Программа проектно-исследовательского кружка "Краеведение"
методическая разработка на тему

Программа проектно-исследовательского кружка предназначена для учащихся начальной школы. На занятиях дети знакомятся природой и историей родного края, села. Приобретают навыки  исследования. Учатся самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

проектно-исследовательского кружка

«Краеведение» для учащихся 1-4 классов

Автор:

Васильева Наталья Владимировна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

        Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

       Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

         Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

         Цель – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

      Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.

         Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

         Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

     

        Методы исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, анкетирование, практические (изготовление рисунков, плакатов, практические работы)

        Результаты работы: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Содержание тем

1 класс

Тема 1. Введение. (1 ч)

Тема 2. Наша школа. (3 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

- Экскурсия в музей-комнату В.Г.Павлова

Тема 3. Я и моя семья. (6 ч)

- Планирование проекта

- Проект «Моя родословная». Защита проекта.

- Мои родители.

Тема 4. Мое имя (4 ч).

- Планирование проекта

- Что означает мое имя? (поиск информации)

- Проект «Наши имена». Защита.

Тема 5. Моя улица (4 ч).

- Экскурсия по улицам Сунтара

- Название улицы, на которой я живу.

- Улица, на которой стоит наша школа.

Тема 6. Моя малая Родина. (4 ч)

- Экскурсия по селу.

- Памятные места.

- Рисунок «Мой Сунтар в будущем»

 

Тема 7. Природа нашего края. (5 ч)

- Знакомство с животными, растениями родного края.

- Сбор природного материала.

Тема 8. НПК «Первые шаги» (7 ч)

- Выбор темы проектов.

- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.

- Исследование (Сбор и уточнение информации).

- Защита проектов.

Тема 9. Уход за растениями. (5 ч)

- Ознакомление с комнатными цветами. Правила ухода за ними.

- Уход за комнатными растениями в классе, школе.

Тема 10. Конкурсы (5 ч)

- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень)

Учебный план

Количество часов в неделю: 2

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. Наша школа

-

1

2

-

3

3. Я и моя семья.

1

5

-

6

4. Мое имя

1

3

-

4

5. Моя улица

-

3

1

-

4

6. Моя малая Родина

-

2

2

-

4

7. Природа нашего края

1

4

-

5

8. НПК «Первые шаги»

1

6

-

7

9. Уход за растениями

1

4

-

5

10. Конкурсы

5

5

Всего часов:

6

33

5

44

2 класс

Тема 1. Введение. (1 ч)

Тема 2. Нашей  школе 20 лет. (6 ч)

- Экскурсия в школьный музей.

- Конкурс рисунков, сочинений «Имя твое учитель»

- Конкурс рисунков «Оскуолам барахсан»

- Групповой проект «Оскуола: уруккута, билиңңитэ, инникитэ»

- Проект «В.Г.Павлов үлэтин маңнайгы сађалааһына»

Тема 3. Я и моя семья. (2 ч)

- Конкурс рисунков «Моя мама»

Тема 4. Я и мои друзья  (3 ч).

- «Веселые старты» спортивное соревнование.

- «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

Тема 5. Талантливые дети (6 ч).

- Экскурсия в «Дом Олонхо»

- Изготовление поделок к выставке прикладного творчества.

Тема 6. Моя малая Родина. (4 ч)

- Экскурсия по Сунтару (маршрут «Памятники»)

- Сбор информации. Посещение библиотеки

 

Тема 7. Природа нашего края. (6 ч)

- Сбор природного материала.

- Изготовление поделок из природного материала.

- Уход за рассадой цветов, за комнатными цветами.

Тема 8. НПК «Павловские чтения», «Первые шаги» (16 ч)

- Выбор темы проектов.

- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.

- Исследование (Сбор и уточнение информации).

- Экскурсия в музей ССОШ №1

- Защита проектов.

Тема 9. 65-летие Великой Победы. (9 ч)

- Моя семья в годы войны

- Проект «Танк – байыаннай массыына»

- Конкурс рисунков «Суох буоллун сэрии»

Тема 10. Конкурсы (7 ч)

- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень

Учебный план

Количество часов в неделю: 2

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. Нашей школе 20 лет.

-

5

1

-

6

3. Я и моя семья.

2

-

2

4. Я и мои друзья

2

1

3

5. Талантливые дети

-

5

1

-

6

6. Моя малая Родина

-

2

2

-

4

7. Природа нашего края

6

-

6

8. НПК «Павловские чтения», «Первые шаги»

4

11

1

-

16

9. 65-летие Великой Победы

1

8

-

9

10. Конкурсы

7

7

Всего часов:

6

48

5

1

60

3 класс

Тема 1. Введение. (1 ч)

Тема 2. «2010 год – Год Учителя». (3 ч)

- Профессия «учитель».

- «Наши любимые учителя» (эссе);

Тема 3. Я и моя семья. (6 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

- Творческий конкурс  “Старая фотография рассказала…”

- Творческий конкурс «Моя мама»

Тема 4. Я и мои друзья  (6 ч).

- «Что такое дружба?» (сочинение-рассуждение)

- Наши любимые игры.

- Подвижные игры.

Тема 5. Талантливые дети (3 ч).

- Творческие выставки учащихся (рисунки, поделки)

- Индивидуальная самостоятельная работа дома

Тема 6. Моя малая Родина. (6 ч)

- Урок-экскурсия по улицам родного села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

- Творческий проект «Моя улица»

- Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего района”.

Тема 7. Природа нашего края. (12 ч)

- Сбор природного материала.

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

- Изготовление поделок из природного материала.

- Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- Совместно с учителями обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

- Творческая работа-создание Красной книги.

- Экскурсии, походы

Тема 8. НПК «Первые шаги» (14 ч)

- Выбор темы проектов.

- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.

- Исследование (Сбор и уточнение информации).

- Экскурсия в музей.

- Защита проектов.

Тема 9. Наше село в годы Великой Отечественной войны. (9 ч)

- События истории, жизни и деятельности героев войны.
- Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
- Экскурсия в места боевой славы. “Дедушкины ордена и медали”

Тема 10. Конкурсы (8 ч)

- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень)

Учебный план

Количество часов в неделю: 2

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. «2010 год – Год Учителя».

-

3

-

3

3. Я и моя семья.

6

-

6

4. Я и мои друзья

3

3

6

5. Талантливые дети

-

3

-

3

6. Моя малая Родина

1

3

2

-

6

7. Природа нашего края

3

6

3

-

12

8. НПК «Первые шаги»

3

9

2

-

14

9. Наше село в годы Великой Отечественной войны.

1

8

-

9

10. Конкурсы

8

8

Всего часов:

9

49

7

3

68

4 класс

Тема 1. Введение. (1 ч)

Тема 2. Международные спортивные игры «Дети Азии». (3 ч)

- Спортивные соревнования;

- «Любимый вид спорта» рисунки, сочинения;

- Известные спортсмены.

Тема 3. Я и моя семья. (6 ч)

- Профессии моих родителей.

- Творческий конкурс  «Традиции моей семьи»

- Творческий конкурс «Моя мама»

Тема 4. Я и мои друзья  (6 ч).

- «Мои летние каникулы»

- «Что такое дружба?» (сочинение-рассуждение)

- Творческий конкурс «Мой друг, подруга»;

- Какие мы? (социологический проект)

- Подвижные игры.

Тема 5. Талантливые дети (3 ч).

- Творческие выставки учащихся (рисунки, поделки);

- Индивидуальная самостоятельная работа дома

Тема 6. Моя малая Родина. (6 ч)

- Урок-экскурсия по улицам родного села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

- Творческий проект «Моя улица»;

- Знаменитые люди района;

- Участие  в НПК «Край мой родной»

- Экскурсия в музей;

- Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего села”.

Тема 7. Природа нашего края. (12 ч)

- Сбор природного материала.

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

- Изготовление поделок из природного материала.

- Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- Совместно с учителями обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю;

- Творческая работа-создание Красной книги.

- Экскурсии, походы

Тема 8. НПК «Первые шаги» (14 ч)

- Выбор темы проектов.

- Планирование работы. Консультации для родителей по оформлению работ.

- Исследование (Сбор и уточнение информации).

- Экскурсия в музей.

- Защита проектов.

Тема 9. Наше село в годы Великой Отечественной войны. (9 ч)

- События истории, жизни и деятельности героев войны.
- Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
- Экскурсия в места боевой славы.

Тема 10. Конкурсы (8 ч)

- участие в творческих конкурсах (школьный, улусный, республиканский уровень)

Учебный план

Количество часов в неделю: 2

Тема

Количество часов

всего часов

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

2. «Дети Азии».

-

3

3

3. Я и моя семья.

6

-

6

4. Я и мои друзья

3

3

6

5. Талантливые дети

-

3

-

3

6. Моя малая Родина

1

3

2

-

6

7. Природа нашего края

3

6

3

-

12

8. НПК «Первые шаги»

3

9

2

-

14

9. Наше село в годы Великой Отечественной войны.

1

8

-

9

10. Конкурсы

8

8

Всего часов:

9

49

7

3

68

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- историю своей семьи, школы;

- названия улиц, культурных центров, памятных мест родного села;

- знаменитых людей родного села, края;

- особенности природы родного края;
- общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае.

- правила поведения в музеях, культурных учреждениях.

- практические навыки исследовательской работы.

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять анализ объектов;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы;

- пользоваться со справочным материалом;

- проводить небольшие исследовательские работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

Программа. Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат....

Программа проектно-исследовательской деятельности "Дорога открытий"

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать ...

Рабочая программа "ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания....

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...