Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.
статья

Смолка Людмила Вячеславовна

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smolka.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся.

Л.В. Смолка

МБОУ «СОШ №2 г. Строитель»

Приступая к работе с первоклассниками, нужно чётко осознавать цель обучения учащихся по системе Л.В. Занкова: - это достижение оптимального общего развития каждого ребенка, при сохранении его психического и физического здоровья.

Мою работу по системе Л.В. Занкова отличает вера в каждого ребенка, в его силы. При этом я, учитываю, что развитие каждого ребенка идет неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей и субъективных факторов. Я принимаю каждого ребенка таким, каков он есть, видя в каждом неповторимую личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Растущая личность испытывает потребность в чём-либо,  при её удовлетворении  начинает действовать схема:                                                                                                    

                                                              Взаимодействие с окружающей

                                                                                      средой

                                        действия

                      мотивы                                                                             потребности

В процессе чего происходит усвоение личностью социального опыта и развития.

 Урок в системе Л.В.Занкова строится «от учеников», т.е. учитель совместно с учениками обсуждает план урока, подводит учеников к постановке  цели и задач урока, позволяет ученикам  выбирать наиболее значимые, для него вид и форму учебного содержания. В свою очередь успешное решение трудных проблем поддерживается мощным включением методов и приемов положительного стимулирования, обращением к педагогике – сотрудничества.

    Таким образом, я в своей деятельности опираюсь на следующие позиции  при организации учебного процесса:                                                                                    

  • превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
  • перенесение акцента с преподавания на учение;
  • использование не только познавательной, но и разнообразной потребностной и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;
  • ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся;
  • активизация и стимуляция процесса осмысливания учения и жизнедеятельности, выхода субъекта в субъективную позицию;
  • перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования самоуправляющих механизмов личности и способов умственных действий;
  • систематическое и последовательное формирование обще-учебных умений и навыков.

Исходя из этой позиции в своей работе мне пришлось опираться на:

  • уровень межличностных отношений в семье (отношение родителей к ребенку и школе);
  • сформированность мотивационной сферы процесса учения;
  • особенности психического склада личности (уровней развития процессов мышления, восприятия, памяти, умения  управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
  • сохранение и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Опыт моей работы показал, что умение работать вместе у учеников формируется постепенно, в процессе общения.

Общение – основа межличностных отношений, поэтому со своей стороны я стараюсь создавать доверительную атмосферу обучения, основанную на уважении личности ученика, вниманию к его внутреннему миру, т.е. личность школьника формируется не путем правил поведения , а в реальных отношениях и поступках. Мною ребятам были предложены «Законы жизни нашего класса», которые были обсуждены и единогласно приняты.

Важнейшим условием развития навыков взаимообучения является формирование диалогических отношений  в системе учитель → ученики, ученик → ученики, как основы межличностного общения.

В своей работе я опиралась на следующие критерии развития диалогических отношений:

  1. Включенность в процесс обсуждения.
  2. Построение полных четких высказываний.
  3. Умение выразить свою мысль.
  4. Решение     задач.
  5. Суждение, мнение, несогласие, удивление.
  6. Активное отстаивание и аргументирование своей точки зрения.
  7. Своевременность реакции на вопрос.
  8. Коммуникативно–рефлексивная позиция – преобразование ответов учащихся на вопросы учителя в вопросы к автору литературного произведения (например: в жанре сказок, басен).
  9. Возникновение собственного мотива высказывания.

Первым этапом обучения детей работать вместе, было научить детей работать в парах. Причем, пары были непостоянного состава. Состав пар менялся в зависимости от места ученика в классе и в зависимости от уровня обученности. Так, каждые две недели дети менялись рядами по вариантам, т.е. I становился VI  и т.д., что позволило ускорить процесс привыкания учеников друг к другу и способствовать сохранению зрения.

Работа в парах чаще всего проводилась на этапах уроков закрепление знаний и способов действий, важным условием такой работы было научить ребят качественно оценивать работу друг друга, аргументировать оценку. В этом большую помощь ребятам оказали речевые клише  (Я согласен..., мне кажется…, есть другое решение...и т.д.).

Наблюдение за ребятами во время такой работы позволило выявить значительные изменения в поведении детей. Они стали терпимее друг к другу, выслушивали мнение товарищей по разным вопросам, а главное поняли, что они сами, т.е. каждый может добиваться  положительных результатов в развитии.

Таким образом, работа в парах  имеет свои особенности: 

  1.  В момент общения (работы) один учащихся говорит, один-слушает.
  2.  Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».
  3.  Ближайшая цель каждого участника занятий, и «ученика», и «учителя», - учить других всему тому, что он знает или изучает сам.
  4.  Деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других.
  5.  Основной принцип работы - все по очереди учат каждого и каждый всех.
  6. Совпадение личных и коллективных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
  7.  В этой деятельности развивается мотивационная ориентация содержания поисковой деятельности, организационно-процессуальная готовность учащихся.

Таким образом, межличностное общение в системах "учитель-ученики» и «ученик-ученик»  имеет следующие особенности:

Организационные:

  • Говорят все;
  • Все общаются;
  • Рабочий шум;
  • Сменное рабочее место.

Дидактические:

  • Обучение учащимися, учитель – консультант;
  • Разные темпы и материал;
  • Полная самостоятельность;
  • Сотрудничество – основа обучения;
  • Усвоение и применение максимально приближены.

Развивающие:

  • Ученик субъект + объект обучения;
  • Обучения в соответствии с индивидуальными способностями;
  • Спонтанный характер развития;
  • Ученики выступают, рассуждают, доказывают;
  • Происходит развитие способностей и взаимообучения.

Воспитательные:

  • Работает на себя и других;
  • Отношение ответственной зависимости.

            Таким образом, у моих учеников в процессе межличностного общения формируются положительная мотивационная потребность в обучении, в саморазвитии и самосовершенствовании себя не только в познании, но и в общении, в признании себя другими, в самовыражении.

Тот факт, что дети с удовольствием ходят в школу, испытывают потребность в общении с одноклассниками, ждут уроков, где они работают в парах и группах, знают, что, помогая другим, учатся сами, даёт право признать особенности формирования межличностных отношений с целью формирования положительной мотивационной сферы учащихся оптимальными для каждого ученика в сферах общения «учитель-ученик», «ученик - ученики».

Список используемой литературы

  1. А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
  2. Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология – Красноярск, 1998г
  3. Н.В.Нечаева , Н.Н.Рощина. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова. - Самара:2006г.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.  кадров (Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева.)
  5. Сартан Г.Н. Да – ответственности, нет – конфликтам!: Тренинг самостоятельности у детей. - Екатеринбург: У – Фактория. 2007г.  
  6. Селевко Г.К.  Руководство по организации самовоспитания школьников, М. , 1999.
  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.,  М.: НИИ школьных технологий 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся...

Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказ...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные ак...

Формирование потребностно-мотивационной сферы личности в учении

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условия...

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО. Смолка Л.В.

Межличностное общение как фактор формирования положительной мотивационной сферы учащихся в рамках реализации ФГОС НОО.Смолка Л.В....