Главные вкладки

    ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prgramma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc237.32 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                     

    ПРОГРАММА

    ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

    Авторы – составители: 

    Калмыкова Н. В., учитель начальных классов МОУ «Ялгинская СОШ» г.о. Саранск,

    Овчинникова Л.В., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск

    Саранск 2011 год

    Если ученик  в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать.

    Л.Н.Толстой

    Пояснительная записка

    Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.

    В  Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы…  самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий». Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.  Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.

    Данная программа призвана обеспечить поступательное  развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного общеобразовательного учреждения – работы по организации проектной деятельности обучающихся.

    Программа  ориентирована на основные положения и содержание программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики.

    Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам 7—10 лет, а, следовательно, способствует их общему психологическому развитию. Навыки проектного мышления востребуются в средней школе, поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в начальном звене школы.

    Актуальность проблемы:

    Актуальность темы обусловлена  лавинообразным возрастанием потока информации в современном  обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Метод проектов во многом этому способствует.

     Проектирование – процесс создания проекта - прототипа,  предполагаемого или возможного объекта /по словарю Ожегова/

     Проект (лат) – брошенный вперёд, - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Цель: Создание условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся,  способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

    Главная идея: Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

     Задачи программы:

    1. Формирование у учащихся:

    навыков  взаимодействия с  другими людьми,  адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности, представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению,  важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе,  умений  организационного  и  исследовательского характера, представления о себе,  как о человеке с большими возможностями  развития.

    2. Ознакомление учащихся:

    с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований, с разными формами коммуникации, с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.

    3. Развитие у учащихся:

     эмоционально-волевой сферы, навыков коллективной проектной деятельности,

    социально-психологических качеств личности.

    В рамках проведения программы создаются  условия для: снижения тревожности,   выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий, развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

    Продолжительность образовательного процесса 1 год.

    Форма занятий - внеурочная. Режим занятий  - 1 раз в неделю. Программа предназначена для учащихся  2-4 классов.

    Ожидаемые результаты обучения:

    Учащийся должен  уметь адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает необходимость формирования   у обучающихся  современных ключевых компетенций:

    общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.

    В процессе обучения используются следующие методы, приёмы и формы: праздники, игры, викторины, беседы, конкурсы. Форма проверки результатов освоения программы по первому году обучения: выставки работ, создание коллекций, оформление стендов.По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.

    ВЫВОД: Проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

    1. Проектная деятельность  повышает интерес к учебе.
    2. Стимулирует исследовательские навыки учащихся.
    3. Меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового.

    Тематическое планирование

    п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    Из них

    Время проведения

    теоретических

    практических

    1 раздел: «Учимся делать открытия »

    1.

    Знакомство с проектной деятельностью.

    2

    1

    1

    2.

    Наша школьная газета.

    5

    -

    5

    3.

    Зеркало здоровья.

    4

    -

    4

    4.

    Секреты здоровья наших бабушек.

    2

    2

    2 раздел: «Наша речь»

    1.

    Театр мимики и жеста.

    1

    -

    1

    2.

    Рисуночное письмо другу.

    2

    1

    1

    3.

    Буквы из различных материалов.

    2

    -

    2

    3 раздел: «Алфавит в нашей жизни»

    1.

    Мы – читатели.

    2

    1

    1

    2.

    Театр живых букв.

    2

    -

    2

    3.

    Азбука на пальцах.

    1

    -

    1

    4.

    Об имени тебе моём…

    2

    -

    2

    4 раздел: «Мы живём среди людей»

    1.

    Я – ученик.

    1

    -

    1

    2.

    Дорога и я – верные друзья.

    1

    -

    1

    3.

    Если добрый ты…

    1

    -

    1

    5 раздел: «Люди и их занятия»

    1.

    Я хочу стать…

    2

    2

    2.

    С Вас берём пример.

    2

    2

    3.

    Мои увлечения.

    2

    -

    2

    Итого:                                                                34             3          31

    Основное содержание программы

    1 раздел.

    (13 часов)  Знакомство с проектной деятельностью  ( просмотр презентации). Создание проектов:  «Наша школьная газета» (создание  и  выпуск  макетов  номеров классной  газеты), «Зеркало здоровья» (проектирование  стенда «Наши спортивные достижения»),  «Секреты здоровья наших бабушек» (по материалам экскурсий «В гостях у бабушки», сбор «рецептов Здоровья»)

    2 раздел.

    (5 часов) Создание проектов: «Театр мимики и жеста» (изготовление театральных масок, костюмов  для постановки  пьесы ), «Рисуночное письмо другу» (заочное путешествие к истокам письменности),  «Буквы из различных материалов» ( акция  для первоклассников «Ты эти буквы заучи!»)

    3 раздел.

    (7 часов) Создание проектов: «Мы - читатели» (ролевая игра «Я - библиотекарь»), «Театр живых букв»  (инсценировка произведений С.Я Маршака),  «Азбука на пальцах» ( заочное  путешествие в «Страну, где шума нет, где звуки не слышны» ), «Об имени тебе моём…»  ( выпуск классного сборника «Наши имена»)

    4 раздел.

    (3 часа) Создание проектов:  « Я - ученик »  ( составление сборника правил поведения, общения  в классном коллективе),  «Дорога и я – верные друзья» (деловая игра с представителями  ГИБДД),   «Если добрый ты… » (проект исследования нравственных  качеств учащихся в начальной школе)

    5 раздел

    (6 часов) Создание проектов:  «Я хочу стать…»   ( выпуск альбома  «Все работы хороши – выбирай на вкус», « С Вас берём пример» ( создание стенда «Профессии наших родителей»,  «Мои  увлечения» (презентация устного журнала)

    Список литературы

    1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика /  В.С. Безрукова. -Екатеринбург, 1996.

    2. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. / А.В. Бычков.– М.: 2000.

    3. Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования. / Дж. К. Джонсонс.- М.: 1986. - 326с.

    4. Жак , Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. / Д. Жак.- Мн.: Пропилеи, 2001.- 121—140с.

    5. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. -2005.- N  9.- С.18-25

    6. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - N 2. – С.13-16

    7. Матяш, Н.В.  Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. /  Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2004.

    8. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности./ Т.Д. Новикова// Народное образование.- 2000. N 8- С.151-157

    9. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. / Н. Ю.  Пахомова // Учитель.- N 4. 2000.- С. 52-55

    10. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

    В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках - экскурсиях в начальной школе

    Презентация педагогического опыта по использованию разнообразных форм и приёмов работы с детьми в формировании научно – исследовательских компетенций  на уроках – экскурсиях в начальной школе....

    Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

    Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

    Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

    Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

    Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

    Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....

    Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

    Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...