Главные вкладки

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Разнообразие растений»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Галеоттинова Елена Николаевна

    подробный конспект урока + презентация к уроку; на уроке учащиеся знакомятся  с основной классификацией растений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_raznoobrazie_rasteniy.rar508.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Новобатайская СОШ №9

    Открытый урок

    по окружающему миру

    в 3 классе

    на тему:

    «Разнообразие растений»

    Подготовила:

    Галеоттинова Елена Николаевна

    учитель начальных классов

    Тема: « Разнообразие растений»

    Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.

    Задачи:

    - познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;

    - воспитывать чувства  бережного  отношения  к природе, её значимости в жизни человека;

    - развивать познавательный интерес;  умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.

    Методы обучения:  частично – поисковый, исследовательский  

    Ход урока

    1. Организационный момент

         

    Долгожданный дан звонок –

                                           Начинается урок

                                           Вот книжки на столе,

                                                       А вот – тетрадки.

                                           Не хочется играть

                                                       Сегодня в прятки,

                                           И недосуг дуть на корабль бумажный –

                                           Сегодня в классе у ребят

                                                       Урок уж больно важный!

     - Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.

    Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

    Я желаю всем нам хорошего урока.

     

     

    1. Сообщение темы и целей урока

         - Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.

     - На какие  2 большие группы делится природа?

     - Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

     - Как называется наука, которая изучает живую природу?

     - На какие большие группы делится живая природа?

     - Как называются эти группы?

     - А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

    Вырос в поле

                                                        Злой и колкий,

                                                        Во все стороны иголки. (Репей)

                                                        Из- под снега расцветает,

                                                        Раньше всех

                                                        Весну встречает. (Подснежник)

                                                        Что же это за девица:

                                                        Не швея, не мастерица,

                                                        Ничего сама не шьёт,    

                                                        А в иголках круглый год. (Ель)

     - Что между ними общего? К какому царству они относятся?

     - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.

     - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса,  луга.  Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

    На слайде картинки с разнообразными растениями.

    - На какие группы можно распределить эти растения?

    -  Какие части растения вы знаете?

    - Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.

    Растения

                       низшие                                                   высшие

                    

                    водоросли                  мхи, папоротники, хвойные, цветковые

    - Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?

     - Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.

    Минутка для релаксации глаз.

    * Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

    * Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

    * Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

    3. Планирование работы.

    - Работать будем по группам самостоятельно.

    - Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности  определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.

    1 группа – водоросли

    2 группа – мхи

    3 группа – папоротники

    4 группа – хвойные растения

    5 группа – цветковые растения

     -Задания для самостоятельной работы, задание № 1  - для 1 группы –

    Дать краткую характеристику водорослям:

    1. Особенности жизнедеятельности.
    2. Части растения.
    3. Представители.

     - Задание № 2 – для 2 группы –

    Дать краткую характеристику мхам.

     - Задание № 3 – для 3 группы –

    Дать краткую характеристику папоротникам.

     - Задание № 4 – для 4 группы –

    Дать краткую характеристику хвойным растениям.

     - Задание № 5 – для 5 группы –

    Дать краткую характеристику цветковым растениям.

    - У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

    Инструкция для группы 1.

    1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.

    2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

    3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

    4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

    Инструкция для группы 2.

    1.Рассмотрите рисунок на с.80 атласа- определителя «От земли до неба».

    2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.

    3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

    4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

    Инструкция для группы 3.

    1. Рассмотрите рисунок на с.78 атласа- определителя «От земли до неба».

    2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

    3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

    4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

    Инструкция для группы 4.

    1.Рассмотрите рисунок на с.82 атласа- определителя «От земли до неба».

    2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.

    3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

    4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

    Инструкция для группы 5.

    1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.

    2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

    3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

    4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

    4.Сбор информации.

    Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

    5.Обмен информацией.

    Релаксация

    Я превращаю вас в маленькие семена  цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

    6.Рефлексия.

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Кому работать в группе было легко?

    - Кто испытывал трудности?

    - Кто остался доволен своей работой на уроке?

     - Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.

       Водоросли -  это растения, живущие в воде.  Они свободно  плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

       Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.

       По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.  

       Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

       Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.

       Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.

       Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры,  которые можно увидеть только под микроскопом.

       Папоротники бывают травянистые или древовидные.

    В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.

       Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.

    Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.

         Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.

    Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.

       Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.

         Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль  дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.

        Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.

        Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.

         Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

         Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

        Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.

        Сфагнум (торфяной мох) образует в сырых местах и на болотах пышные «подушки». Из их отмерших остатков образуется торф.

        Маршанция стелется по земле. На ней вырастают удивительные маленькие «зонтики», которые служат этому мху для размножения.

        Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

        Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.

        Лиственница хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.

        Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.

          Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

    Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

    План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

    Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

    Открытый урок окружающий мир 3 класс по теме "Разнообразие растений"

    Тема урока: « Разнообразие растений».Цели:Познакомить учащихся с понятием «ботаника», сформировать представление о разнообразии растений;Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отнош...

    Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

    Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

    Открытый урок по окружающему миру Тема: « Разнообразие растений»

    Предмет: Окружающий мир  Класс: 3 Урок: 13Учитель: Санина Е.В.Дата: 19.10.2016 г.Тема: « Разнообразие растений»Педагогическая цель: создание условий для ознакомления с разнообразием гру...

    Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа России")

    Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой. Учебник.  Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Урок открытия нового знания...