Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.

Планируемые  результаты

Предметные:

·     знать праздники в России;

·     уметь соотносить даты с праздниками.

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  30 .04.2020 г.                                                                                      ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                                             ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.

Класс: 4                                                                                                                        ФИО методиста: Сачкова Т.А.  

Кабинет: 4                                                                  

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Такие разные праздники»

Цели деятельности учителя: знакомство с праздниками в России, их различиями и особенностями.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • знать праздники в России;
  • уметь соотносить даты с праздниками.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник:  учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хрономет-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!

- Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

3 мин.

 -Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, в моём волшебном мешочке есть жетоны разных цветов

-По очереди подходите ко мне, и вытягивайте жетон определённого цвета, и распределитесь по группам в зависимости от цветов жетонов.

-У каждого из вас на столах лежат отличительные атрибуты вашей группы, кто-нибудь из вас сможет расшифровать, что  означают эти атрибуты?

-Хотите ли вы узнать, что обозначают эти атрибуты?

 

Вытягивают жетоны и рассаживаются по группам.

Каждая группа высказывает предположение об атрибутах.

Да

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя.

Словесный метод: диалог.

Практический метод: карточки, иллюстрации.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

4 мин.

 -Но перед тем, как мы узнаем истинное назначение этих атрибутов, выполните тест  по теме прошлого урока «Мы граждане России» в группах.

- Буквы правильных ответов напишите крупно в строчку на листочках, чтобы у вас получилось слово.

1.Гражданин России это тот, кто:

Т) живёт и работает в России;

П) исполняет законы России и имеет право на её защиту и управление ею;

Н) приехал в Россию отдыхать.

2.Какие права есть у граждан России?

В) Защищать Отечество, заботиться о сохранении природы.

Р) Защита своей чести и доброго имени, на труд и образование.

З) Драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся.

3.Какие обязанности есть у граждан России?

А) Защищать Отечество, заботиться о сохранении природы.

Л) Защита своей чести и доброго имени, на труд и образование.

О) Драться с одноклассниками, если они тебе не нравятся.

4.С какого возраста граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства?

В) С 14 лет.

З) С 18 лет.

Э) С 21 года.

5.Главой нашего государства является.

Л) Премьер-министр.

П) Спикер парламента.

Д) Президент.

6.Парламент нашей страны – это

И) Федеральное собрание;

Н) Совет Федерации;

Ч) Государственная дума.

7.Чем занимается Правительство России?

Е) Принимает законы.

Г) Одобряет или отклоняет законы.

И) Разрабатывает меры по развитию культуры и хозяйства страны.

8.Законы России вступают в силу, когда их

Х) добряет Совет Федерации;

У) принимает Государственная дума;

К) подписывает президент.

-Какое слово у вас получилось из букв  правильных ответов?

-Значит о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Тема сегодняшнего урока «Такие разные праздники»

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

 

.

П

Р

А

З

Д

Н

И

К

Праздник

О праздниках

Расширить знания о различных праздниках

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

10 мин.

-А что такое праздник?

-Я предлагаю вам обратиться в словарь Ожегова и прочитать определение слова «Праздник»

-У вас на столах лежат пословицы, соберите  пословицы и объясните их смысл.

-Русский народ очень любит праздники, в эти дни по традиции принято радостно проводить время, устраивать вечеринки, церемонии, застолья.

Физминутка

 - Садитесь, пожалуйста.  

Высказывают свои предположения.

Читают определение слова «Праздник»

Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

Примечай будни, а праздники сами придут.

Доброму человеку всякий день праздник.

Праздники помнит, а будни забывает.

У нас праздник только тогда, когда нет работы.

На работу, как на праздник.

Выполняют упражнения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление

Словесный метод: диалог.

Наглядный метод: презентация.

6 мин.

-Посмотрите на картину, которая называется «Масленица»

-Что изображено на картине?

-Что делают люди?

На картине изображен праздник масленицы «Прощеное воскресенье». По народным преданиям люди, которые плохо праздновали Масленицу, весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование.

-Какие чувства у вас возникают, глядя на эту картину?

-Что вы видите на переднем плане?

-Что вы видите на заднем плане?

-Давайте внимательно рассмотрим, как одеты русские женщины?

 

-Уже сейчас на страницах «Календаря событий» представлены более трехсот праздников, отмечаемых в России. Сегодня вы узнаете праздники, которые отмечают в России, узнаете, как их отмечают, узнаете, на какие группы можно условно разделить все праздники.

- А что бы узнать на какие группы можно разделить праздники, выньте из конверта №1 карточки и зачеркните в них все буквы, образующие слово «праздник»

ПНАРАЗРДОНДИНКЫЕ

ПСРЕАМЗЕДЙННИЫКЕ

ОПБРЩАЕЗРДОСНСИИЙСККИЕ

ПШРКАОЗЛДЬННИЫКЕ

ППРРОФАЕСЗСИДОННАЛИЬНКЫЕ

-Давайте прочитаем, какие группы у вас получились?

-А теперь, чтобы распределить получившиеся праздники по группам, вам нужно посмотреть на атрибут вашей группы и объяснить к какой группе праздников относится каждый атрибут.

-Каждая группа получит конверты ,в  них вложены карточки с названиями праздников и краткая информация о них.

 -Вам нужно изучить информацию в этих карточках, а затем вы поделитесь своими знаниями по этому вопросу с другой группой.

Ваш рассказ будет строиться по плану:

1. Название праздника.

2. Когда отмечается (дата).

3. Краткая характеристика праздника.

-Теперь каждый человек от группы идёт по порядку в другую группу и рассказывает понятно и доходчиво, что они узнали, но только так чтобы потом они справились с заданиями.

-Рассматривают картину.

-русский народ, праздник.

-чучело

Ответы детей.

-тележка, снег.

-чучело, людей, деревню, деревья.

-в сарафанах, в платках.

«народные», «профессиональные», «школьные», «общероссийские»

Дети рассматривают атрибуты и распределяют праздники по группам.

Дети получают конверты, и изучают информацию про праздники.

Группы по очереди делятся своими знаниями по этой теме.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: выполнение работы в парах.

7 мин.

 -Ну а сейчас мы проверим, как вы усвоили материал, который вам рассказали другие группы, вам нужно  дату  праздников соотнести с названием  и расставить даты праздников в хронологической последовательности.

(приложение)

 Учащиеся соотносят даты праздников с названиями и расставляют их в хронологическом порядке.

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод: беседа.

6

мин.

 - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

Такие разные праздники

Узнать больше о праздниках

Да

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

3 мин.

 Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Рабочая тетрадь страница 53 № 3,4. Учебник стр. 147 – 149.

Анализируют  свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.

1 группа «Профессиональные»

День пожарной охраны — 30 апреля В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы. Одна из первых профессиональных пожарных команд была создана при Петре Первом. В 1999 году Указом Президента России Бориса Ельцина 30 апреля установлено Днем пожарной охраны России.

День медицинского работника — третье воскресенье июня. В третье воскресенье июня российское здравоохранение по многолетней традиции отмечает День медицинского работника. Основание: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 года.

День учителя — 5 октября. ЮНЕСКО утвердило День учителя лишь в 1994 году, но в России этот праздник отмечался с 1965 года, причем раньше педагогов поздравляли каждое первое воскресенье октября.

День космонавтики – 12 апреля жители всего мира, отмечают День космонавтики. Праздник всех, кто хоть каким-то образом связан с космической отраслью, впервые был отмечен в 1962 году, и поныне считается одним из важнейших среди остальных международных праздников.

9 апреля в 1962 году членами Президиума Верховного Совета СССР был издан Указ об учреждении Дня космонавтики. Вскоре, в 1968 году, Международная авиационная федерация, придала этому празднику статус международного.

Все начиналось с того, как в 1961 году, гражданин Советского Союза, Юрий Алексеевич Гагарин, будучи пилотом космического корабля «Восток», стал первым, кто не побоялся совершить полет в космос. Облетев орбиту Земного шара, на протяжении 108 минут, советский первооткрыватель начал новую эпоху космических полетов с человеком на борту.

День автомобилиста — последнее воскресенье октября. Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства отмечался с 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 года.

2 группа «Школьные»

В школах выпускные вечера обычно отмечают в начале двадцатых чисел июня, после того, как заканчиваются все школьные выпускные экзамены. Выпускной вечер обычно не назначается на 22 июня — День памяти и скорби. В 1941 году выпускной в школах проходил с 21 на 22 июня. На официальной церемонии традиционно в первую очередь чествуют школьников, получивших по результатам обучения медали, затем вручают аттестаты.

День Знаний 1 сентября — начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности и мужества.

Последний звонок — традиционный праздник школьников, заканчивающих учёбу. Последние звонки в школах проходят в конце мая, примерно 25 числа, когда учеба уже закончилась, а выпускные экзамены ещё не начались.

Посвящение в первоклассники – первый школьный праздник первоклашек, отмечается обычно в конце октября (24-25) , когда ребята уже немного адаптировались и привыкли к одноклассникам и учителю.

Прощание с букварём - один из самых важных праздников в жизни каждого грамотного человека — день, когда он научился читать. В школах этот день отмечается в начале декабря,  в виде праздника под названием «Прощание с букварём». Трогательный день, когда дети понимают, что они стали грамотными и научились читать. Это день, отмечающий окончание важного этапа — обучения грамоте. И первый день большой потери — прощание с книжкой, которой пользовались несколько месяцев

3 группа «Народные»

Рождество Христово – (7 января) один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. В этот день произошло великое для всего христианского мира событие — рождение Иисуса Христа в Вифлееме (Иисус в переводе с еврейского означает «спасение»). Все христиане убеждены, что Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества

Масленица — многодневный праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны, празднуется обычно в двадцатых числах февраля  . Дата начала Масленицы каждый год меняется. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, гулянья, у русских — обязательные блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники.

Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. В этот день на стол ставят крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху – сладкое блюдо из творога с изюмом.

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день) —отмечается обычно 7 июля,  летний народный праздник языческого происхождения. В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками, поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

День свято́го Валенти́на, или День всех влюблённых — праздник, который 14 февраля отмечают многие люди по всему миру. Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка), со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — валентинки.

4. группа «Общероссийские»

День России – 12 июня(Учебник стр. 175)

День Государственного флага Российской Федерации – 22 августа

(Учебник стр. 175)

День народного единства – 4 ноября(Учебник стр. 175)

День Конституции – 12 декабря(Учебник стр. 175)

23 февраля – День защитника Отечества(Учебник стр. 176)

9 мая – День Победы(Учебник стр. 176)

8 марта – Международный женский день (Учебник стр. 178)

1 мая – День весны и труда (Учебник стр. 178)

Новый год – 1 января (Учебник стр. 176-177)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России» 1-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом. Планируемые результаты:Предметные:-знать города Золотого кольца Росс...

Конспект урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России: Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» 2-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города З...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России: Фактологический диктант» 3-й урок (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результаты:Предметные:- знать: что такое золотое к...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...