом мой огромен – 
От песков и до льдин!                       
Хорошо, что я в доме 
Живу не один.                                                                  


- О каком доме идёт речь в стихотворении? 


- Правильно, это стихотворение про нашу планету Земля.

Мы на этой планете живём.

- На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.

-Как называется это место?

-Это наша Родина.

4. Постановка проблемы.

Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:

– Что такое Родина?

Ответов на э тот вопрос может быть много:

— Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

— Наша Родина – э то русские леса, поля, моря и реки.

— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

— Земля, которую наши предки защищали от врагов.

— Родина – э то наш край, город, село.

-Что мы Родиной зовём?

На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»

 «Что зовем мы Родиной»                                         

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой растем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

5.Знакомство с новым материалом.

       1) Чтение рассказа  «О чём рассказал папа»--------учебник(С.90)

        2)Беседа по тексту.

-Чему был рад папа, приехав из Америки ?

-Почему?

   

-Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?

-Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина- это то же родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.

-Вы, наверно , слышали такую пословицу:

 «Всякому мила своя сторона»

-Какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Дома и стены помогают»

«Родная сторона-мать, чужая-мачеха».

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Какие пословицы о Родине вы знаете?»

«Родина- мать, умей за неё постоять.»

«Родина краше солнца, дороже золота»

         3) –Объясните значение слов:

РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.

-Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?

-Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.

РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну-Родину.

-Откуда произошло само слово «РОДИНА»?

 Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

Род-бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов- Родень (Родня). Также близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Мы живём в России. Это наша Родина.

- Значит, мы кто?  Мы Россияне.

-Россия – самая большая страна на Земле.                                                    

Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных до восточных границ. 
-Россию называют богатой страной.

 Толковый словарь Ожегова объясняет:

"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.

-Чем богата Россия? 

(лесами;

 полезными ископаемыми – нефть, алмазы, торф, каменный уголь, гранит, песок и глина, железная руда;

памятниками архитектуры;

людьми, которые стали знаменитыми .

Татьяна Казанкина- олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике,

Ю. А. Гагарин-лётчик-космонавт, герой Советского Союза,

Светлана Савицкая- дважды герой Советского Союза,

Олег Табаков- народный артист Советского Союза,

Алла Перфилова (Валерия)-заслуженная артистка России ,

Андрей Аршавин- футболист,

Владислав третьяк- заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Гос. Думы от Сар. обл.

и многие другие.

6. Физминутка.

7 .Работа по теме.

-Назовите столицу нашей родины.

-Кто является президентом нашего государства?

-Каждое государство имеет  свои символы.

-Назовите символы государства.
- Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг. 


Флаг.    

 -Что означает каждый цвет флага?

Белый- вера и чистота, синий – небо, благородство, верность, а красный – героизм, отвагу и смелость.

Герб.

- На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл.

 Правой лапой орёл сжимает скипетр.

В его левой лапе – держава.

Над головами орла – короны.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита.

Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами .

-А что такое гимн?  

                                         

       
Гимн – это торжественная песня.

-Когда звучит гимн?

В торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Гимн нужно слушать стоя.

-Как человек может передать свои чувства к Родине? (В картинах, стихах, песнях)

-Как передаёт свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?

Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор- мелодией, а художник-красками.

-Посмотрите  на картину И.И.Левитана «Вечерний звон».

Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.

-А теперь послушайте песню «Красно солнышко» (Сл. И Шаферана, Муз. Аедоницкого) в исполнении Л. Зыкиной.

-Как вы можете выразить любовь к Родине?

-Своими поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.

Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь другом и защитником природы. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богата, а народ счастливым.


-Следующее задание мы выполним в тетради на с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.

 
Каждый человек _________ свою Родину. Он старается, чтобы его страна была _____________, поэтому хорошо ________________. Гражданин _____________ свою Родину от врагов. 
(Слова для справок: любит , богатой, трудится, защищает). 


-Прочитаем, что у нас получилось? 


6) Беседа по теме: «Моя малая родина» 
-А Родиной мы называем и свой город. Родиной можно назвать улицу, где вы живете, ваш дом. Школу, где вы учитесь. 
- Наша малая Родина -Петровск . (о достопримечательностях)

-Петровс- старый купеческий город, основанный в 1698 году по именному указу Петра I, памятник которому был поставлен на Привокзальной площади.

-Назовите достопримечательности города Петровска.

7. Итог урока.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили?

-Что нового вы узнали о нашей Родине?

-Что вас удивило?

Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране

расположено большое количество заповедников, имеется много полезных

ископаемых, лесных и водных ресурсов.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно

относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего

народа.

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, э тот хлеб на столе,

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Что такое энергия." 4 класс....

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.Планируемые  результатыПредметные:·     знать праздники в России;·...

Технологическая карта урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с праздниками, которые отмечают в России.2. Учить...


 

Комментарии