Конспект урока по природоведению на тему "Осень" 5 класс школа 8 вида
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Христоева Ольга Анатольевна

 

    Предмет «Природоведение».

Тема урока: «Осень».

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.

 

Задачи:

1.     Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.

2.     Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).

3.     Воспитывать любовь к природе посредством поэзии, музыки, изобразительного искусства.

Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень»; мультимедийный проектор и доска, компьютер; таблички для составления схемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9» г. Гая Оренбургской области

Открытый урок по природоведению в 5 классе

на тему «Осень»

                                                                                         Учитель первой

квалификационной категории

Христоева Ольга Анатольевна

27.10.2011 г.

    Предмет «Природоведение».

Тема урока: «Осень».

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.

Задачи:

Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.

Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).

Воспитывать любовь к природе посредством поэзии, музыки, изобразительного искусства.

Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень»; мультимедийный проектор и доска, компьютер; таблички для составления схемы.

Ход урока.

Организационный момент. Физкультминутка

- Всем здравствуйте. Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии.

- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?

- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.

- Настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.

2. Работа по теме урока.

Учитель - Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.

А как вы думаете, почему у осени 3имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?

Ответы детей.

Учитель – Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

         Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.           Слайд №1, 2, 3.

Учитель - По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда Вы после летних каникул пришли на линейку в школу.

- Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите.

Высказывания детей

Учитель –Как мы понимаем, что осень пришла?

Ученик : меняется погода.

Учитель – Какие изменения происходят в природе?  Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»

- Помогите закончить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью ...

— Летом небо светлое, а ...

— Летом день длинный, а ...

— Летом тучки ходят высоко, а ...

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...

— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а ...

— Летом люди одеваются легко, а ...

Учитель – Молодцы. Все ответы верные.

Физкультминутка для глаз

Работа с учебником.

Учитель – Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.    

Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.

         ( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)

Учитель – Назовите самую главную примету осени.

- Зачитайте это предложение  («по изморози»)

- Что такое изморозь?  (рассуждения детей)

(Иллюстрация на экране – изморозь на траве)      Слайд №4

Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.

Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей)

Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (зачитать)

« По календарю осень начинается 1 сентября.»

Учитель -Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.

Учитель -  Продолжим работу с текстом  учебника. Прочитайте  2 абзац,

- Чем отличаются осенние дни от летних?

- Что сказано о ночах? (прохладные)

- Посмотрите на экран, прочитайте.  Попробуйте объяснить то, о чём прочитали

23 сентября день осеннего равноденствия.

День= Ночи

                                                                                       Слайд №5

-Как понимаете? Подтвердите  свои рассуждения словами текста.

- Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к зиме» (высказывания детей)

Учитель – А что сказано в тексте. Зачитайте. 3 абзац «После дня осеннего…….»

Чтение текста.

Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных?  (Готовятся к зиме).

Учитель Готовятся к зиме не только животные,  но и растения.

       - Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

                                                                                           Слайд №6

         Физкультминутка под мелодию «Листья     осенние»

 

Почему к зиме деревья.
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно.
Раздеваться перед сном!
   

       

Учитель - Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву, нам расскажет  Б. Лиза (сообщение)

– Слушайте вдумчиво. Запоминайте. По этому сообщению вас ждёт задание.

 Почему деревья осенью сбрасывают листву.

В - первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды.

Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике

 В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.

                                                                                       Слайд №7голые деревья

               На экране: голые поля, перелётные птицы.   Слайд №8

Учитель – Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к этому изображению на экране. ( Голыми и унылыми становятся лес и поле..)

   

Учитель – Ребята, какие птицы  первыми улетают от нас на зиму   в тёплые края?

          Почему?

    - Посмотрите на экран. Что это за птицы?                    Слайд №9

(ласточки, кукушки,  стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие на юг.

                         

Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь меняется осенью. Зачитайте.

Значит: «попрятались» - …..       (лягушки, змеи, жуки и мухи)

               «готовы ко сну» - ….    (медведь и барсук)

               «запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки).

   Работа в группах.                                                                                      

 Учитель – Ребята, вспомните, как нужно работать в группах, чтобы успешно справиться с заданием.

          -Итак, 1группа «Листопад»,    2 группа «Медведь»

Задача каждой группы: ознакомиться с текстом и составить таблицу – схему, по которой вы сможете составить рассказ.

Учитель – Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. На смену золотой осени                              

Приходит поздняя осень.                                   Слайд №11(ноябрь)

Учитель – Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.

        - А как красиво приход ноября звучит в поэтических строчках стихотворения.

2 ученика читают стихотворение «Ноябрь»

Учитель – Какую роль  выполняет ноябрь месяц в природе?   (Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.

Итог урока

Учитель –Пришло время подвести итог урока.

1. Сколько имён у осени?  Сентябрь   Октябрь   Ноябрь

2. Как приходит осень? (постепенно, поэтапно)

3.Какие изменения? Главная примета осени?

4. Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?

 5. Какую осень знаете?      Раннюю, золотую, позднюю.  Слайды №13, 14, 15

 6. А как можно разделить осень по цветам? (Ранняя-жёлто-зелёный, Золотая – жёлтый, красный, оранжевый, Поздняя – белый, серебристый.

Учитель - Ответ на этот вопрос вы мне сейчас покажите. Выбрать листья к каждой поре осени.

-  Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.

- А сейчас вас ждёт интересное задание  «Времена года»  

Выбрать рисунок с осенней погодой и раскрасить. Я вам желаю творческих успехов.

              Использованная литература.

1. О.А. Хлебосолова  Учебник природоведения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  8 вида

2. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева  Универсальные разработки по курсу «Окружающий мир»

3. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки (Рис. С. Гавриловой; Оформление серии С. Любаева. – М.: Дет. лит., 2000. – 173 с.: ил.- ( Школьная библиотека)

4. Энциклопедия окружающего мира. Пер. с англ. Издательство «Махаон», 2000.

 

                                                                                                           

Приложение

Задание для работы в группах.

Группа «Листопад»

Почему деревья могут погибнуть зимой, если не сбросят листву?

Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели. Зимой деревья «засыпают» и у них нет достаточного количества сока, чтобы питать листья, и листья могут замёрзнуть, как и дерево целиком.

Группа «Медведь»

Почему медведю необходимо уходить в спячку?

Медведь относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку. Потому, что медведи не делают запасов на зиму. Они в основном питаются растительной пищей, но с приходом зимы она пропадает. За тёплое время года медведи накапливают слой жира в своём теле. Спят медведи в своей берлоге до наступления весны. В это время медведь совсем не питается, а живет за счёт накопленного за лето жира.

Стихотворение «Ноябрь»

Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт – уже не молод!

Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала.

Физкультминутка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится, хотят.



Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9» г. Гая Оренбургской области

Открытый урок по природоведению в 5 классе

на тему «Осень»

                                                                                         Учитель первой

квалификационной категории

Христоева Ольга Анатольевна

27.10.2011 г.

    Предмет «Природоведение».

Тема урока: «Осень».

Цель урока: Совершенствовать представления учащихся об изменениях в природе осенью.

Задачи:

Дать более глубокие представления об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре.

Коррекция образного мышления на основе упражнений в рисовании словесных картин, самостоятельность мышления (объяснить, доказать).

Воспитывать любовь к природе посредством поэзии, музыки, изобразительного искусства.

Оборудование: картины, иллюстрации с осенними пейзажами; аудиозаписи П. И. Чайковского «Осень»; мультимедийный проектор и доска, компьютер; таблички для составления схемы.

Ход урока.

Организационный момент. Физкультминутка

- Всем здравствуйте. Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии.

- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?

- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.

- Настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.

2. Работа по теме урока.

Учитель - Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.

А как вы думаете, почему у осени 3имени: сентябрь, октябрь, ноябрь?

Ответы детей.

Учитель – Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

         Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.           Слайд №1, 2, 3.

Учитель - По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда Вы после летних каникул пришли на линейку в школу.

- Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите.

Высказывания детей

Учитель –Как мы понимаем, что осень пришла?

Ученик : меняется погода.

Учитель – Какие изменения происходят в природе?  Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот»

- Помогите закончить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью ...

— Летом небо светлое, а ...

— Летом день длинный, а ...

— Летом тучки ходят высоко, а ...

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...

— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а ...

— Летом люди одеваются легко, а ...

Учитель – Молодцы. Все ответы верные.

Физкультминутка для глаз

Работа с учебником.

Учитель – Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.    

Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.

         ( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)

Учитель – Назовите самую главную примету осени.

- Зачитайте это предложение  («по изморози»)

- Что такое изморозь?  (рассуждения детей)

(Иллюстрация на экране – изморозь на траве)      Слайд №4

Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.

Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей)

Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (зачитать)

« По календарю осень начинается 1 сентября.»

Учитель -Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.

Учитель -  Продолжим работу с текстом  учебника. Прочитайте  2 абзац,

- Чем отличаются осенние дни от летних?

- Что сказано о ночах? (прохладные)

- Посмотрите на экран, прочитайте.  Попробуйте объяснить то, о чём прочитали

23 сентября день осеннего равноденствия.

День= Ночи

                                                                                       Слайд №5

-Как понимаете? Подтвердите  свои рассуждения словами текста.

- Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к зиме» (высказывания детей)

Учитель – А что сказано в тексте. Зачитайте. 3 абзац «После дня осеннего…….»

Чтение текста.

Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных?  (Готовятся к зиме).

Учитель Готовятся к зиме не только животные,  но и растения.

       - Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

                                                                                           Слайд №6

         Физкультминутка под мелодию «Листья     осенние»

 

Почему к зиме деревья.
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно.
Раздеваться перед сном!
   

       

Учитель - Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву, нам расскажет  Б. Лиза (сообщение)

– Слушайте вдумчиво. Запоминайте. По этому сообщению вас ждёт задание.

 Почему деревья осенью сбрасывают листву.

В - первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды.

Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике

 В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.

                                                                                       Слайд №7голые деревья

               На экране: голые поля, перелётные птицы.   Слайд №8

Учитель – Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к этому изображению на экране. ( Голыми и унылыми становятся лес и поле..)

   

Учитель – Ребята, какие птицы  первыми улетают от нас на зиму   в тёплые края?

          Почему?

    - Посмотрите на экран. Что это за птицы?                    Слайд №9

(ласточки, кукушки,  стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие на юг.

                         

Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь меняется осенью. Зачитайте.

Значит: «попрятались» - …..       (лягушки, змеи, жуки и мухи)

               «готовы ко сну» - ….    (медведь и барсук)

               «запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки).

   Работа в группах.                                                                                      

 Учитель – Ребята, вспомните, как нужно работать в группах, чтобы успешно справиться с заданием.

          -Итак, 1группа «Листопад»,    2 группа «Медведь»

Задача каждой группы: ознакомиться с текстом и составить таблицу – схему, по которой вы сможете составить рассказ.

Учитель – Деревья распрощались с листвой, улетели птицы, приготовились к зиме все животные. На смену золотой осени                              

Приходит поздняя осень.                                   Слайд №11(ноябрь)

Учитель – Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает наступление поздней осени.

        - А как красиво приход ноября звучит в поэтических строчках стихотворения.

2 ученика читают стихотворение «Ноябрь»

Учитель – Какую роль  выполняет ноябрь месяц в природе?   (Меняет тепло на холод. Укрывает землю первым снегом.

Итог урока

Учитель –Пришло время подвести итог урока.

1. Сколько имён у осени?  Сентябрь   Октябрь   Ноябрь

2. Как приходит осень? (постепенно, поэтапно)

3.Какие изменения? Главная примета осени?

4. Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?

 5. Какую осень знаете?      Раннюю, золотую, позднюю.  Слайды №13, 14, 15

 6. А как можно разделить осень по цветам? (Ранняя-жёлто-зелёный, Золотая – жёлтый, красный, оранжевый, Поздняя – белый, серебристый.

Учитель - Ответ на этот вопрос вы мне сейчас покажите. Выбрать листья к каждой поре осени.

-  Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали, много думали, внимательно меня слушали, и я хочу оценить вашу работу.

- А сейчас вас ждёт интересное задание  «Времена года»  

Выбрать рисунок с осенней погодой и раскрасить. Я вам желаю творческих успехов.

              Использованная литература.

1. О.А. Хлебосолова  Учебник природоведения для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  8 вида

2. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева  Универсальные разработки по курсу «Окружающий мир»

3. Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки (Рис. С. Гавриловой; Оформление серии С. Любаева. – М.: Дет. лит., 2000. – 173 с.: ил.- ( Школьная библиотека)

4. Энциклопедия окружающего мира. Пер. с англ. Издательство «Махаон», 2000.

 

                                                                                                           

Приложение

Задание для работы в группах.

Группа «Листопад»

Почему деревья могут погибнуть зимой, если не сбросят листву?

Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели. Зимой деревья «засыпают» и у них нет достаточного количества сока, чтобы питать листья, и листья могут замёрзнуть, как и дерево целиком.

Группа «Медведь»

Почему медведю необходимо уходить в спячку?

Медведь относится к тем животным, которые на зиму впадают в спячку. Потому, что медведи не делают запасов на зиму. Они в основном питаются растительной пищей, но с приходом зимы она пропадает. За тёплое время года медведи накапливают слой жира в своём теле. Спят медведи в своей берлоге до наступления весны. В это время медведь совсем не питается, а живет за счёт накопленного за лето жира.

Стихотворение «Ноябрь»

Ноябрь – горбатый старичок,

Глаза – как льдинки, нос – крючок!

Взгляд недовольный и колючий,

Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,

А зиму белую встречает!

Меняет он тепло на холод

И устаёт – уже не молод!

Но ветер северный поможет:

Сорвёт листву, в ковёр уложит,

Укроет землю покрывалом,

Чтоб до весны не замерзала.

Физкультминутка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится, хотят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе школы 8 вида.

Тема урока. Предлог. Обобщающий урок.Цель: систематизировать и обобщить знания о предлоге;            формировать навык написания предлогов;        ...

Конспект урока по письму для 2 класса школы 8 вида для детей с недостатками интеллектуального развития

Конпект урока по теме "Различение букв и звуков" (1 четверть)по письму для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Конспект урока по чтению для 2 класса школы II вида.Рассказ И.С. Соколов- Микитов «Узоры на снегу»

Данный урок разработан для детей с нарушением слуха, в котором отражается умение учить детей передавать чувства, настроение. Видеть красоту  родной природы....

Конспект урока русского языка в 3 классе школы 7 вида по теме: «РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Открытый урок русского языка по теме "Род имён существительных"...

конспект урока физической культуры в 3 классе школы I вида

Тема урока: «Основная гимнастика»Прыжки через короткую скакалку на месте....

конспект урока физической культуры во 2 классе школы I вида

Тема урока: «Основная гимнастика».Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз....

Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»

Конспект урока по природоведению в 3 классе специальных образовательных учреждений I — II вида «Домашние и дикие животные»...