Проектные уроки по краеведению
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Данилова Светлана Викторовна

Проектные уроки по краеведению: "Школьный двор", "Я люблю свой край родной", "Красная книга Зубцовского района"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnye_uroki_po_kraevedeniyu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

(проектные уроки по краеведению)

Разработка проектов связанных с краеведческим материалом – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с детьми в группе. В процессе работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура края, воспитываются патриотические чувства.

Практико-ориентированный проект

Тема: Школьный двор

Учебный предмет: математика, естествознание.

Участники проекта: ученики 4 класса.

Продолжительность проекта: 3 урока.

Продукт проекта: план-проект школьного двора.

Материалы: задание, ватманские листы, карандаши, краски, фломастеры, комплект ролевых карт

Роли в группе – четыре участника: бухгалтер (все расчеты и итоговая смета); архитектор; управляющий (контролирует и стимулирует всех участников группы к работе и сотрудничеству); менеджер (планирует деятельность группы, представляет проект всему классу).

                                                                                                                                     

Введение.

- Образ родной школы остается в памяти человека на всю жизнь. Необходимо, чтобы на протяжении всех лет учебы ребенок чувствовал себя в школе комфортно. В связи с этим важно знать, какой хотят видеть школу ее ученики. Предлагаемый проект позволяет не только получить ответ на поставленный вопрос, но предполагает активное участие самих учащихся в решении проблемы создания образа родной школы.

Проблема:

Разработка плана-проекта школьного двора.

Цели:

Развитие фантазии, воображения, внимательности; формирования умений синтезировать полученные знания, умения и навыки, и выбирать необходимые; воспитание способности к взаимопониманию, интереса и внимания к творческим усилиям товарищей.

Предполагаемый результат:

Создание плана-проекта школьного двора и его презентация классу как коммерческого продукта для «продажи» его потенциальным заказчикам.

Задание.

Вашей группе предложено принять участие в конкурсе на разработку проекта школьного двора. Ваша задача учесть следующие критерии: общая стоимость затрат не должна превышать 200 000 рублей; универсальность; безопасность; эстетика; эффективность затрат; оригинальность решения.

Ход проекта

1 урок.

Ваша задача – разработать проект школьного двора. Решите, что вы хотите иметь в

 нашем дворе и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформулированы так, чтобы все в группе были согласны с ними.

2 урок

Сегодня вам предстоит переложить свои идеи на ватманский лист. Включите породы деревьев, виды цветов, оборудование спортивной площадки и т.д. Вы должны решить, как расположить эти детали в проекте. Ваши роли те же, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно продвинулись в работе.

3 урок

Сегодня решаем задачи: закончить планировку школьного двора; написать доклад, обосновывающий проект; составить и обосновать смету, чтобы продать проект; представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали активное участие в презентации.

В конце урока тайным голосованием класс определяет, какой проект лучше.

Этап оценки и рефлексии. 

Ставятся три оценки: самооценка, оценка эксперта, оценка учителя. Оценивается не только результат работы, но и ее процесс. Основные итоговые вопросы:

  1. Все ли проходило гладко?
  2. Все ли принимали одинаково посильное участие в реализации проекта?
  3. Какие проблемы общения возникли в процессе совместной деятельности?
  4. Как они разрешались?
  5. Если можно было бы начать с начала – что бы ребята изменили?
  6. Хотели бы работать над следующим проектом? Каким? В каких группах?

Если да, то работу над проектом можно считать успешной.                          

Тема: Я люблю свой край родной!

(учебный проект, связанный с изучением родного края)

Цели:

Вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс, воспитание гражданственности; воспитание у детей интереса к культуре и традициям родного края, приобщение к общественно-полезной деятельности; развитие творческих способностей, развитие эстетического вкуса, формирование навыков исследовательской деятельности.

Тип проекта:

Многоаспектный и межпредметный.

Возраст учащихся: 4 класс.

Время работы над проектом: 2 месяца

Развитие навыков:

Самостоятельная работа с дополнительными источниками; самостоятельное принятие решений, коммуникативность в ролевом взаимодействии, обмене информацией; мыслительная деятельность при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурирование информации; самоанализ.

Осуществление учебного проекта.

Работа построена по типу творческой мастерской. Класс делится на три группы, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые принадлежности и может получить дополнительную информацию у учителя.

                                                                                                                                 

Ход проекта:

1 этап: подготовка.

Учащ        имся предлагается поисковая работа по изучению истории родного края проводится конкурс рисунков «Моя малая родина», конкурс стихов о родном крае.

На уроке окружающего мира – знакомство с атрибутами власти (гимн, герб района).

2 этап: планирование.

Ученики делятся на три группы. У каждой группы – лист ватмана. Каждая группа получает задание: представить определенное место села, каким оно будет через 20 лет и выполнить коллективную работу. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы, что уже есть, а что еще нужно сделать. Создается банк идей и предложений (на протяжении всей работы учитель помогает постановке цели, корректирует работу).

3 этап: исследование.

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями. Учитель помогает составить план действий, корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

4 этап : работа над проектом «Село будущего»

Учащиеся оформляют свои предложения, задумки, идеи на ватмане.

5 этап: презентация.

Результат представляется в виде коллективного панно. Каждая группа защищает свой проект.

6 этап: оценка результатов.

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, потенциал продолжения работы, качество отчета.

                                                                                                                                       

Проектный урок по краеведению в 4 классе

Тема: Красная книга Зубцовского района

Цели: создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе; развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Тверской области; воспитание любознательности, бережного отношения к природе.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Вводное слово учителя.

Учащимся демонстрируется фильм.

- Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издает Международную Красную книгу.

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в Красную книгу, самостоятельно издадим несколько страниц «Красной книги Зубцовского района»

  1. Погружение в проблему.

- Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные в фильме?! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа. Растения и животные занимают в природе особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем половина из них – за последние 50 лет. все животные погибли, в основном, по вине человека.                                                      

        Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?

- Красный цвет – это цвет опасности, означает «стоп, не губи».

- Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает цвет опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжелых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

        Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

        Однако в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году. Ученые и краеведы Тверской области ведут свою «Красную книгу Тверской области», она появилась в 1992 году.

  1. Проектная работа.

- Красная книга – документ временного действия. Почему так говорят?

- Люди узнают что-то новое об исчезающих видах животных и растений и предлагают взять их под свою охрану, вносят в Красную книгу.

- Некоторые животные и растения уже не нуждаются в охране, так как численность их восстановилась.

- Верно. Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться.

        Сегодня на уроке мы попытаемся составить проект «Красная книга Зубцовского района».

1 этап- образование групп, определение подтем.

1 группа будет создавать страницу «Растения»

2 группа – «Звери»

3 группа – «Птицы»                                                                                                        

4 группа – «Экологи» (создают экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений, создают правила поведения в природе)

2 этап – распределение обязанностей в группах, обсуждение темы, целей, задач, поставленных перед группой.

3 этап – подбор материала, изучение литературы, выбор рисунков.

4 этап – оформление проекта.

5 этап – презентация проекта.

6 этап – оценка результатов

5. Итого урока.

-Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

- Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

- Что полезного вы сделали на уроке?

Любите родную природу:

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Проектный урок по краеведению "Красная книга Астраханской области"

Проектный урок по краеведению в 3 классе "Красная книга Астраханской области"...

Конспект урока по краеведению

Тема урока: « Делу – время,  потехе- час.Цели урока:Расширять знания детей о мужских видах ремесел.Проверить знания по ранее изученному материалу.Развивать логическое мышление.Способствоват...

Программа проектно-исследовательского кружка "Краеведение"

Программа проектно-исследовательского кружка предназначена для учащихся начальной школы. На занятиях дети знакомятся природой и историей родного края, села. Приобретают навыки  исследования. Учат...

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности на уроках по краеведению

Самым актуальным и эффективным методом работы в начальных классах является метод проектов. Он способствует развитию  и формированию предпосылок поисковой деятельности, развитию творческих способн...

Проектная работа "Удивительное краеведение"

Проектная работа выполнена учащимися 4-го класса в рамках курса внеурочной деятельности "Край,в котором ты живёшь". Работа будет интересна учителям и ученикам г.о. Балашиха. В ней вы ...

Организация проектной деятельности по краеведению как основа воспитания любви к родному краю.

Данная статья рассказывает об опыте работы по организации проектной деятельности в начальной школе. Выполнение проектов по краеведению развивает у детей интерес к истории и природе родного края, форми...