Экологи я- предмет. Интересно или нет?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Федотова Галина Гарриевна

Материал по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология для младших школьников20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир»
на основе деятельностного подхода
к обучению

Экология – предмет.

Интересно или нет?

Федотова Галина Гарриевна,

учитель

 начальных классов

ГБОУ СОШ №1905 ЮВАО

г. Москвы

1. Организационный момент.
   Самоопределение к деятельности.
(Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; формирование положительной эмоциональной направленности учащихся «Хочу, потому что смогу»).

Давайте поговорим об «экологии»!

-- Слышали ли вы когда-нибудь такие слова: экономия, экономика, экология?

Эти слова имеют общую часть «эко» - она обозначает в переводе с греческого «дом».

        Вторая часть «логос» встречается в словах: биология, геология, зоология и др.  Можно ли догадаться, что она означает? Да, в греческом языке – это наука.

        Таким образом, экология – это наука о доме.

-- О каком это доме? Деревянном? Кирпичном? С черепичной крышей или металлической?

        Дело в том, что у каждого человека свой дом. Но один дом все-таки общий – это наша планета Земля!

        Земной шар – это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая крыша – небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех общая великанская лампа, она же печка, - Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи.  И вентилятор тоже один на всех – ветер-ветрило.

                Вот он какой –

                Светлый, прекрасный,

                Большой- пребольшой,

                Дом, где учиться тебе и расти,

                Строить, бороться,         искать и найти!

--Так давайте увидим мир глазами людей, которые стараются содержать нашу планету, Землю, в чистоте и порядке!

        II. Основная часть.
      Актуализация знаний.
(Цель: повторение  из области знаний, полученных на иных уроках, необходимое для выполнения поставленной задачи; создание проблемной ситуации).

--Какая наука самая главная?

Всякая наука оказывает людям огромную пользу, но, пожалуй, ни одна из всех не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология.

-- Чему учит эта наука?

 Именно она стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты!

-- Кто знает, как называют учёных, занимающихся этой наукой?

Учёные, которые занимаются этой наукой, называются «экологи».

III. Практическая работа.
       Постановка учебной задачи.

 (Цель: обсуждение затруднений, «почему и в каких случаях могут возникнуть эти затруднения»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить).

-- Итак, от каких слов происходит слово «ЭКОЛОГИЯ»?

Слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос», что значит дом, и «логос» – наука.

Выходит, это наука о доме. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб-моря, озёра, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.

--Легко ли жить разным существам под одной крышей?

А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто! Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. А если затеять войну между собой, то недолго, как говорится, и на воздух всему дому взлететь. Однако, Земля наша не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря – сосуществуют, и даже на пользу друг другу, хотя польза эта частенько бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, - для третьих, и так далее.

--Что изучает экология?

Вот наука экология и призвана изучать досконально, во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей «коммунальной квартиры» не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

-- Попробуем вспомнить примеры, как уживаются разные существа на нашей планете.

Если  вырубить лес – высохнет речка, звери без питья пропадут, испортиться земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода.

Или, скажем, наоборот, погонит ветер от заводов и фабрик воздух, испорченный ядовитыми примесями, на лес, и лес погибнет, а дальше – всё опять по той же скверной цепочке.

Чтобы выжить всем, надо быть внимательными друг к другу.

--Послушайте  экологическую  сказку  «Бобры и мы».

В Канаде в давние года                Едва струился ручеёк

В лесу на речке тихой                         И лес поить уже не мог.

Жила бобровая семья,                        Засохли  клёны, ели.

Не предвкушая лиха.                        И разбежались звери.

Плотины строили они,                        Но вот явился человек,

И речка небольшая                        Который понял важность рек,

Поила всех, кто рядом жил                Решил он всё поправить

В черте лесного края.                        И стал запруды ставить.

                

И птицы пели по утрам,                Поставил, а через денёк

И гризли – серый великан –                В ней сделал дырку ручеёк.

Гулял там без опаски.                        Строитель дырку залатал,

И было всё, как в сказке.                А ручеёк опять прорвал.

И люди приходили в лес,                Ах! Как помощники нужны!

И дань добычей брали,                И осенило тут – бобры!

Но никогда баланс тех мест                Не говоря ни слова,

Они не нарушали.                        Всё сделают толково…

Потом другие вслед пришли,                И первозданная краса

Кому всё было мало.                        Вернулась в дикие леса.

Бобров потомство извели.

И красоты не стало…

-- Как вы думаете, какое живое существо сильнее всех на свете?

Человек – самое могущественное из всех живых существ. Он больше других вмешивается в дела земного дома.

Но если, с одной стороны, общечеловеческий разум достигает огромных высот и даже выводит человека в космос, то с другой стороны – разум отдельных людей, и, к сожалению, таких много, продолжает оставаться на довольно низкой ступени развития.

В результате человек совершает ошибки, иногда не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой

IV. Итог урока.
     Рефлексивная деятельность.
( Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса).

--Так что же это такое – экология, о которой сейчас так много говорят дома и в школе, в газетах, по радио и телевидению? Власти тратят средства на борьбу с экологическими катастрофами, люди мечтают покупать экологически чистые продукты, и все вместе уговаривают друг друга не нарушить экологическую среду?

Это интересная наука!

Давайте задумаемся: как же научить людей не наносить вред среде своего обитания?

Нам помогут книги, журналы. Экскурсия в лес подтвердит наши  догадки. А в Музее леса детям расскажут, какую пользу приносят деревья, животные, но как беззащитны они перед человеком…

Многие дети уже стали активными участниками экологический программы.

Девизом своей работы давайте выберем  слова:

«Да сохранится ШАР ЗЕМНОЙ!»

Мы предлагаем вам создать экологические проекты и принять участие в школьном экологическом спектакле, пригласив на его просмотр учащихся нашей школы и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Культура и экология - будущее России"

Тема урока: Экология и культура -  будущее России.Цели урока: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном ...

Презентация для начальной школы по экологии "Интересные факты о животных России".

Красочная презентация познакомит детей с некоторыми фактами о животных....

Презентация урока "Мир глазами эколога" по предмету Окружающий мир, 4 класс по программе "Школа России"

Презентация урока предназначена для изучения материала по теме урока....

Изучать сказки- это интересно! Интересные факты про сказки

1.Многие русские слова имеющие в составе букву «Ф» позаимствованы из других языков. Александр Сергеевич Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно ...

Интересные способы, как рассказать детям об экологии

В статье я хотела с вами поделиться своими рецептами, как можно естественным образом рассказывать детям об экологии....

Рабочая программа по предмету "Естествознание. Азбука экологии" для 1 класса

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по...

Рабочая программа по предмету "Естествознание. Азбука экологии" для 2 класса

Цель курса: формирование у детей эмоционально положительного отношения к природе и навыков экологичного поведения; воспитание чувства ответственности за свои действия в природе....