Окружающий мир 2 класс "Озёра"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Антропова Марина Валентиновна, Мошкова Ирина Романовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ.

ТЕМА : « Озёра».

ЦЕЛИ : - познакомить с особенностями озёр ( пресные и солёные, проточные и бессточные )

              - научиться находить важнейшие озёра на карте,

              - учить работать в группах,

              - воспитывать бережное отношение к озёрам.

ХОД УРОКА.

ОРГМОМЕНТ.

-Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Вспомним правила такой работы.

Правило поднятой руки.

Быть активным.

Выслушивать мнение каждого.

Распределять работу.

Приступать к работе в хорошем настроении.

         

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Задания по группам.

1-я группа : вспомнить особенности изображения воды и суши на картах, вставить в текст пропущенные буквы.

Карточка.

 На картах озёра, моря и океаны обозначают ______________ цветом: неглубокие водоёмы ___________, глубины океанов - ____________________. Реки изображают в виде  _______

линии. Равнины на глобусе и карте обозначают ______________________. Чем темнее цвет, тем

______________-горы.

2 –я группа : подписать на схеме части реки. ( На карточках слова: исток, приток, устье, левый и правый берег, глубина. Приклеить слова к схеме. Лишнее слово- глубина.)

3-я группа: подготовиться и показать на карте у доски крупные реки:

Европа – Волга           Северная Америка – Миссисипи

Азия – Лена                 Южная Америка – Амазонка

Африка – Нил.

4-я группа: разгадать кроссворд.

 1- Заливаемая рекой суша. ( Пойма)

 2- В какой части света протекают Обь, Лена, Енисей, Амур? ( Азия.)

 3- У реки он может быть левый и правый. (Берег)

 4- Речка или ручеёк, который впадает в реку. ( Приток.)

 5- Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам река собирает воду. ( Бассейн.)

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ.

1-я – читает текст 1 ученик.

2-я -  2 человека показывают на схеме и называют части реки. Какое понятие лишнее?

3-я – 5 учеников показывают по одной реке.

4-я – по одному слову читают задания кроссворда.

- У ребят 4-ой группы в кроссворде спряталось слово – тема сегодняшнего урока. Сформулируйте её. ( Озёра.)

ЦЕЛИ И ТЕМА.

- Тема нашего урока – озёра. Что знаете об озёрах?

- О чём хотите узнать?

-Какие учебные задачи поставим на урок? ( Особенности озёр и крупнейшие озёра – на доске 2 столбика )

РАБОТА С МАКЕТОМ.

-У нас есть макеты местности. Как на них изобразить озеро?

а) сделать углубление на равнине;

б) заполнить «водой» из синего пластилина.

( Учащиеся выполняют работу в группах. )

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО.

- Изучать озёра мы будем также, работая в группах. У каждой группы- своё задание, о выполнении которого нужно будет рассказать всем ребятам.

1-я группа– В учебнике на стр. 29 найти ответы на вопросы:

1) Что такое озёра?

2) Чем озёра отличаются от рек?

3) Что такое бассейн?

4) Какие бывают озёра?

Отчёт – 4 человека отвечают по одному вопросу.

 Все – с.29 – подписывают проточное и бессточное озёра.

2-я группа–на с.30 учебника узнаете, какие бывают озёра в разных тепловых поясах и почему?

 Отчёт – 2 человека об озёрах жаркого и умеренного поясов.

Всем – на с. 58-59 найти озеро Балхаш и определить его особенности. ( Учитель у доски показывает и прикрепляет подпись.)

3-я группа – на с. 31 прочитать, как называются крупнейшие на планете озёра, найти их на картах с. 58-63 и подготовиться показать.

Проверка- каждый ученик показывает на карте у доски одно озеро и прикрепляет табличку с названием. Дома – на контурных картах найти и обвести крупные озёра.

РАССКАЗ УЧЕНИКА.

-Байкал- сибирское чудо-озеро! Неспроста некоторые называют его морем.

Байкал в переводе с тюркского языка – «богатое озеро», «озеро озёр».

Озеро Байкал- глубочайшее в мире, наибольшая его глубина- 1637м. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. Белый диск, применяемый для определения прозрачности воды, виден на глубине 40-45м. У Байкала есть свои «санитары»- это подводные рачки Эпикура, которые больше нигде не встречаются. Эти крохотные существа, фильтруя воду, очищают её.

В Байкал впадает 336 рек, больших и малых, а вытекает одна река – Ангара. Буряты говорят о ней: «Разоряет дочка старика Байкала».

-Ответьте на вопросы:

Проточным или бессточным является Байкал?

Почему о Байкале говорят: «чудо-озеро»?

-На сегодняшний день над озером Байкал возникла угроза загрязнения и мир может лишиться самого чистого и глубокого озера.

4-я группа- изучить материал об озёрах Архангельской области, показать их на карте.

1. Почему Архангельскую область называют краем озёр или Белозерьем? ( больше 224 озёр)

2. По таблице определить:

-самое глубокое озеро – (Кенозеро-91м)

-самое большое по площади – (Лача – 334 кв.м.)

-самое мелкое – (Лача – 5,3м.)

-На нашей планете существует огромное количество озёр с загадками- это и Мёртвое, и Пустое, и Малиновое. О них вы сможете прочитать в этих книгах. ( выставка)  

ИНСЦЕНИРОВКА.

-Однажды в одном озере встретились разноцветные рыбки и Равели такой разговор.

ЖЁЛТАЯ РЫБКА: -Соседка, почему ты такая красная?

КРАСНАЯ РЫБКА: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную Вот и стала я от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?

ЖЁЛТАЯ РЫБКА: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Видели бы вы, какой на мне лежал груз: банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой-  еле-еле выбралась из-под мусора.

КРАСНАЯ РЫБКА: Ой, смотрите-ка, кто это?

ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Среди сородичей я таких не видела.

ЧЁРНАЯ РЫБКА: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежали утки и от нефти погибали.

КРАСНАЯ РЫБКА: Что же нам делать? Как дальше жить?

ЧЁРНАЯ РЫБКА: А может ребята помогут, расскажут, как очистить воду в реках и озёрах?

-Прочитайте на доске причины загрязнений.

1. Сточные воды с заводов.

2. Разлив нефти.

3. Мусор.

- Что нужно делать, чтобы не было этих источников загрязнения? (на доске карточки появляются после высказываний детей)

1-  очистные сооружения

2- не допускать аварий нефтяных танкеров

3- не мусорить.

- С какой причиной загрязнения можем бороться и мы с вами?

4. ИТОГ УРОКА.

-Назовите тему урока?

- Какие задачи ставили?

-Что нового узнали об озёрах?

ИГРА «Крестики-нолики» (у детей карточки с Х и О )

- Озеро- это природный водоём со стоячей водой.

-У озера можно определить левый и правый берег.

-Озеро, из которого не вытекает вода, называется проточным.

-В жарком климатическом поясе больше озёр с солёной водой.

- Самое глубокое озеро- Виктория.

ДОМ. ЗАДАНИЕ. с. 29-31, читать

                                с..31 №5- кроссворд, решив который вы узнаете название самого большого

                                озера, в конт. картах обвести озёра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...