Проектная деятельность "Водоемы"
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Мустафина Райхан Хамидуловна

Аннотация проекта

Проект может быть проведён с учениками начальных классов. Он охватывает изучение учебных тем: «Богатства природы», «Природа и мы», «Природные зоны холодного пояса», «Экологические системы», «Памятка путешественника».

Данный проект формирует экологическую грамотность ребенка, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности, прививает любовь к родному краю.

При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков критического мышления, формировании коммуникативных навыки, организует самостоятельные исследования по учебной теме. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.

     

Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

назвать реки Пермского края;

показать на карте;

дать характеристику рекам;

создать презентацию в PowerPoint;

распределять обязанности в группе при работе над общей задачей исследования;

продемонстрировать с помощью буклетов, компьютерных презентаций, газет, фотоальбомов и др. знание и понимание особенностей растительного мира своего края на примере выбранных ими растений;

выполнить проверочную работу по теме учебной программы;

в ходе "перекрёстного обучения" групп изложить весь изученный группой программный материал по теме исследования;

с использованием индивидуальных и групповой таблиц З-И-У выполнить мониторинг своего продвижения в изучении учебной темы и приобретении новых учебных навыков в ходе проекта;

в личных портфолио собрать предлагаемые учителем в ходе проекта и заполненные бланки и контрольные листы по "Плану оценивания", представляющие полную картину прогресса умений, навыков ученика по учебной теме, по развитию навыков и умений 21-го века (метапознанию, развитию навыков управления самообучением, сотрудничеству, планированию работы);

в ходе защиты проекта (итоговое оценивание) продемонстрировать итоговый продукт работы группы в соответствии с критериями, самоанализ и экспертную оценку (по бланкам учителя) работы в проекте.

        

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект « Водоемы России»



Авторы проекта: Мустафина Р.Х., ученики 3 класса МОУ СОШ № 83 г.Перми.

О проекте: 

класс - 3

предметы - «Окружающий мир», краеведение (региональный компонент программы), внеклассное (литературное) чтение.

тема по учебной программе – водоемы России; вода, ее распространение в природе; значение воды для живых организмов. Водоемы, их разнообразие(океан, река, пруд, болото, озеро). Природное сообщество «Водоем», влияние человека на природное сообщество. Условия жизни растений и животных.



 

Планирование проекта

Основания проекта

. Данный проект охватывает изучение  тем:

водоемы России и их разнообразие;

вода, ее распространение в природе;

значение воды для живых организмов.

На примере исследования природного сообщества водоема Кама изучается влияние                           человека на природное сообщество, условия жизни растений и животных.                                                         Данный  проект  формирует  экологическую грамотность, осознание о месте и роли                        человека в природе, прививает любовь к родному краю, развивает наблюдательность,                  творческие способности.


Образовательные стандарты


В соответствие с Программой начальных классов по природоведению (окружающий мир,      естествознание):   темы   «Водоемы   России»,    сообщество «Водоемы» в  ( в  рамках                      регионального компонента рассматривается на материале Пермского края).


                                        Знать: 

взаимосвязи между живой и неживой природой внутри природного сообщества,

значение воды для живых организмов;

водоемы, их разнообразие (море, река, пруд, болото, озеро, водохранилище);

о месте и роли человека в природе;

представителей природного сообщества «водоем»


Уметь:

 выполнять простейшие исследования на основе наблюдения, элементарных экспериментов;

определять направление течения реки по компасу, различать правый и левый берег;

оформлять гербарий, определять родовую принадлежность птиц, насекомых, моллюсков с помощьюкарты-определителя;

пользоваться «лентой времени»;

выполнять объемный макет из бумаги, из природных материалов;

пользоваться справочной литературой и Интернет - источниками;

наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира,                   рассуждать,  решать  творческие задачи;

представлять результаты проектно-исследовательской деятельности в виде буклета,                  презентации, стенгазеты, макета.

участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.


 Проектная методика


По учебной программе: 

История возникновения реки Камы.

Роль реки Кама в Пермском Крае.  

Как сохранить водоемы Пермского края.

Навыки высокого мышления: 

Критическое мышление: формирование навыков убеждения в необходимости и         эффективности планируемых исследований и знаний.

Метапознание: развитие навыков определения личных целей обучения, мониторинг         понимания и точности полученных знаний.

Когнитивные: поиск необходимых знаний, анализ (развитие навыков оценивания            имеющихся знаний и умений, определение недостающих), проверка понимания           (классификация и обобщение полученных знаний) и эффективное их использование.

Навыки формирующего оценивания



Навыки планирования работы: 

планирование ключевых этапов проекта («Календарь проекта»),

корректирование плана в ходе проекта,

пунктуальность, ответственность в ходе работы (с опорой на «Календарь проекта»).              


 












 


                Вопросы, направляющие процесс обучения




Методы исследования:


изучение учебной и дополнительной литературы по теме проекта;

опыты, эксперименты, экскурсия в Краеведческий музей; Каму;

анализ и обработка полученных данных,

поиск информации по теме проекта в Интернете,

представление полученных данных в форме публикаций, презентаций, таблиц,          дидактического материала.

работа с картой.





План проекта

План проведения проекта

Введение в проект, распределение по группам.

Распределение ролей, постановка проблемных вопросов

Составление списка источников, изучение литературы.

Исследовательская работа (экспедиция)

Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.

Защита проектов


Вводное занятие (1 неделя)

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого                                                             используется Стартовая используется стартовая презентация ("Откуда бежит вода?) В ходе этой работы производится                        работы производится оценивание представление для учащихся по теме проекта, выявляются их  интересы и предпочтения. Дети                                                  Учащиеся интересы интересы, распределяются на 4 группы в зависимости от собственных интересов (историки,  географы,                       архитекторы, биологи). В группах идет геогра архитекторы, биологи). В группах идет обсуждение, уточнение поставленных  вопросов,                            в соответствии с планом работы над вопросов  в соответствии с проектом, ставятся цели экскурсии для каждой группы, планируют                                  исследования. Преподаватель предлагает буклет с исследования. Преподаватель предлагает буклет с основными вопросами по теме.

     

     Обсуждаются критерии оценивания работы групп, план работы по проекту. Преподаватель                 рекомендует глоссарий и список ресурсов по теме рекомендует глоссарий и список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы                                      необходимости соблюдения авторских прав.

необходимости соблюдения авторских прав.


1 неделя (2 часа экскурсия и 1 час самостоятельной работы)


Перед началом экскурсии  проходит обсуждение с каждой группой планов проведения                                   исследований, планов проведения исследований  Проговариваются правила техники безопасности. Дети самостоятельно находят               необходимую самостоятельно находят необходимую информацию на Интернет-ресурсах, предложенных  учителем.



Вводная презентация перед экскурсией для группы "Географы"


В ходе экскурсии

«географы» определяют источники воды, степень загрязнения, проводят опыты, делают фото                    и записи;

и записи; «биологи» знакомятся с флорой и фауной Камы, делают фото и зарисовки;

«историки» совершают экскурсию в Краеведческий Музей, реку Кама;

«архитекторы» изучают характер берегов, степень их благоустройства, делают фото.


После экскурсии учащиеся обобщают результаты, полученные  в ходе наблюдений и                                                    исследований, уточняют критерии исследований, уточняют критерии оценивания  работ групп. Руководители консультируют                                         группы.

группы.


2 неделя (2 часа  работы в группах)


Группы оформляют результаты своих наблюдений и исследований, готовятся к защите проекта:


«Географы», «историки» готовят презентации, «архитекторы» и «биологи» - выставки.                              Руководители групп оказывают техническую Руководители групп оказывают техническую помощь.


Результаты исследования группы учащихся по проекту Река Кама и ее притоки. (презентация)


К защите учащиеся всех  групп готовят вопросы для викторины по содержанию своего                                              выступления.

выступления.


Для развития самостоятельности и взаимодействия в ходе проектной деятельности                                                         используются листы планирования используются листы планирования работы в группе, самооценивание продвижения групп                                        по проекту, самооценивание продуктов по проекту, самооценивание продуктов проекта.


3 неделя (1 час – защита проекта)


Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос.                                          Учащиеся проводят викторину, используя Учащиеся  проводят викторины, подготовленные заранее кроссворды, ребусы, загадки                                            по теме своего исследования.

по теме своего исследования.

Постпроектный этап 

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и                                              не удалось сделать в данном проекте, и не удалось, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.


Материалы и ресурсы необходимые для проекта.

Технологии – оборудование.

Фотоаппарат, компьютер, видеокамера, проекционное оборудование, сканер, другие

интернет – соединения.

 Технологии – программное обеспечение.  

Графический редактор Paint, текстовые редакторы, программы электронной почты, CD-ROM

 Материалы на печатной основе.

Учебники по окружающему миру рекомендованные и допущенные Министерством  

образования и науки РФ;

Справочные пособия по теме исследования.

Другие ресурсы.

Учителя, другие ученики/классы,  эксперты, родители.




Откуда река бежит?

Что было,

когда нас

не было?

Откуда в реке вода?

Обитаема ли река?

Как помочь реке?

Почему Каму так зовут?

Какие исторические события связаны с рекой?

Достаточно ли  благоус-

троены берега

Какие архите-

ктурные соо-

ружения на берегу реки?

Где находится исток реки?

Куда впадает река?

Притоки реки Камы?

Какие животные обитают в реке и на берегу?

Какие растения обитают в реке и на берегу?

Каковы источники загрязнения воды в реке?

Как можно с этим бороться?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Аннотация проекта

Проект может быть проведён с учениками начальных классов. Он охватывает изучение учебных тем: «Богатства природы», «Природа и мы», «Природные зоны холодного пояса», «Экологические системы», «Памятка путешественника».

Данный проект формирует экологическую грамотность ребенка, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности, прививает любовь к родному краю.

При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков критического мышления, формировании коммуникативных навыки, организует самостоятельные исследования по учебной теме. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания - учебные потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.

Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

назвать как минимум три заповедника Мурманской области;

перечислить типы заповедников;

объяснить цели создания заповедников;

создать презентацию в PowerPoint;

распределять обязанности в группе при работе над общей задачей исследования;

продемонстрировать с помощью буклетов, компьютерных презентаций, газет, фотоальбомов и др. знание и понимание особенностей растительного мира своего края на примере выбранных ими растений;

выполнить проверочную работу по теме учебной программы;

в ходе "перекрёстного обучения" групп изложить весь изученный группой программный материал по теме исследования;

с использованием индивидуальных и групповой таблиц З-И-У выполнить мониторинг своего продвижения в изучении учебной темы и приобретении новых учебных навыков в ходе проекта;

в личных портфолио собрать предлагаемые учителем в ходе проекта и заполненные бланки и контрольные листы по "Плану оценивания", представляющие полную картину прогресса умений, навыков ученика по учебной теме, по развитию навыков и умений 21-го века (метапознанию, развитию навыков управления самообучением, сотрудничеству, планированию работы);

в ходе защиты проекта (итоговое оценивание) продемонстрировать итоговый продукт работы группы в соответствии с критериями, самоанализ и экспертную оценку (по бланкам учителя) работы в проекте.

План оценивания

Формирующее оценивание До начала проекта        В ходе проекта        После завершения проекта

Беседа по материалам стартовой презентации учителя

Таблицы З–И–У (индивидуальные, групповые, общеклассная)

«Мозговой штурм» в группах

самооценка навыков сотрудничества в группе

Самооценка управления самообучением

Планирование: настенный классный календарь

Ознакомление учащихся с критериями:

публикаций,

презентаций,

итоговых работ групп,

самооценки работы группы,

экспертной оценки работы групп,

соответствия навыкам 21 века.         Индивидуальные и групповые портфолио: комплект бланков для оценивания в ходе работы разных видов: Самооценка навыков критического мышления

(см.Стратегии оценивания)         Контрольные листы «Критерии оценки»

публикаций,

презентаций,

Метапознание: мониторинг понимания

Индивидуальная работа учителя с учениками по материалам (заполненным бланкам) личных портфолио участников проекта (мониторинг успешности развития умений и навыков по теме проекта).

Экспертная оценка работы группы(взаимная оценка).

Проверочная работа по учебному плану.

Итоговое оценивание

Тестовая проверочная работа по учебной программе (оценивает учитель).

Экспертная оценка. Итог работы группы

Оценка навыков самоуправления обучением и сотрудничества в группе: навыки XXI века - (самооценка и взаимная оценка).

Конкурс "Портфолио участника проекта" (оценивают: учитель, родители учеников, взаимная оценка учениками в группе, самооценивание).

Защита проекта: фотоальбомы, газеты, книжки-раскладушки, рефераты, рисунки, сочинения-сказки (оценивают: члены жюри - родители учеников, педагоги-коллеги, учитель, взаимная оценка учениками, самооценивание).

План оценивания. Стратегии оценивания

Самооценка навыков самоуправления обучением и сотрудничества

Наблюдение за прогрессом

Самооценка самостоятельности и успешности обучения

Развитие навыков метапознания

Метапознание. Собственные стратегии обучения. Таблица "Интересно, КАК я обучаюсь?"

Рецензия на своё выступление и изучение своих стратегий метапознания

Проверка понимания и навыков

Определение потребностей учащимися. "Карта З-И-У"

Самооценка навыков критического мышления

Самооценка. Мониторинг понимания учебного материала

Примеры работ учеников

Ресурсы сети Интернет в поддержку проекта

Picasa Веб-альбом проекта

Веб-альбом

Поиск информации в сети

Интерактивная карта заповедников

BobrDobr: коллекция закладок по теме "Кольский полуостров. Краеведение"

GoogleCoop: персональная поисковая система к проекту "Удивительное рядом"

Flexum: поиск по сайтам о природе Мурманской области

Флора Мурманской области

RSS проекта

BobrDobrВодные ресурсы.

Водные ресурсы области весьма значительны и в большей части расположены благоприятно для нужд народного хозяйства и населения. По количеству естественных и искусственных водоемов, по водным и гидроэнергетическим ресурсам Пермская область занимает первое место на Урале. С территории области стекает около 54 кубических километров воды в год.

По уточненным данным, водный фонд Пермской области составляют:

более 29 тысяч рек общей длиной свыше 90 тысяч километров;

около 800 озер общей площадью свыше 120 квадратных километров;

почти 1000 болот, которые вместе с заболоченными лесами занимают более 25 тысяч квадратных километров площади;

разнообразные виды подземных вод;

снежники - 2 многолетних снежника находятся на северо-востоке области в Тулымском кряже;

пещерный лед более чем в 10 карстовых пещерах;

3 водохранилища площадью свыше 3 тысяч квадратных километров;

почти 500 прудов;

2 древних межбассейновых канала: Северо-Екатерининский - между Джуричем и Северной Кельтмой и Прокоп - между Чепцой в бассейне Вятки и Куличихой в бассейне Очера;

свыше 1,3 тысяч километров подземных водопроводов и различных мелиоративных систем;

Реки составляют основу гидрографической сети области. Все они относятся к бассейну одной реки - Камы, крупнейшего левого притока Волги. Кстати, если подходить строго с позиции науки гидрологии, учитывая все правила выявления главной реки, то получается, что не Волга, а Кама впадает в Каспийское море. По длине Кама (1805 км) - шестая река в Европе после Волги, Дуная, Урала, Дона и Печоры. Абсолютное большинство ее притоков - малые, то есть менее 100 км. 42 реки области имеют длину более 100 км каждая, но из них только Кама и Чусовая относятся к разряду больших рек (более 500 км).

Самые протяженные и многоводные реки Пермской области: Чусовая        529 км        Косьва        283 км

Сылва        493 км        Коса        267 км

Вишера        415 км        Весляна        266 км

Колва        460 км        Иньва        257 км

Яйва        403 км        Обва        247 км

Реки Западного Урала очень живописны и разнообразны по характеру. Одни - типично равнинные (это все правые притоки Камы: Коса, Уролка, Кондас, Иньва, Обва и другие: некоторые левые: Весляна, Лупья, Южная Кельтма, Тулва, Сайгатка). У них спокойное течение, извилистое русло с многочисленными меандрами, островами, протоками, водной растительностью. Их поймы изобилуют старицами, озерами и часто заболочены.

Левобережные притоки Камы, берущие начало в Уральских горах, в верховьях - типично горные реки с быстрым течением. По берегам этих рек часто встречаются обнажения многочисленных камней и живописные скалы. Русло изобилует перекатами, порогами и небольшими водопадами. Выходя на равнину, реки теряют свой горный характер.

 Река Вишера. Камень Ветлан.

Основной источник питания рек Западного Урала - талые воды (более 60% годового стока). Поэтому для рек области характерны продолжительный ледостав, высокое весеннее половодье, низкая летняя и зимняя межень. Заметно влияют на режим рек леса. В северной части области благодаря лесам, мощному снежному покрову, а на северо-востоке и горам половодье длится дольше, чем на юге. У рек лесостепного юга продолжительность ледостава меньше, они рано вскрываются весной, летом здесь бывают высокие дождевые и ливневые паводки. На северо-востоке области (бассейн реки Вишеры) реки полноводны круглый год. Подъем уровня весной превышает 7-10 м, течение быстрое (до 2-3 м/с), воды холодные, ледовый покров мощный. На юге летом реки сильно мелеют и даже пересыхают. В отдельные малоснежные суровые зимы малые реки промерзают до дна. На востоке в связи с высоким развитием карста нередки исчезающие реки, встречаются вторые подземные русла, водотоки с повышенной минерализацией и жесткостью.

Пруды и водохранилища. Пруды создавались в Прикамье с самыми различными целями: для регулирования стока малых рек, для нужд малой энергетики, лесосплава, рыболовства, водоснабжения, орошения, для украшения сельских мест. Самые крупные пруды:

Нытвенский (площадью 6,7 кв.км) на реке Нытве

Семинский (площадью 5,2 кв.км) на реке Зырянке

Очерский (площадью 4,3 кв.ки) на реке Травянке

Наиболее древние были созданы еще 150-200 лет назад при старинных уральских заводах. Сейчас около пяти десятков таких прудов-ветеранов, как Очерский, Нытвенский, Пашийский, Павловский, Юго-Камский и другие, стали своеобразными памятниками истории и культуры.

В области есть и более крупные, чем пруды, водоемы - водохранилища, созданные в связи со строительством ГЭС: Камсое и Воткинское на Каме, Широковское на Косьве. Показатель        Камское        Воткинское        Широковское

Нормальный подпорный уровень, м над уровнем моря         108,5        89,0        296,0

Полный объем, куб.км        12,2        9,4        0,5

Площадь поверхности, кв.км        1910        1120        41

Глубина у плотины, м        29        28        34

Длина водохранилища, км        280        308        24,5

Год наполнения        1954        1961        1948

Мощность ГЭС, тыс.кВт        504        1000        28

Озера поэтически называют "голубыми очами планеты". В Пермской области представлены самые различные типы озер: глубокие и мелкие, малые и средние, проточные и бессточные, поверхностные и подземные, пойменные, карстовые, тектонические, природные и рукотворные, пресные и соленые, зарастающие, совсем безжизненные и богатые рыбой, с красивыми названиями и вовсе безымянные. Однако большинство озер - малые, пойменные и безымянные.

По количеству озер Прикамье уступает другим уральским областям. Общая площадь озер Пермской области составляет лишь 0,1% ее площади.

Самые большие озера находятся на севере области:

Чусовское (19,4 кв.км)

Большой Кумикуш (17,8 кв.км)

Новожилово (7,12 кв.км)

Самые глубокие озера (все они карстового происхождения):

Рогалек (глубина 61 м)

Белое (глубина 46 м)

Большое в Добрянском районе(глубина 30 м)

Наибольшую соленость из поверхностных озер имеет озеро Игум (25,6 г/л) в Соликамском районе.

Крупнейшим из подземных в настоящее время считается озеро в гроте Дружбы народов в Кунгурской ледяной пещеры (около 1300 кв.м). Всего же в этой пещере обнаружено свыше 60 озер. Известны озера и в других карстовых пещерах - Пашийской, Дивьей, Кизеловской.

 Озеро Голубое - вынырок подземной реки.

Некоторые озера Прикамья охраняются государством. Государственный заказник на озере Чусовское создан для охраны многотысячных стай перелетных птиц. Заказник на озере Адово призван сохранить гнездовья редкого в области лебедя-кликуна.

Болота в Пермской области распространены широко, как верховые, так и низинные. Болота и озера на севере области - следы бывшего материкового оледенения. Часть болот образовалась в результате естественных процессов в малопроточных водоемах. Нередко к заболачиванию приводит хозяйственная деятельность человека: интенсивная вырубка лесов, создание водохранилищ, устройство дамб, прокладка дорог.

В Пермской области насчитывается свыше 800 болот, торфяные залежи которых могут иметь промышленное значение. Но разработка торфа на многих болотах не рекомендована из-за их водоохранной роли, биологических и других ценных качеств. Кроме того, на болотах растут богатые витаминами клюква, морошка, княженица. Многие болота являются неплохими сенокосными угодьями.

Наиболее крупные болота расположены на севере области:

Большое Камское (площадь 810 кв.км)

Джурич-Нюр (площадь 350 кв.км)

Отчего река бежит?

Что было, когда нас не было?

Откуда в речке вода?

Обитаема ли речка?

Как помочь реке?

Почему Каму так зовут?

Какие исторические события связаны с рекой?

Какие архитектурные сооружения есть на Каме?

Достаточно ли благоустроены берега?

Где находится исток реки?

Куда впадает река?

Притоки реки?

Почему мелеет река?

Какие животные

обитают в реке и на берегу Камы?

Какие растения обитают в реке и на берегу реки?

Каковы источники

загрязнения воды?

Как можно с этим бороться?

   



Предварительный просмотр:

            Карточки по теме «Моря, озера и реки России»

1 группа: …. – это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на

                севере - …….,    на юге - ………,  в центре -………..

2 группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются  ………. и ………..

                 Река ………. имеет много притоков, одним из них является река …………….

                 …………. Берет свое начало в Саянах.  Притоков с Западно - Сибирской

                равнины …………. не имеет. Обе реки впадают в ……………….. .

3 группа: Крупные реки Средне – Сибирского плоскогорья - ………… и …………..,

                 еще приток  Енисея …….. .  Река …………  имеет  ……….( количество)

                 притоков.  На севере текут реки ………. и ………….  Реки …………..,

                 ………… и…………несут свои воды в ……….. океан, а………. – в ………..

                  море.

__________________________________________________________________________

                 

                 

1

2

3

4

5

6

7

   

Посреди поля лежало зеркало,                     5. Бежит бочок,

                  Стекло голубое, рама зеленая.                          Золотой рожок,

                                                                                                Бежит, журчит.

Кругом вода,

А с питьем беда.                                              6. Сани бегут,

                                                                                                 А оглобли стоят.

По морю идет, идет,

А до берега дойдет –                                        7. Что вверх корнем растет?

                  Тут и пропадет.

Сани бегут,

А оглобли стоят.


     

    Без чего не может мама

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего, мы скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

     Чтоб росли колосья хлеба,

     Чтобы плыли корабли,

     Чтоб варились кисели,

     Чтобы не было беды –

     Жить нельзя нам без (воды)

Спросил на днях малыш сосед               - Ты, газировка, что шипишь?

У струйки, льющейся из крана:              И из бурлящего стакана

- Откуда ты?                                              Донесся шепот:

Вода в ответ:                                             - Знай, малыш,

- Издалека, из океана.                              И я пришла из океана!

Потом малыш гулял в лесу,                     Удивительно, не так ли?

Росой искрилась вся поляна.                   В супе, в чае, в каждой капле,

- Откуда ты? – спросил росу.                   В звонкой льдинке,

- Поверь, и я из океана!                             И в снежинке,

                                                                     И в дождинке,

На поле лег туман седой.                          И в росинке

Малыш спросил и у тумана:                     Нам откликнется всегда

- Откуда ты? Ты кто такой?                      Океанская вода!

- И я, дружок, из океана!

     

в

а

в

а

в

а

в

а

в

а

в

а

в

а

в

а

       Запиши реки Пермского края

Ответы: 

Косьва, Сылва, Колва, Иньва, Тулва, Нытва, Яйва, Обва.



Ответы: Косьва, Сылва, Колва, Иньва, Тулва, Нытва, Яйва, Обва.


«Водный» словарь

Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся

                   между материками.

Море – часть океана – большое водное пространство с горько - соленой

              водой.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным

            течением по руслу от истока до устья.

Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Болото – избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и

                зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями.

Водохранилище –водоем, в котором скапливается и сохраняется вода.

Пруд – водоем в естественном или выкопанном углублении, а так же

             запруженное углубленное место в реке.



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПУБЛИКАЦИИ (буклет)

Максимальное количество баллов

Самооценка
группы

Оценка
класса

Оценка
учителя

Содержание

Работа доказывает понимание темы  исследования

20

Грамотно используются термины

10

Даны выводы

20

Дизайн

Оформление 1-й страницы

5

Оформление 2-й страницы

5

Графика соответствует содержанию

5

Количество текста разумно

5

Орфография и  внешний вид

Грамотность

5

Приятный внешний вид

5

Планирование

Продуманность использования буклета

20

Сумма баллов

100

Критерии оценивания мультимедийной презентации  

Содержание

Максимальное количество баллов

Самооценка
группы

Оценка класса

Оценка
учителя

Отражены цели исследований и выводы

5

Содержание слайдов соответствует теме

10

Тема раскрыта достаточно полно

10

Исследование отвечает на ОПВ и проблемные вопросы

20

Приведен список использованных ресурсов

5

Дизайн

Оформление презентации логично, эстетично

5

Текст легко читается, фон сочетается текстом
и графическими файлами

5

Использование эффектов анимации логично

5

Организация

Чёткое планирование работы всей группы и каждого члена группы.  

20

Оправданные способы общения и толерантность
в ходе работы над презентацией

10

Соблюдение авторских прав

5

Общее количество баллов

100



Предварительный просмотр:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кама

http://yandex.ru/yandsearch

http://nordural.ru/article/kosva_vilva/

p://uralnude.narod.ru/chusov.html

http://www.openclass.ru/dig-resource

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/

http://www.openclass.ru/dig-resource/

http://edu.greensail.ru/encyclopedia/water_resource/riv_rus.shtml

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.azbez.com/node

http://festival.1september.ru

http://area7.ru/metodic-material

http://khvritm.narod.ru/

http://collection.edu.ru/

 

        Материалы и ресурсы

Печатные материалы

Волошин А.В., Майстерман С.А. Минералы Кольского полуострова. - Мурманское книжное издательство, 1988.

География Мурманской области. Учебное пособие для средней школы. - Мурманское книжное издательство, 1975.

Природа Мурманской области. – Мурманское книжное издательство, 1964.

Бурцев А.К., Гуськова Т.В. Драгоценные камни. - М., 1992.

Бялко А.В. Наша планета – Земля. – М., 1989.

Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М.:Педагогика, 1982.

Зазнобина Л.С., Ковенько Л.В. Моя первая книжка о превращениях в природе. – М., 1996.

Кленов А.С. Малышам о минералах. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Колтун М.М. Мир физики. – М., 1984.

Колтун М.М. Мир химии. – М., 1988.

Курячая М.А. Химия в картинках. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.

Ликум А. И др. Всё обо всём. Популярная энциклопедия

для детей. Т. 1-8 – М.: Ключ «С», Слово, 1993-1994.

Мир вокруг нас: Географический атлас для детей. – М.:Федеральная служба геодезии и картографии России, 1996.

Плешаков А.А. Природа. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 1996.

Сикорук Л.Л. Физика для малышей. – М.: Педагогика, 1993.

Тарасов Л.В. Физика в природе. – М., 1988.

Что такое. Кто такой. Т. 1-3. – М.:Педагогика-Пресс, 1990-1994.

Эллиот Дж., Кинг К. Детская энциклопедия/ Пер. с англ. – М.:РОСМЭН, 1994.

Дополнительные ресурсы Медиаматериалы

Возница В.М. География Мурманской области. – Мурманск, МОИПКРО; НИЦ «Пазори», 2003 (CD-ROM).

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия-2005 (CD-ROM)

Большая детская энциклопедия, (CD-ROM), «Новый диск».

Экскурсия в Краеведческий музей (экспозиция «Мир камня») video.mail.ru/mail/tevg/5/8.html* - видеоролик об экскурсии. Интернет-ресурсы

murmansk.aspol.ru* Фотографии «Минералы Кольского полуострова»

www.museum.ru/CPIK_KATALOG_CD-ROM/cd.asp* Каталог учебных CD-ROM дисков

www.sgm.ru* Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского. Музей Истории Земли

klopotow.narod.ru* Минералы России

geo.web.ru/druza/L-Kola.htm* Карты местонахождений минералов

www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPurlnt:l!oxquvgls:l* Глоссарий.ру. Полезные ископаемые

www.2004.murman.ru/nature/pi/* Мурманская область. Презентационный диск

www.fmm.ru* Российская Академия наук Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана

geo.web.ru/druza/m-mus_MGGRU.htm* Минералогический музей Российского государственного геологоразведочного университета

geo.web.ru/druza/* Сайт «Друзья минералогии»

www.catalogmineralov.ru* Каталог минералов

geoschool.web.ru/db/msg.html?mid=1171125* Геологическая школа МГУ. Ссылки

dvegrani.narod.ru* Магия камней и кристаллов

jewel.iatp.by/istorij.html* История применения ювелирных камней

www.imperis.ru* Империя самоцветов

Другие ресурсы

Родители учеников, экскурсовод музе                                                                                Технологии - цифровые устройства

Фотоаппарат

Компьютер(ы)

Цифровой фотоаппарат

Сеть Интернет

Принтер

Проектор

Технологии– программное обеспечение

Электронные энциклопедии

Программы обработки изображений

Веб-браузер

Мультимедийные программы

Текстовый редактор


                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....