Технологии развивающего обучения. Развитие речи учащихся в рамках реализации ФГОС.
статья (чтение, 3 класс) по теме
Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по правилам установленных педагогических методик. И появляется идея: нужно так построить свои уроки, чтобы дети выбирали сами, но аргументировано, что будет необходимо знать и уметь для осознания темы урока. Урок разворачивается по логике событий, дети сами определяют, какое у них будет домашнее задание (его даю по вариантам сложности), решают, как работать - в группе, в паре, самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvivayushchego_obucheniya._razvitie_rechi.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи учащихся
Особенно любимы мною уроки литературного чтения. Я стремлюсь научить видеть, переживать, слышать, присваивать текст, стараюсь сделать каждый текст эмоционально близким, а каждого автора - интересным и родственными. Для этого «пропускаем» литературный текст через различные виды искусств, задействуя все 5 органов чувств(зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Вот как происходит работа на основе полихудожественного образования над изучением произведения М.Ю. Лермонтова «Утес».
Прочитайте название произведения. Что обозначает это слово?
Выслушав ответы детей (а второклассники чаще всего не знакомы с этим словом), обращаемся к толковому словарю. Ожегов: «Утес - высокая скала», но для уточнения понятия обращаемся к этимологическому словарю (авт. Н.Ш. Шанский, Т.А. Боброва). Утес - производное от утесать «стесать». Утес буквально - «стесанная (т.е. гладкая) скала».
Смысл слова становится более понятным. Далее обращаемся к тактильным ощущениям. Для этого я предлагаю детям на ощупь определить камень, наиболее подходящей к слову скала (1 камень - гранит с гладкой стороной, другой - шершавой породы, песчаник). Дети справляются теперь уже с этим безошибочно.
Далее показываю 2 фотографии и предлагаю из них выбрать ту, на которой изображен утес. Ребята делают выбор и аргументируют его, рассказывают, как они были в горах Кавказа.
Предлагаю детям предположить, о чем может быть это стихотворение, какие события могут в нем происходить. Такие вопросы части на уроках, поэтому и ребята смело высказывают свои предположения. Не отрицаю ни одного из них, выслушиваю все ответы и, лишь потом читаю это произведение. После обмена впечатлениями, спрашиваю: «Хотите сами прочитать?»
Дети с удовольствием включаются в работу, стараясь прочитать правильно.
Затем идет работа с текстом.
Ученик читает первую строку вслух, а остальные учащиеся с закрытыми глазами рисуют картину.
Ночевала тучка золотая.
Учитель: Что увидели, какой образ представили?
Дети: Образ тучки.
На доске появляется полупрозрачная тучка.
Учитель: Почему автор называет ее тучкой?
Дети: Она маленькая. Автор показывает свою к ней симпатию. Какими приемами пользуется автор.
Учитель читает вторую строку.
На груди утеса - великана.
Дети: Появляется образ утеса. Его рисует эпитет «великан».
На доске появляется утес. Дети читают вторую и третью строки.
Учитель: Что сделала тучка? Какими словами это рисует поэт? (умчалась, весело играя). Подбери синонимический ряд к слову «умчалась» - убежала, улетела… Изменится ли от этого картина, которую мы себе представляем? и т.д.
В результате анализа и ответов на вопросы:
- Какой вы представляете тучку?
- Чем она отличается от утеса?
- Как вы думаете, это стихотворение читается в одном темпе или меняя темп?
В результате анализа дети соотносят образ утеса с сильным мужчиной, старым и одиноким, а образ тучки - с молодой, веселой девушкой.
И, когда тучка была с ним и спала, он - великан, а когда умчалась, он одиноко плачет в пустыне.
И детям теперь понятно почему - от одиночества! Понятна и идея - «Любовь!» Именно она правит миром, когда она есть - ты - великан, когда уходит - ты - «одинокий в пустыне».
После такого глубокого анализа, когда учитель задействовал все органы чувств, включая разум и сердце, дети смогут думать как автор, чувствовать как он, и тогда прочтение этого стихотворения будет идеальным.
Не остается без внимания и такой вид деятельности как иллюстрирование. Детям предлагается домашнее задание на выбор - иллюстрирование, выразительное чтение наизусть или подбор из «словаря настроений» слов, соответствующих литературному произведению «Утес» (см. приложение).
Так дети становятся участниками живого художественного события урока. Слова, звуки, движения (пластикой показывают движения тучки) возникают на глазах у детей, в живом явлении, в их воображении, переводятся на язык реальных звуков, красок, форм.
Изучая русскую народную сказку «Яичко», дети составляют картину мира представленную в сказке. Сказка помещена в главе под девизом «Смеясь, мы расстаемся с недостатками». Ведь человек, обладающий чувством юмора, жизнерадостно и оптимистично смотрит на мир, помогает себе и другим с неожиданной стороны взглянуть на жизнь, когда она обрушивается на голову какими-нибудь бедами и неприятностями. Как говорит философ Гегель «нельзя обладать диалектическим мышлением, не обладая чувством юмора».
На своих рисунках дети изображают деление МИРА на Верхний, Средний, Нижний, представляют МИР как сосуществование противоположностей по законам диалектики день-ночь, правое - левое ит.д.
Прочитав сказку, дети описывают волшебное яйцо словами из сказки: пестро, востро, мудрено, костяно. Предлагаю детям рассмотреть, потрогать настоящее яйцо, пощупать пальчиком, постучать по нему ноготком, ощутить понять смысл слова «костяно». Далее мы с ребятами рисуем яйцо и располагаем в нем героев сказки ,учитывая принадлежность героя к тому или иному миру.
В заключении учитель предлагает детям выбрать подходящее музыкальное произведение, соответствующее характеру сказки.
Далее строим график композиции произведения. По оси Х расположены этапы сюжетной «цепочки».а по оси У – эмоции: от конфликтов до кульминации.
У
Х
Несомненно, что этот график условный, но это помогает ребятам зрительно увидеть модель построения сказки.
Чтобы такие уроки «состоялись», требуется специфическая подготовка к ним. Она включает в себя глубокий анализ литературного произведения учителем до урока, подбор демонстрационного материала.
Остановлюсь подробнее на анализе литературного произведения:
1)Определяю жанр, т.к. от него зависит методика чтения произведения. Если это рассказ - то будет ряд событий и действующих лиц, если басня - то аллегория, мораль и т.д.
2) Определяю тему произведения, соотношу с ранее изученными, обращаю внимание на новизну, соотношу с названием.
3) Воссоздаю сюжет: экспозицию, завязку, развитие действий, кульминация, развязка, эпилог. Строю график произведения.
4) Анализируя композицию текста, выбираю вид чтения. Например, диалогическая композиция - чтение в лицах, нескольких сюжетных линий - выборочный, частичный пересказ.
5) Составляю описание художественных образцов произведения. Например, о персонаже: портрет, поступки, речь, отношения, характер. Подробному анализу подвергаются и образы - природа, интерьер, пейзаж и т.д.
6) Характеризую язык, авторский стиль. Для предупреждения ошибок при чтении в понимании текста намечаю слова для словарной работы, на основе этимологии, составляя синонимические ряды, обращая внимание на образность речи.
7) Формулирую идейные выводы произведения (подбираю 2-3 пословицы).
Этим кратким алгоритмом действий пользуюсь как правилом. На эту основу, как на гроздь, нанизываю «ягодки» различных методик . И, получается целый сценарий, где продуманы возможности текста и доля участия в уроке каждого ребенка.
Особое значение придаю и домашнему заданию. Помимо традиционных, таких как чтение и пересказ, предлагаю и такие:
- Выпиши из текста незнакомые слова и найди их значение в словаре.
- Найди слова, употребленные в переносном значении.
- Как одно и то же состояние природы передают разные писатели в своих произведениях? Приведи примеры.
- Подбери пословицу к данному произведению.
- Найди слова, которые волшебно преображают обычные предметы и превращают их в художественные образы. Почему эти слова обладают такой силой?
- Сочини продолжение сказки, и другие задания творческого характера.
Результат такой многоплановой работы над литературным произведением не замедляет сказываться на развитии учащегося (см. приложение), на успеваемости. Это видно из диаграммы.
Выразительно читают 94% учащихся. Темп чтения на конец 1 полугодия в 4 классе свыше 100 слов у 94% учащихся.
Работа над литературным произведением продолжается и на других уроках. Так на уроках русского языка даю задание на материале литературного произведения. Их выполняем как письменно в тетрадях, так и устно. Выполняя устные задания, работаем в книге карандашом (подчеркивание, разбор, расстановка ударения). Эту работу начинаю с первого класса, еще в букварный период обучения чтению.
Например, при ознакомлении с буквой «О»:
1)надо подчеркнуть все буквы «О», встречающиеся в строке,
2) найти слова, которые начинаются с буквы «О»,
3) найти слова, которые заканчиваются на букву «О».
Такая работа посильна как читающим, так и нечитающим детям. А помимо основной цели, преследуются и цели развивающего характера: развитие внимания, мышления, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
Далее будут задания типа:
- Расставь ударение во всех словах предложения.
- Выпиши слова с ударением на первом (втором…) слоге.
- Выпиши слова, в которых каждый второй слог безударный, подбери проверочное слово.
- Выпиши слова, которые нельзя перенести.
- Найди предложение с однородными определениями, разбери его по членам предложения и частям речи.
- Выпиши глаголы II спряжения, выдели окончания, разбери по составу ит.д.
- Запиши в поэтическую тетрадь понравившиеся фразы, сочетания слов, предложения.
На последнем задании хочу остановиться подробнее. Со своими учениками мы ведем поэтические тетради, в которые мы заносим яркие образные сравнения, описание природы (фрагменты рассказов, стихотворений) на различную тематику. Очень важно не только записать эти строки, но и уметь употреблять их в речи, для этого надо пропустить их «через себя», и лишь затем использовать их в устных ответах, при написании сочинений, описаний картин и др.
В течение года дети собирали выдержки из литературных произведений на разные темы, например, «Облака» :
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
И.Бунин.
Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга,
мешали свои цвета и формы.
М.Горький.
В небе плыли и таяли теплые дымчатые облака с золотисто-
алыми краями.
И.Бунин.
По синему небу плыли облака, словно кучи снега.
А.Толстой.
Аналогичные зарисовки дети собирали по теме «Осень», «Листопад» и др.
А этот образ создала Мостовая Елена ученица 4 класса в своем сочинении по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
«…День стоял очень теплый, красочный и нежный. Воздух был чистый, слегка прохладный. В небе облака распустили свои бело-голубые горы и как море окружили темно-синее пространство».
«Облака играли в салки» (В. Субачева).
Образы созданные Гукасян Викторией, поэтичны, самобытны, очаровательны:
Золотая осень.
Исаак Левитан известный русский художник. Он очень любил осень, часто писал осенние картины. Они у него выходили грустные. Но одна из ста осенних картин «Золотая осень» была написана яркими красками.
Стоял теплый осенний день. Воздух, который окружает всю природу, кажется, вселяет в нее особую силу. Он рассеивает лучи солнца и создает над нами голубое небо. Прелесть всей нашей природы была бы неполной без красоты неба. Оно радует глаз, вливает в душу чувство простора и свободы.
Тихая река умиротворяет душу, ласкает взор, несет живительную прохладу. Можно часами любоваться её изменчивой палитрой.
Вода не только видима, но и слышима. А деревья - березы белоствольные красавицы, красивы и стройны. Они наклонились над речкой, как будто просят от нее больше влаги, чтобы насытиться последними теплыми осенними днями.
Мне очень нравится в этой картине покой и гармония природы.
Колотилова Дарья (ученица 4 класса):
Золотая осень.
И весел звучный лес,
И ветер меж берез
Уж веет ласково
А белые березы
Роняют тихий дождь
Своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
И. Бунин
Исаак Ильич Левитан известный русский художник. Он писал грустные осенние пейзажи. Но одна из его картин была написана яркими красками. Исаак Левитан назвал эту картину «Золотая осень».
День стоял солнечный, лучезарный. Лазоревые облака плескались по бирюзовому небу. Воздух был чистый, прозрачный, как родник в лесу.
Река была нежно - голубая, как будто упитанная нежностью неба.
Березки были наряжены в золотые и лимонные платья. Как будто собрались на светский бал.
Мне кажется, что это самая прекрасная и нежная картина с изображением русской природы.
Несомненно, эти образы явились не «вдруг», этот результат ежедневной кропотливой работы, это единение различных видов искусств. (При подготовке к сочинению дети читали литературные произведения, ходили в осенние парки, рассматривали картины русских художников, слушали музыкальные творения, посетили выставку картин кубанских художников в картинной галерее).
Не всегда преднамеренно провожу такую подготовку. Иногда тему сочинения объявляю на уроке, эти сочинения на основе детских наблюдений, переживаний. Это сочинения по экскурсии (в картинную галерею, на консервный завод, в город - герой Новороссийск, на представление театр «Премьера» и др.), сочинение о друге, о домашнем животном.
Эти работы близки ребятам, их эмоции вырываются на лист бумаги. Сочинения пишутся на одном дыхании.
Мой друг.
Однажды утром родители поехали на выставку собак, чтобы купить щенка. Когда они проходили по рядам, все малыши были хорошенькие и миленькие, но маме очень понравился толстенький ротвейлер. А мы с сестрой с нетерпением ждали нового друга дома. И вот родители приехали. Мы с Софией побежали их встречать. Я и сестра увидели щенка и очень обрадовались. Назвали мы его только через несколько дней. Его кличка Мартин.
Моя собака гордая, очень игривая и весёлая. Любит погрызть палку. У Мартина гладкая и очень блестящая шерсть. Глаза – карие. У Мартина купирован хвост. Но во многих странах Европы запрещено купировать хвосты.
Я отношусь к Мартину как к младшему брату. Мне нравится с ним погулять. Выношу на улицу печенье, пряники, сухари и даю ему за то, что он даст лапу или выполнит любую другую мою команду. Когда он намусорит, я за ним убираю.
У моей собаки много любимых занятий. Мама повесит на улице бельё, а Мартюша за ночь сам «поснимает» - маме поможет, ещё и порвёт. Собаку за это ругают. А если почтальон принесёт газету, то Мартин сам достанет её и «читает» - рвёт. Вот какие шалости он затевает!
Я Мартюшу своего очень люблю, дружу с ним. Он весёлый, заводной, хотя иногда поступает не очень правильно!
Коробка Анастасия.
Каждый раз дети проявляют все больше творчества, совершенствуют свой эстетический вкус, в каждой работе чувствуется частичка детской души.
А в результате –стабильно высокий уровень качества знаний
повышение уровня наглядно - образного мышления
Умение видеть, чувствовать, сопереживать необходимо на каждом уроке, на каждом его этапе. Содержание темы урока от чистописания до подведения итогов урока. Эта целостность очень важна. Дети видят слово в различных ситуациях, образует новые слова, составляют предложения, проводят исследования, обогащают словарный запас, повышают свою речевую культуру.
В качестве материала для отработки чистописания использую во 2 классе - загадки (русские народные и авторские), в 3 классе - пословицы (русские народные, кубанские), в 4 классе - фразеологические обороты с целью развития лингвистического мышления. Знакомство с фразеологией и этимологией помогает понять историю, характер русского народа. Эта работа носит не эпизодический характер, эта работа в системе с начального этапа обучения, на различных уроках.
Фразеологический оборот «Ходить козырем» рассматривается на уроке русского языка по теме «Глагол», как элемент чистописания в рамках полихудожественного образования.
Спрашиваю у детей, что означает это выражение. Выслушиваю ответы детей. Зачастую верного варианта не бывает, т.к. подбираю обороты, которые дети в речи не используют. Рассказываю, что в Древней Руси бояре, в отличие от простолюдинов, пришивали к вороту парадного кафтана воротник, который назывался «Козырем». Этот воротник был внушительного размера, к тому же был расшит серебром, золотом и жемчугом. Козырь бросался в глаза, придавал боярам «гордую осанку». (О.Д.Ушакова. Почему так говорят. Фразеологический словарик младшего школьника).
Рассказ сопровождается показом картины А.П. Рябушкина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в государственной комнате».
Одеваю мальчику модель такого «козыря» и ребенок под «Богатырскую симфонию» А. Бородина царственной походкой вышагивает по классу.
Даю задание: образуй от фразеологического оборота глагол (козырять). Составь цепочку глаголов, изменяя его по лицам и числам
козыряю, козыряем, козыряешь, козыряете, козыряют, козыряет.
В этом фрагменте урока сочетаются полихудожественность, нестандартный способ подачи материала, развитие лингвистического мышления, речи, внимания, задействована эмоциональная сфера ребенка.
Любим мы с ребятами и уроки русского языка, полностью построенные на материале одного литературного произведения. Это могут быть «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского, «38 попугаев» Б. Заходера и др., главное, чтоб язык был интересен.
Изучая новое правило, даю задание - расскажи его как лисичка, как врач, старенькая бабушка. Дети с увлечением включаются в эту игру. Дома готовятся, создают образы, перевоплощаются и, на уроке у нас - «байкеры» в банданах, зайчишки, люди разных профессий вновь и вновь рассказывают никому не наскучившее правило. И, поверьте, каждый «артист» с нетерпением ждет своего выхода на сцену.
Каждый урок, этап урока - это провокация. Задаю провокационные вопросы, «ошибаюсь» объясняя, создаю проблему, решив которую можно найти ответ на вопрос. Это делать никогда не рано. Так встретились в упражнении слова мягкий и легкий. - Как писать? (Ведь это не парный по звонкости-глухости звук?) Предлагаю детям вспомнить, что одновременно может быть мягким и легким (вата). Представим что в ней «живут» эти слова. - Найдите вокруг себя предметы, которые всегда мягкие и легкие. Это шарфик, пух, салфетка. Важно, чтобы каждый для себя выбрал это слово, этот предмет. Они сжимают его в ладошке, прислоняют к щеке, проговаривая, что … мягкая и легкая. А когда они будут писать, обязательно вспомнят свой предмет, свой тактильный опыт и напишут эти слова правильно. Буква, слово, текст - благодатная опора для тренировки, развития внимания, мышления, памяти. И я не упускаю момент это использовать.
Вариантов этой работы так много, что лишь перечисление их займет уйму времени, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых из них .
1. Прочитай внимательно слова:
корова, камень, кино, короткий, казак, купать
- Какое слово отвечает на вопрос что делать?
- К какой части речи относится слово слева от самого короткого?
- Из скольких слогов состоит имя прилагательное?
- Назови слова с одинаковым количеством букв?
- Какое слово читается в обе стороны одинаково?
- К какой части речи относится это слово?
- Употреби второе слово во мн.числе?
- Придумай к последнему слову антоним?
2. Перед вами ряд слов. Запомни их. Приготовься отвечать на вопросы.
1)река 2)дочь 3)окно 4)дорога
- Какие слова относятся ко второму склонению?
- Назови слова, в которых 4 буквы
- В скольких словах было по две буквы о?
- Правда ли, что второе с конца слово относится ко второму склонению?
- Какое по счету существительное относится к 3 склонению?
- Правда ли, что в первом слове в предложном падеже в окончании пишется -и?
- В каком из слов есть нота? и т.д.
Такая разминка в начале урока мобилизирует, развивает психические процессы, скорость мышления.
Мне думается, что любому педагогу, наверное, не раз приходило в голову, что ученикам тесны рамки обычного урока, им просто трудно высиживать 40 минут, существовать в пространстве обычных занятий по правилам установленных педагогических методик. И появляется идея: нужно так построить свои уроки, чтобы дети выбирали сами, но аргументировано, что будет необходимо знать и уметь для осознания темы урока. Урок разворачивается по логике событий, дети сами определяют, какое у них будет домашнее задание (его даю по вариантам сложности), решают, как работать - в группе, в паре, самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе....
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)
В прошлом году в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...
Реализация коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями я...
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...
"Развитие творческих способностей учащихся в рамках реализации ФГОС" Тема самообразования на 2017-2020гг..
В данной публикации отражены основные этапы работы над темой по самообразованию. Целью работы в данном направлении является повышение качества учебных занятий на основе изучения и внедрения новых техн...