Главные вкладки

    Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
    статья по теме

    Карпова Тамара Васильевна

    Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    III Научно-исследовательская учительская конференция

    МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)

    Тема: «Формирование навыков проектно-исследовательской

    деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения

    во внеурочной и классной деятельности».

     

    Выполнила

      учитель начальных классов

     Карпова Тамара Васильевна

    г. Оренбург

                                                        2013г.

    Формирование навыков проектно-исследовательской

    деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС 2-го поколения

    во внеурочной и урочной деятельности.

    Доклад.

    В рамках ФГОС 2 поколения –

    • Цель проектно-исследовательской деятельности:

    Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

    • Задачи:

    Формирование личностных УУД:

    • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
    • Воспитание целеустремлённости и настойчивости

    Формирование коммуникативных УУД:

    • Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
    • Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
    • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

    Формирование регулятивных УУД:

    • Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
    • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

    Формирование познавательных УУД:

    • Сбор, систематизация, хранение, использование информации (Слайд №1)

    Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. (Слайд №2)

    Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

    Задачи исследовательской деятельности: 

    • Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
    • Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
    • Обучить основам оформления работ.
    • Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
    • Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе.
    • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

      

    Этапы исследовательской деятельности: 

    • Сформулировать проблему исследования;
    • Выбор темы;
    • Актуальность;
    • Постановка цели и задач;
    • Гипотеза исследования;
    • Организация исследования;
    • Подготовка к защите и защита работы.

    Технология формирования исследовательских  умений: 

    • Развитие учебно-логических умений детей;
    • Включение заданий проблемного характера;
    • Проведение уроков-исследований.

                     У – удивление

                     У – удовольствие

                     У – удовлетворение

                     У – успешность

    Условия формирования исследовательских умений младших школьников: 

    • Целенаправленность и систематичность;
    • Мотивированность;
    • Творческая среда;
    • Психологический комфорт;
    • Личность педагога;
    • Учет возрастных особенностей

    Виды исследований в начальной школе: 

    • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
    • По месту проведения: урочные и внеурочные;
    • По времени: кратковременные и долговременные;
    • По теме:  образовательные и социальные.

    Группы исследовательских умений младших школьников 

      

    • Организационные
    • Поисковые
    • Информационные
    • Презентационные
    • Оценочные

    Дорогу осилит идущий

    • Задавать вопросы
    • Видеть проблемы
    • Наблюдать
    • Экспериментировать
    • Работать с информацией
    • Ошибаться и действовать
    • Оценивать себя

    Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно  и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.

     В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.  Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие?

    Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.  

    Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  -  процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

    Таким  образом, как отмечает  А.И. Савенков, «проектирование и исследование  -  изначально  принципиально разные  по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование  -  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).

     Проект -  более  широкое  понятие  -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.(Е.С. Попов)

     Таким образом,  исследование  -  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  -  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.

     В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:

    *развитие  познавательных  умений и навыков учащихся

    *умение  ориентироваться в  информационном  пространстве

    *умение самостоятельно конструировать свои знания

    *умение интегрировать знания из различных областей наук

    *умение критически мыслить.

         Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:

    *наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска  ее решения

    *практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

    *самостоятельную деятельность ученика

    *структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

    *использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

         Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

    Примеры тем проектов, которые можно использовать

    как во внеурочной деятельности, так и в классной.

     В рамках курса «Математика»

    Подтемы

    Примеры проектов

    Тема: Математические развлечения

    • Игры с числами.        

    • Невозможные рисунки.

    • Логические задачи.        

    • Магические квадраты.

    • Старинные задачи.        
    •  Фокусы с числами.
    • Логические игры.

    Бумажные макеты транспорта,

    бумажный домик с мебелью,

    конкурс математических развлечений, чемпионат класса по какой-либо логической игре,  математический праздник и др.

    Тема: Логические игры

    Логические игры в книгах, фильмах,

    уголки, крестики-нолики, забытые игры, морской бой, шашки, шахматы, нарды

    Книга о логических играх,

    чемпионат класса по какой-либо игре, комплекты для игр, стилизованный, оригинальный комплект шахматных фигур, коллекция одежды по шахматным мотивам

    Тема: Математика вокруг нас

    Числа в пословицах и поговорках.

    Нумерация вокруг нас.

    Измерения (что меряют, чем меряют).

    Единицы измерения в Древней Руси.

    Единицы измерения в других странах.

    Числа в спорте.

    Математика в раскрое одежды, в торговле, в строительстве, в кулинарии.

    Математика в Древнем мире.

    Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

    Макеты зданий из простых геометрических тел.

    Конкурс на самый экономный раскрой.

    Книга о математике в Древнем мире.

    Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

    Постановка по книге о числах.

    Коллекция самодельных измерительных приборов.

    Тема: Шифры

    • Способы шифрования текстов.
    • Приспособления для шифрования.
    • Шифрование местонахождения.
    • Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
    • Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
    • Передача тайного смысла в картинах.
    • Передача тайного смысла в книгах.
    • Акростихи.
    • Передача тайных посланий с помощью СМИ.

    •Знаки в шифровании.

    • Игра «Поиск сокровищ».
    • Конкурс дешифраторов.
    • Создание приспособления для шифрования.
    • Постановка по произведению о шифрах.
    • Обзор способов шифрования.

    Тема: Узоры

    Узоры в Древней Греции.

    • Узоры в Древнем Риме.
    • Узоры в Древнем Египте.
    • Узоры в Древней Руси.
    • Закономерности в узорах.
    • Узоры на зданиях.
    • Узоры на одежде.
    • Узоры на посуде.
    • Узоры на оружии.
    • Узоры в оформлении книг.
    • Магические узоры.

    • Вышивка с узорами.
    • Энциклопедия узоров.
    • Украшение класса узорами.
    • Демонстрация моделей одежды с узорами.
    • Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
    • Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
    • Исследование: «Узоры в истории нашего края».
    • Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.

    •        Программа создания узоров на компьютере.

    Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»

    Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.

    Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.

    Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

    Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

    В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

    Примерные направления проектной деятельности.

    Объект исследования: объекты и явления природы

    • Сезонные явления природы
    • Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
    • Погода своего региона
    • Минералы   и    горные   породы своей местности
    • Почвы своей местности
    • Дикорастущие растения  своего региона
    • Культурные растения своего региона
    • Местная экосистема (лес, водоем, луг)
    • Влияние факторов среды на рост и развитие растений
    • Экологические связи в природе

    • Грибы своей местности
    • Местные виды насекомых, птиц
    • Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
    • Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
    • Домашние животные вокруг нас
    • Поведение домашних животных (на конкретном примере)

    Объект исследования: деятельность человека в  природе

    • Хозяйственная деятельность людей в своём регионе
    • Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
    • Загрязнение местных экосистем
    • Правила поведения в экосистеме
    • Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона

    Природоохранная деятельность человека в своём регионе

    Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

    Объект исследования: организм человека.

    • Изменение частоты пульса в течение суток
    • Изменение температуры тела в течение дня.
    • Режим младшего школьника

    • Рациональное питание младшего школьника
    • Источники шума вокруг нас.

    Объект исследования: игры народов России и мира.

    Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

    Сезонные игры народов нашего края.

    Сезонные игры народов разных регионов России и мира.

    Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери )

    Объект исследования: семейная культура

    Моя родословная

    Наш семейный альбом.

    Рецепты домашней кухни.

    Мир наших увлечений.

    Семейные путешествия.

    Объект исследования: Россия и мир на карте.

    Имена родного края.

    История в названиях рек, морей, океанов.

    Прошлое в названиях городов России.

    Прошлое в названиях городов мира.

    Объект исследования: великие люди России и мира.

    Чьё имя носит моя улица?

    Музей моего земляка.

    Памятники города.

    Памятники столицы России.

    Примеры направлений работы над проектами.

    Тема: человек и природа

    • Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
    • Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
    • Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
    • Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
    • Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
    • Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
    • Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

    Тема: человек и семья

    • Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
    • Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
    • Пестование младенцев в культуре народов моего края.
    • Традиционные детские игрушки народов моего края.
    • Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
    • Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
    • «Старый и малый» в культуре народов моего края.

    Тема: человек и история

    • Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
    • Героический эпос народов моего края.
    • Исторические песни и предания народов моего края.
    • Мои земляки в истории России.
    • Мои земляки в культуре России.
    • Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.

     Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение»

    Тема:   малые  жанры  устного   народного  творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

    • Создание сборника пословиц и поговорок.
    • Создание сборника побасенок.
    • Создание сборника загадок.
    • Викторина.
    • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

    Тема: сказки

    •        Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
    лисе, медведе, волке).

    • Герои сказок в лепке.
    • Герои сказок в рисунках.
    • Создание костюмов для сказочных персонажей.
    • Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
    • Создание собственных сказок.
    • Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

    Тема: произведения русских поэтов XIX в.

    • Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».
    • Создание аудио альбома по произведениям русских поэтов.
    • Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.

    Тема: никто не забыт, ничто не забыто

    • Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
    • Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

    • Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?
    • В каких из этих произведений рассказывается о детях?
    • Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?
    • Как складывается судьба таких героев?
    • Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

    • Создание сборника произведений о войне.
    • Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»,

    Тема: моя Родина

    • Подготовка сборника произведений о Родине.
    • Создание коллажа «Моя Родина».
    • Подготовка читательской конференции. Темы выступлении

    • Образ Родины в картинах художников.
    • Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.
    • Образ Родины в произведениях композиторов.

    Тема: былины

    • Организация выставки книг.
    • Создание сборника былин.
    • Подготовка аудиоальбома.

    Тема: любимые писатели, герои, произведения

    • Подготовка к параду живых героев.
    • Викторина по произведениям любимых писателей.
    • Драматизация лучших фрагментов книг.
    • Создание сборника любимых произведений.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Карпова Тамара Васильевна учитель начальных классов МОАУ «Гимназия №7 » (полного дня) г. Оренбург

    Слайд 2

    « Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» (Ян Амос Каменский , основоположник дидактики, 17 век.) « Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». ( А.Дистервег ) « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». (А. Дистервег )

    Слайд 3

    Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

    Слайд 4

    Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

    Слайд 5

    Задачи исследовательской деятельности: Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании. Обучить основам оформления работ. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. Развивать коммуникативные способности, умение работать в группе. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

    Слайд 6

    Этапы исследовательской деятельности: Сформулировать проблему исследования; Выбор темы; Актуальность; Постановка цели и задач; Гипотеза исследования; Организация исследования; Подготовка к защите и защита работы.

    Слайд 7

    Технология формирования исследовательских умений: Развитие учебно-логических умений детей; Включение заданий проблемного характера; Проведение уроков-исследований. У – удивление У – удовольствие У – удовлетворение У - успешность

    Слайд 8

    Условия формирования исследовательских умений младших школьников : Целенаправленность и систематичность; Мотивированность ; Творческая среда; Психологический комфорт; Личность педагога; Учет возрастных особенностей.

    Слайд 9

    Виды исследований в начальной школе : По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные ; По месту проведения: урочные и внеурочные ; По времени : кратковременные и долговременные ; По теме : образовательные и социальные.

    Слайд 10

    Группы исследовательских умений младших школьников Организационные Поисковые Информационные Презентационные Оценочные

    Слайд 11

    Дорогу осилит идущий Задавать вопросы Видеть проблемы Наблюдать Экспериментировать Работать с информацией Ошибаться и действовать Оценивать себя

    Слайд 12

    Источники информации Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 128 с. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 93-99. Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.47-56. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 . http://festival.1september.ru/articles/565054/ http://nsportal.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole http://www.ecosystema.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС

    Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...

    Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

                  Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...

    Методическое пособие по теме самообразования:"Формирование УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС"

    Методическое пособие по теме самообразования:"Формирование УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС"...

    Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности

    Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...