Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО. Смолка Л.В.
статья

Смолка Людмила Вячеславовна

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.

Смолка Л.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smolka_l.v.docx73.52 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.

Смолка Л.В.

Приступая к работе с первоклассниками в рамках реализации ФГОС НОО, нужно чётко осознавать цель обучения учащихся  - это достижение оптимального общего развития каждого ребенка, при сохранении его психического и физического здоровья. [1,38]

Мою учебно-воспитательную работу отличает вера в каждого ребенка, в его силы. При этом я, учитываю, что развитие каждого ребенка идет неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей и субъективных факторов. Я принимаю каждого ребенка таким, каков он есть, видя в каждом неповторимую личность со своими особенностями, складом ума и характера.

 Растущая личность испытывает потребность в чём-либо,  при её удовлетворении  начинает действовать схема:                                                                                                    

                                                              Взаимодействие с окружающей

                                                                                      средой

                                        действия

                      мотивы                                                                             потребности

В процессе чего происходит усвоение личностью социального опыта и развития.

    Таким образом, я в своей деятельности опираюсь на следующие позиции  при организации учебно-воспитательного  процесса:                                                                                    

  • превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
  • перенесение акцента с преподавания на учение;
  • использование не только познавательной, но и разнообразной потребностной и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
  • ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся;
  • активизация и стимуляция процесса осмысливания учения и жизнедеятельности, выхода субъекта в субъективную позицию;
  • перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования самоуправляющих механизмов личности и способов умственных действий;
  • систематическое и последовательное формирование обще-учебных умений и навыков.

Исходя из этой позиции в своей воспитательной работе мне пришлось опираться на:

  • уровень межличностных отношений в семье (отношение родителей к ребенку и школе);
  • сформированность мотивационной сферы процесса учения;
  • особенности психического склада личности (уровней развития процессов мышления, восприятия, памяти, умения  управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
  • сохранение и укрепления психического и физического здоровья учащихся. [2,81]

В начале учебного года, по результатам мониторинга УУД «Школьный старт», формируются группы    учащихся по уровням сформированности каждого умения (планирование, оценка, анализ, синтез и т.д.) двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. Это позволяет подобрать для каждой группы детей необходимые для их развития задания, задать нужную степень самостоятельности, достичь «ситуации успеха» каждому ученику. «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней  осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий. [3,12]

Опыт моей работы показал, что умение работать вместе у учеников формируется постепенно, в процессе общения.

Общение – основа межличностных отношений, поэтому со своей стороны я стараюсь создавать доверительную атмосферу обучения, основанную на уважении личности ученика, вниманию к его внутреннему миру, т.е. личность школьника формируется не путем правил поведения , а в реальных отношениях и поступках. Мною ребятам были предложены «Законы жизни нашего класса», которые были обсуждены и единогласно приняты.

Важнейшим условием развития навыков межличностного общения является формирование диалогических отношений  в системе учитель → ученики, ученик → ученики, как основы межличностного общения. [4,121]

Первой задачей обучения, было научить детей работать в парах. Причем, пары были непостоянного состава. Состав пар менялся в зависимости от места ученика в классе и в зависимости от уровня обученности. Так, каждые две недели дети менялись рядами по вариантам, т.е. I становился VI  и т.д., что позволило ускорить процесс привыкания учеников друг к другу и способствовать сохранению зрения.

Работа в парах чаще всего проводилась на этапах уроков закрепление знаний и способов действий, важным условием такой работы было научить ребят качественно оценивать работу друг друга, аргументировать оценку. В этом большую помощь ребятам оказали речевые клише  (Я согласен..., мне кажется…, есть другое решение... и т.д.).

Наблюдение за ребятами во время такой работы позволило выявить значительные изменения в поведении детей. Они стали терпимее друг к другу, выслушивали мнение товарищей по разным вопросам, а главное поняли, что они сами, т.е. каждый может добиваться  положительных результатов в развитии.

Таким образом, межличностное общение в системах "учитель-ученики» и «ученик-ученик»  имеет следующие особенности:

Организационные:

  • Говорят все;
  • Все общаются;
  • Рабочий шум;
  • Сменное рабочее место.

Дидактические:

  • Обучение учащимися, учитель – консультант;
  • Разные темпы и материал;
  • Полная самостоятельность;
  • Сотрудничество – основа обучения;
  • Усвоение и применение максимально приближены.

Развивающие:

  • Ученик субъект + объект обучения;
  • Обучения в соответствии с индивидуальными способностями;
  • Спонтанный характер развития;
  • Ученики выступают, рассуждают, доказывают;
  • Происходит развитие способностей и взаимообучения.

Воспитательные:

  • Работает на себя и других;
  • Отношение ответственной зависимости.

Все учащиеся нашего класса ежегодно        являются победителями и призёрами конкурсов  различных уровней (более 50 дипломов) . Ещё в первом классе мои ученики увлеклись исследованием проблемы здорового питания. Они индивидуально работали над проектами о питательной ценности мёда, пользе молока группы компаний «Агро-Белогорье», которое поставлялось прямо от коров в молокоматы и было более вкусным и полезным.  В этом году мы планируем изучать полезные свойства йодированного молока производителя «Томмолоко». Наш проект по программе «Разговор о правильном питании»  занял второе место в областном конкурсе.

Таким образом, у моих учеников в процессе межличностного общения формируются положительная мотивационная потребность в обучении, в саморазвитии и самосовершенствовании себя не только в познании, но и в общении, в признании себя другими, в самовыражении.

Тот факт, что дети с удовольствием ходят в школу, испытывают потребность в общении с одноклассниками, ждут уроков, где они работают в парах и группах, знают, что помогая другим, учатся сами, даёт право признать особенности формирования межличностных отношений с целью формирования положительной мотивационной сферы учащихся оптимальными для каждого ученика в сферах общения «учитель-ученик», «ученик - ученики».

Список  литературы:

  1. А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
  2. Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология – Красноярск, 1998г
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р.Битяновой. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.  кадров (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева.) М.: Академия, 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.

Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по пр...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся....