Программа. Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
методическая разработка по теме

Залевская Татьяна Ивановна

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большекалмыкская средняя общеобразовательная школа»

Киреевского района Тульской области

ПРОГРАММА
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

2010-2015 учебный год

                                Автор:    

                                                Т.И. Залевская-

                                                                             учитель начальных классов

д. Большие Калмыки

Утверждаю

   Директор

   МОУ « Большекалмыкская СОШ »

            Е.Н. Битюцкая

   «___» _________ 20__г.

Содержание Программы

1.        Паспорт Программы.

Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия                          Программы.

Цель и задачи программы проектно – исследовательской деятельности.

Обоснование актуальности поставленных задач.

Стратегия реализации программы.

Ожидаемые конечные результаты.

План работы в рамках решения каждой задачи, их стоимость, источники
финансирования.

Краткая характеристика проектов.

Распределение необходимых финансовых ресурсов по годам.
10.Критерии и показатели реализации Программы

                                                                              Принята на педагогическом совете

                                                                                    Протокол  №__ от «__»_______ 20__г.

1. Паспорт программы «Использование проектно – исследовательской деятельности учащихся в школе» на 2010-2015 год

Наименование программы

«Использование проектно – исследовательской деятельности учащихся в школе» на 2010-2015 год


Руководитель программы

Директор МБОУ «Большекалмыкская СОШ» Битюцкая Е.Н.

Основные разработчики программы

Учитель начальных классов

Залевская Т.И.

Конечная цель программы

Создание единой образовательной среды МБОУ «Большекалмыкская СОШ» с использованием проектно - исследовательской деятельности в процессе обучения.

Задачи

программы

1. Улучшить результативность учебно-воспитательного процесса за счёт внедрения проектно-исследовательской деятельности.    

2. Продолжить работу по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области овладения методикой организации и реализации проектно-исследовательской деятельности.    

3. Способствовать приобретению учащимися социальной практики за пределами школы, адаптации к современным условиям жизни.

4. Способствовать приобретению учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Сроки и этапы реализации программы

2010-2015 год

Исполнители основных

мероприятий

Администрация, школьная команда, руководители ШМО, библиотекарь, учителя-предметники

Источники финансирования программы

Федеральный,   региональный   бюджет,   муниципальный бюджет, внебюджетные средства.

Ожидаемые

конечные результаты

1. Улучшить материальную базу: каталоги библиотек, Интернет, CD-ROM, аудио и видео материалы, компьютеры,  отдельное от урочных занятий рабочее место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).

2. Улучшить проведение профориентированной проектной работы.

3. Всем участникам образовательного процесса использовать школьные, районные, республиканские, российские информационные и образовательные ресурсы.

4. Принимать активное участие всем участникам образовательного процесса в разработке и реализации краткосрочных и долгосрочных исследовательских проектов.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

     Сегодня кризис образования фиксируется повсеместно - в обществах, стоящих на самых различных ступенях развития, имеющих самые разные системы образования. Всеобщий кризис образования рассматривается, как правило, в контексте общего кризиса современной цивилизации, поскольку образование полагается в качестве института и механизма производства и воспроизводства ее культурных форм, порождающих образовательную среду.

      Особенности расселения, огромные пространственные контрасты, наличие обширных   редконаселённых и бездорожных зон, малолюдье определили такую особенность сельских школ, как малочисленность. Более 40% малочисленных школ имеют наполняемость до 100 учащихся. Малочисленность учащихся порождает такое явление, как психологическая монотония, и требует внедрения индивидуальных, групповых, игровых педагогических технологий   в обучении и развитии

   Учителя, долгие годы работающие в школе, знают какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

   Возникший во второй половине 19 века в школах США метод проектов был перенесен в школьную практику многих стран. Он основывается на теоретических концепциях прагматичной педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания».

   Прагматическая педагогика опирается на интерес ребенка, возникающий на основе осознания им полезности того или иного действия. Пользой может быть и достижение успеха, переживание радости от личного триумфа, от ощущения радости доставленной кому-то и т.д. Прагматическая педагогика предполагает ориентацию педагога на цели и ценности ребенка в процессе конструирования условий для полноценного его развития. Ведущим методом является метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить проблему обучающегося путем самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов.

     В сельской школе вместе обучаются дети вполне здоровые, нормально развитые и дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, и даже дети-инвалиды, то есть происходит то, что на протяжении десятилетий не удаётся достичь отечественной  городской школе и к чему с большим упорством, издержками и достижениями идёт в последние годы мировая школа.

     Особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогичсеких функций.  Школа становится базовым институтом допрофессионального сельскохозяйственного образования учащихся, рассматривая эту работу как важное звено их подготовки  к самостоятельной жизни на селе.

     Оценка общемировых тенденций развития образования дает возможность утверждать, что проектировочная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания - «знание о будущем».

   Педагогический коллектив нашей школы не исключение, мы также изучаем все новинки образования и стараемся использовать их в своей работе. Это относится и к методу проектно - исследовательской деятельности.

    В 2009 году был использован метод проектно – исследовательской деятельности при организации экологического образования в условиях летнего оздоровительного лагеря. Использование данного метода в работе летнего оздоровительного лагеря не случайно. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, способствуют экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, а также являются базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для наблюдений, умения обобщить результаты.

   Практическая направленность, исследовательская деятельность в условиях летнего лагеря способствовали воспитанию инициативы, интереса к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края, развитию экологической культуры.

        В 2011 году были проведены ряд проектов в начальной школе по чтению, окружающему миру, трудовому обучению.

          Начиная с 2006 года в школе создается информационная база, которая будет способствовать успешной реализации проектно – исследовательской деятельности.

        Установлен информационный контакт со школьной библиотекой, активно используются мультимедийные диски по разным образовательным областям, хранящиеся в кабинете информатики.

      Учителя и учащиеся имеют свободный доступ к сети Интернет для поиска информации, а также используют компьютер для просмотра мультимедийных учебников, создания проектов, собственных документов.

Начата работа по созданию каталога информационных ресурсов школы: электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, компьютерные упражнения, практические задания, тестовые задания, презентации, видеофильмы, задания на повторение, закрепление, проверку пройденного материала, компьютерные справочники и т.д. Перечисленные материалы созданы и используются при организации проведении проектно – исследовательской деятельности.

С учащимися 3-х, 4-х классов разрабатываются проектные работы по учебным предметам.

С 2006 года школа активно участвует в городских, районных, всероссийских фестивалях и конкурсах.

Результаты за 2010-2015 учебный год:

1. 2010-2011 учебный год:

Создана обширная база информационных источников в различных образовательных областях.

Учителя – предметники и учителя начальных классов регулярно используют в процессе учебной деятельности краткосрочные проекты.

Создается база социально и практически значимых продуктов проектно – исследовательской деятельности, которая активно используется в учебной и внеклассной работе.

Ребята ведут исследовательскую и практическую работу в различных направлениях, которую показывают на уроках, конференциях, школьных мероприятиях.

Ведется работа по повышению квалификации педагогов.

Педагогический коллектив успешно использует в своей деятельности компьютерные технологии при подготовке проектов в учебной и воспитательной работе.

Несмотря на положительную тенденцию в информатизации школы и использовании проектно – исследовательской деятельности  в образовательном процессе есть и проблемы:

Не отработан механизм использования Интернет в учебной                          деятельности из-за плохо работающего канала связи;

Низкое качество многих медиа-дисков, попробовав несколько раз
учителя перестают их использовать;

Низкая мотивация у некоторых учителей к подготовке и выполнению учебных проектов (привычка работать по старинке);

Неэффективно организован доступ к информационным ресурсам,
необходимо развитие медиацентра;

Мало  задействован потенциал родителей в формировании информационной культуры учащихся (использование ресурсов домашних компьютеров, обучение на дому, информирование через школьный сайт);

В процессе работы над проектом могут возникать трудности объективного характера. Это связано с рядом специфических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать педагогам.

З.Цель и задачи программы.

Целью нашей программы является создание единой образовательной среды МБОУ «Болыпекалмыкская СОШ» с использованием проектно – исследовательской деятельности.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Улучшить результативность учебно-воспитательного процесса за счёт внедрения проектно-исследовательской деятельности.    

2. Продолжить работу по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области овладения методикой организации и реализации проектно-исследовательской деятельности.    

3. Способствовать приобретению учащимися социальной практики за пределами школы, адаптации к современным условиям жизни.

4. Способствовать приобретению учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

4. Обоснование актуальности поставленных задач

Приоритетная цель проектной деятельности заключается «в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний».

Проектная деятельность обучающихся представляет собой совместную учебно-познавательную деятельность с общей целью, согласованными методами, способами деятельности и направлена на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапах проектирования и реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.

С точки зрения школьника учебный проект предоставляет возможность максимального развития своего творческого потенциала. Она позволяет проявиться индивидуально или в группе, попробовать свои силы, продемонстрировать знания, принести пользу, показать публично полученные результаты. Продукт этой деятельности — найденный способ решения проблемы, часто сформулированный самим учащимся, — носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самого обучающегося.

Учебный проект с точки зрения учителя — интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования, а именно научить:

проблематизации (формированию проблемного поля, выделению  ключевых проблем и разделению их на части);

управлению собственной познавательной деятельностью (планированию, организации, контролю, регулированию, анализу);

поиску и отбору актуальной информации, усвоению знания;

проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу,
синтезу, сравнению, обобщению, классификации, доказательству и             опровержению);

выбору, освоению и использованию  соответствующей   технологии
изготовления продукта проектирования;

представлению результатов и процесса своей деятельности в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макетов, плакатов, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений).

Темы и проблемы проектных работ подбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной),  в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Проектная деятельность осуществляется в индивидуальной, парной или групповой форме. Наиболее предпочтительна проектная работа в мини-группах и группах из мальчиков и девочек. В этом случае проектная деятельность становится прообразом будущей реальной работы.

Учебный проект может быть краткосрочным (разработанным в  течение нескольких дней), среднесрочным (в пределах месяца), долгосрочным (от месяца до года). Для учителя важно как можно раньше определиться со сроками, что позволит, с одной стороны, скорректировать план учебных занятий, а с другой, при необходимости, во время проявить свою компетентность, чтобы выступить эффективным консультантом ученического проекта.

В процессе работы над проектом формируются следующие элементы проектной деятельности:

мыследеятельностные (выдвижение идеи — мозговой штурм; проблематизация,  целеполагание и формулирование задачи; выдвижение гипотезы,  постановка вопроса, формулировка предположения (гипотезы); обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности; планирование своей деятельности, самоанализ и
рефлексия);

презентационные (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результата своей деятельности (продукта), изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе);

коммуникативные (слушать и понимать других, выражать себя,   находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус);

поисковые (находить информацию по  каталогам,   контекстный поиск, Интернет, формулирование ключевых слов);

информационные (структурирование информации, выделение главного,  приём и передача информации, представление в различных формах,
упорядоченное хранение и поиск).

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

  И пусть дети не сделают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для формирования активной жизненной позиции.

5. Стратегия реализации программы:

I        этап Базовый - 2010 год (сентябрь - декабрь):

анализ нынешнего состояния;

планирование реализации основных направлений программы;

создание условий реализации программы;

начало реализации программы.

II        этап Основной - 2011 – 2013 год:

поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами;

промежуточный мониторинг результатов;

корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

III        этап Заключительный - 2014 - 2015 г:

завершение реализации программы;

мониторинг результатов;

анализ результатов.

6. Ожидаемые конечные результаты.

Выполнение Программы «Использование проектно – исследовательской деятельности учащихся в школе» позволит школе достигнуть следующих результатов:

1. Улучшение материальной базы: каталоги библиотек, Интернет, CD-ROM, аудио и видео материалы, компьютеры,  отдельное от урочных занятий рабочее место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).

2. Улучшение проведения профориентированной проектной работы.

3. Всем участникам образовательного процесса использовать школьные, районные, республиканские, российские информационные и образовательные ресурсы.

4. Принимать активное участие всем участникам образовательного процесса в разработке и реализации краткосрочных и долгосрочных исследовательских проектов.

5. Раскрыть творческий потенциал учащихся и учителей при реализации проекта «Дерево ремёсел».

6. Принять участие родителям в реализации Программы «Использование проектно – исследовательской деятельности учащихся в школе».

7. Владеть и использовать в образовательном процессе техникой проектной технологии: уметь планировать проект, находить и использовать новые образовательные ресурсы, облегчающие подготовку к проектной технологии, уметь создавать собственные проектные материалы.

7. План работы в рамках решения каждой задачи, ответственные лица, источники финансирования.

 

Задача

Виды работ

Ответственные

Улучшить результативность учебно-воспитательного процесса за счёт внедрения проектно-исследовательской деятельности.    

Реконструкция материалов школьной библиотеки

Библиотекарь

Выработка системы мотивации использования проектно – исследовательской технологии

Учителя предметники

Использование Интернета, CD-ROM, аудио и видео материалов, компьютеров

Продолжить работу по повышению квалификации педагогических и руководящих работников в области овладения методикой организации и реализации проектно-исследовательской деятельности.    

Создание перспективного плана по повышению квалификации педагогов и членов административной команды в области овладения методикой реализации проектно – исследовательской деятельности.

Зам. директора по УВР

Организация работы творческой группы учителей по «Программе использования проектно – исследовательской деятельности в школе»

Зам. директора по УВР

Способствовать приобретению учащимися социальной практики за пределами школы, адаптации к современным условиям жизни.

Способствовать развитию  коммуникативных навыков (слушать и понимать других, выражать себя,   находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус);

Учителя предметники

Интегрировать школы с немногочисленными учреждениями социальной сферы, хозяйствами, расположенными в микросоциуме.

Учителя предметники

Способствовать приобретению учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции школьника в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Способствовать развитию познавательных умений и навыков учащихся.

Учителя предметники

Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

Учителя предметники

Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания.

Учителя предметники

Развитие умения интегрировать знания из разных областей наук.

Учителя предметники

Развитие умения критически мыслить.

Учителя предметники

Проведение конкурса «Дерево ремесел»

Зам. директора по ВР

8. Краткая характеристика проектов.

Проект 1 «Дерево ремесел»

Цель: Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся и учителей на основе использования проектно – исследовательской деятельности.

Задачи:

Обеспечение широкого доступа участников образовательного процесса к разнообразным информационным источникам.

Широкое внедрение проектно – исследовательской деятельности в образовательный процесс.

Максимальное развитие творческого потенциала учащихся.

Широкое использование продуктов проектной деятельности в образовательном процессе.

Виды деятельности:

Подготовительный этап. Выбор и сообщение темы.

Поисково – исполнительный этап. Сбор информации, подготовка к презентации.

Заключительный этап. Презентация

Проект 2: «Экологическая акция – жизнь птиц»

Цель: Воспитание экологической культуры.

Задачи:

1. Воспитание инициативы, интереса к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

2.  Развитие экологической культуры.

    3.  Максимальное развитие творческого потенциала учащихся.

Виды деятельности:

Подготовительный этап. Выбор и сообщение темы.

Поисково – исполнительный этап. Сбор информации, подготовка к презентации.

Заключительный этап. Презентация

Проект 3 «Позвольте пригласить на бал»

Цель: формирование культуры поведения, общения, эстетического вкуса у учащихся на примере литературных произведений Л.Н. Толстого; создание творческого союза дети – родители – педагоги.

Задачи:

Познакомить с культурой поведения, общения и бытом 19 века.

Провести исследование на тему «Родословная моей семьи».

Реализация межпредметных связей.

Реализация и решение воспитательных, развивающих, обучающих задач, интеграция внеурочной и урочной, школьной и внешкольной формы работы.

Виды деятельности:

Подготовительный этап. Выбор и сообщение темы.

Поисково – исполнительный этап. Сбор информации, подготовка к презентации.

Заключительный этап. Презентация

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проектно-исследовательского кружка "Краеведение"

Программа проектно-исследовательского кружка предназначена для учащихся начальной школы. На занятиях дети знакомятся природой и историей родного края, села. Приобретают навыки  исследования. Учат...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Программа проектно-исследовательской деятельности "Дорога открытий"

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать ...

Рабочая программа "ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания....