Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
статья по русскому языку

Ливенцова Ольга Викторовна

Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе с привлечением словарей и Интернет-ресурсов

(из опыта работы)

   Образование в современной школе невозможно представить без поисково-исследовательской и проектной деятельности учащихся.  Я хочу поделиться своим опытом работы в начальной на уроках русского языка.

      Практически на каждом уроке русского языка мы используем пословицы, поговорки и фразеологические обороты, отрывки из фольклорных и литературных произведений 18-19 века, где нередко встречаются устаревшие слова  (историзмы или архаизмы), т.е. слова, вышедшие из активного употребления и не всегда понятные современному человеку, а в особенности ребёнку. Но в то же время невозможно представить себе нашу жизнь без пословиц, в которых заключён глубокий смысл, опыт русского народа,  накопленный веками. Невозможно считаться грамотным образованным человеком, не зная творчества великих писателей и поэтов «золотого века» русской литературы! А ведь и в этих произведениях встречаются слова и фразы, называющие вещи и понятия, давно ушедшие из нашей жизни. Пополняется наш язык и словами, пришедшими из других языков.

И тут у нас появляется прекрасная возможность обратиться за помощью к различным словарям, энциклопедиям и справочникам. К 4-ому классу  дети уже имеют чёткое представление о том, что такое словарь, как он устроен, как в нём расположены слова, как найти в нём интересующую информацию. А также умеют работать с небольшим толковым словариком, расположенным в конце учебника русского языка, с орфографическим словарём школьника. Но с серьёзными объёмными изданиями дети столкнулись впервые. Чтобы научиться  ими пользоваться,  я решила предложить детям групповую работу. Ребята разделились на группы, каждая из которых получила задание и несколько разных книг. Для удобства  задания были даны в форме таблицы. Приведу пример:

  1. Из какой книги можно узнать, что означает выражение «бить баклуши»? Поставьте  в таблице  «+»  около этой книги:

Толковый словарь

Словарь фразеологических оборотов русского языка

А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Этимологический словарь

Словарь иностранных слов

Орфографический словарь

Словарь синонимов

Энциклопедия школьника

  1. Запишите значение этого выражения с опорой на нужную книгу. Составьте с ним предложение.

   Подобных заданий было несколько, причём интересующую информацию дети могли получить сразу из нескольких источников.

   Чтобы дети не растерялись в таком многообразии справочной литературы, мы вспомнили, какую информацию можно получить из каждой книги, рассмотрели их. Я нарочно включила в список художественную книгу, чтобы дети смогли понять отличие справочной литературы от художественных книг, а также,  что интересующую их информацию они будут искать только в справочных изданиях. И вот работа началась.  Каждая команда  хотела как можно скорее справиться со своим заданием. К середине урока ребята практически закончили выполнять задание, и теперь им предстояло рассказать другим командам,  о чём они узнали, какие предложения со своими словами составили . Так прошла вторая часть нашего исследования. Ребята слушали друг друга, задавали вопросы.

   Эта тема очень увлекла моих учеников и, увидев их неподдельный интерес, я предложила продолжить это исследование, но уже индивидуально, тем более, что они уже хорошо представляли, что надо делать. Так появился проект «Гости из прошлого». Главная цель нашего проекта – это расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса, воспитание уважения к родному слову, родному языку. Продолжался наш проект около месяца. Работа была построена по следующему плану:

  1. Выбор литературного или фольклорного произведения (отрывка), где встречаются устаревшие слова, словосочетания.
  2. Лексическое значение, этимология (происхождение).
  3. Источник, откуда была извлечена необходимая информация.
  4. Иллюстрация.

   Каждый день дети подходили ко мне с интересными идеями и находками. Очень порадовало меня то, что ребята не ограничились школьной программой, а брали для исследования слова и фразы из других литературных произведений. Многие воспользовались Интернет-ресурсами. Встречаясь в школе, мы вместе заходили на сайты, предварительно посещённые детьми, и выбирали самое важное, актуальное по нашей теме.  Я была приятно удивлена, что многие школьники не только играют в компьютерные игры, но и являются активными пользователями Интернет-ресурсов, неплохо ориентируются в поисковых системах, умеют достаточно быстро найти интересующую информацию в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальных классах (из опыта работы учителей)

Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются п...

Индивидуальный план коррекционной работы по чтению и русскому языку в начальной школе (из опыта работы)

Материал содержит пошаговый план коррекционной работы по русскому языку и чтению с неуспевающими учениками....

«Помогайки» памятки по русскому языку для начальной школы (из опыта работы)

Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложениеГрамматическая о...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"

упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...