Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Цивилева Людмила Александровна

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по системе " Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma._okr._mir_2_klass.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

        ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 2 класс.        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                   Нормативные документы:

  1. Закон об образовании.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

          ( постановление Правительства РФ от 07.02.11г. № 61)

  1. НОШ   « Наша новая школа» ( утверждена президентом РО Д, А, Медведевым от 04.02.10 приказ № 271

 Рабочая программа по курсу окружающего мира разработана на основе  примерной  основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» по курсу «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы в образовательной системе «Школа 2100», авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин., рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального  общего образования 2010 года (Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ Начальная школа. - М. :  Баласс, 2010)и обеспечена учебниками окружающего мира «Наша планета Земля» для 2 кл.,авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.2005).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Актуальность программы обусловлена изменением взглядов и интересов современных школьников и знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития  личности ученика средствами курса окружающего мира. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место  каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Программа составлена с учетом принципов взаимодействия личности и коллектива,  мотивированности, психологической комфортности, принцип образа мира, смыслового отношения к миру,  доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель программы «Окружающий мир»  — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

 Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания.

Задачи:

Образовательные: овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, научить  осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Развивающие: формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Воспитательные: освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, правила здорового образа жизни.

Валеологические: создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся. Применять все в соответствии СанПиНом

                                      Характеристика предмета

Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Часы по усмотрению учителя – 5 ч.

                                                        Ведущие принципы

Принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Условия реализации программы, с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.

Организация образовательного процесса

Программа будет реализована при условии занятий с детьми в соответствии с предъявляемыми требованиями:

- применение разнообразных методов и средств обучения;

- поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности детей;

- целесообразное расходование времени урока;

- высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и учащихся;

- дифференцированный и индивидуальный подход к детям;

- практическая значимость полученных знаний и умений.

Необходимо создание благоприятной атмосферы во время учебных занятий, оборудование кабинета должно соответствовать требованиям СанПИНа, дети должны знать требования техники безопасности.

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится:

Всего:                                                68 часов в учебный год (2 часа в неделю)

В том числе:

- на написание контрольных работ -                5 часов

- на написание проверочных работ -                13 часов (10-15 мин)

- на проведение практических работ -                

- на проведение экскурсий -                        3 часа

- на ОБЖ-                                                3 часа.

На основании приказа МО и науки РФ от 19 октября 2009 г №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования по курсу «Окружающий мир»:

- на ПДД-                                                1 час.

Важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира:

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему нас миру.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания. Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Традиционно для учебников «Школы 2100» использован принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики.

Программное содержание  курса.

2-й класс

«Наша планета Земля» (68 часов)

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Количество

часов

Введение

4

Земля и солнце                                          

16

Глобус и карта                                        

8

Формы земной поверхности                        

7

Земля – наш общий дом                                  

11

Части света                                          

10

Наша маленькая планета Земля                        

3

Правила безопасности дорожного движения

1

Повторение изученного материала                

4

Часы по усмотрению учителя                        

5

68

В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Коммуникативные компетенции. Включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

объяснять влияние притяжения Земли;

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

наблюдать за погодой и описывать её;

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Основные результаты изучения курса к концу 2-го класса.

Учащиеся должны знать:

– элементарные сведения о трех состояниях вещества;

– что Земля имеет форму шара;

– что горизонт – воображаемая линия;

– основные стороны света;

– элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);

– закон всемирного тяготения;

– связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;

– как себя вести при грозе;

– основные этапы круговорота воды в природе;

– элементарные сведения о погоде;

– что глобус – модель Земли;

– условные обозначения глобуса и карты;

– части света, материки и океаны;

– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;

– основные природные зоны;

– географические закономерности размещения хозяйства людей;

– политическую карту, крупнейшие страны и города;

– части света и их основные особенности;

– о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.

Учащиеся должны уметь:

– использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

– различать утро, день, вечер и ночь;

– различать времена года по основным признакам;

– уметь пользоваться календарем и часами;

– показывать линию горизонта;

– определять стороны горизонта при помощи компаса;

– описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

– определять температуру с помощью термометра;

– владеть элементарными приемами чтения карты

(определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

– показывать на карте части света, материки и океаны;

– уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

– показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

– распознавать ландшафты основных природных зон;

– перечислять порядок их расположения на планете;

– находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;

– находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;

– беречь богатства природы в повседневной жизни;

– уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Связь программы с имеющимися со смежными дисциплинами

      Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации  межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии

и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению  окружающего мира.

                                Программное и учебно-методическое обеспечение курса.

Автор

Название

Издательство

Год издания

Когда и кем утверждено, рекомендовано.

Программное обеспечение.

Вид программы

Образовательная система

«Школа 2100».

Дошкольная подготовка. Начальная школа.

Москва:

Баласс

2010

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов А.С. Раутиан С.В. Тырин

Программа по окружающему миру для четырехлетней начальной школы.

Москва:

Баласс

2010

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Учебно-методическое обеспечение.

Учебники

А.А. Вахрушев Д.Д. Данилов А.С. Раутиан С.В. Тырин

Наша планета Земля

2 класс, 1,2 части.

Москва:

Баласс

2010

Заключения РАО (№ 01-98/5/7д от 06.08.2007),

АПК и ППРО

(№ 614 от 26.07.2007).

Рабочая тетрадь

Вахрушев А.А.

Самостоятельные и контрольные работы.

2 класс

Москва:

Баласс

2010

Заключения РАО (№ 01-98/5/7д от 06.08.2007),

АПК и ППРО

(№ 614 от 26.07.2007).

Методическое пособие

А.А. Вахрушев

О.В. Бурский

А.С. Раутиан

Наша планета Земля

2 класс.

Москва:

Баласс

2010

Г О Д О В О Й    П Л А Н.

Учебная четверть.

Количество часов в четверти.

Теоретическая часть программы.

Количество часов на тему по программе

Практическая часть программы

I

16

ВВЕДЕНИЕ

ЗЕМЛЯ И СОЛНЦЕ

4

16

Проверочная работа №1, 2, 3, 4

Контрольная работа №1, 2

ОБЖ -1

II

10

ГЛОБУС И КАРТА

ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

8


2

Проверочная работа №5,6

III

20

ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

ЧАСТИ СВЕТА

5

11

4

Проверочная работа №7, 8, 10

Контрольная работа №4

IV

18

ЧАСТИ СВЕТА

НАША МАЛЕНЬКАЯ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПОВТОРЕНИЕ

6

3

1

4

Проверочная работа №11, 12, 13,

Контрольная работа №5

Экскурсия «Формы земной поверхности»

Экскурсия «Знакомство со своей природной зоной»

ОБЖ-2

ПДД-1

64

64


В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема.

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Оборудование

Форма и содержание проверки знаний

Домашнее задание  

план

факт

1 четверть (16 часов).

Введение

4

1

2

3

4

Как мы будем учиться.

Общие слова – понятия.

Из чего состоят все предметы.

4

Вводный урок.

Урок изучение нового.

Закрепление знаний.

Знать структуру новой учебной книги, её содержание. Уметь пользоваться книгой.Знать различия живой и неживой природы; элементарные сведения о трех состояниях веществ. Уметь  отличать предмет от вещества, из которого он состоит.

Мел, кусок железа и дерева, вода в стакане, пробирке, блюдце, чайник с горячей водой и т.д.

Текущий  контроль.

Устный опрос.

Проверочная работа №1 (10 мин).

Часть 1.




С.3-8, №8

Земля и солнце.

13

5

6

Природные часы.

Календарь и компас.

2

Введение новых знаний.


Практикум.

Знать, что такое горизонт, линия горизонта; основные стороны горизонта, расширение горизонта; устройство компаса. Уметь ориентироваться по компасу, по Солнцу, по признакам в природе, пользоваться календарем и часами, показывать линию горизонта.

Часы, календарь, солнечные часы, компас; таблицы « Стороны света», «Определение сторон света по компасу, Солнцу и местным признакам»

Текущий  контроль.


Устный опрос.


Практическая работа с компасом.

С.12, №4-5.

Работа над ошибками, с.4

7

8

Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли.

2

Введение новых знаний.


Обобщение.

Знать:

-Земля имеет форму шара; глобус – модель Земли; воображаемая ось, земная ось.

Глобус, иллюстрации «Вид Земли из космоса», мяч, «Схема солнечной системы», рисунки созвездий.

Текущий  контроль.


Устный опрос.

С.15

9

Контрольная работа.

1

Контроль.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Тематический контроль.

Контрольная работа №1.

10

11

Земля в космосе.

Всемирное тяготение.

2

Введение новых знаний.


Закрепление знаний.

Знать, что Земля – планета Солнечной системы, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды); закон всемирного тяготения и его проявления; имя великого английского ученого И.Ньютона, открывшего этот закон.

Предмет на веревке, таблица «Схема солнечной системы», мяч, стакан с водой.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Текущий  контроль.

Устный опрос, кроссворд, тест.


Проверочная работа №2,3.

С.18-25, №3-5 (изготовить лампу и мяч)

12

13

Смена дня и ночи.

Смена времен года.

2

Введение новых знаний.

Введение новых знаний.

Знать значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси, и её вращением вокруг Солнца; последовательность событий в течение  суток. Уметь различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам

Таблица «Суточное вращение Земли», глобус, лампа. Игрушка волчок. 2 полотенца для опыта.

Текущий  контроль.

С.32 №6

Проверочная работа №4.

С.31-41.

С.38, №6

14

15

16

Где на Земле теплее.

Погода и климат.

Памятка для путешественника (ОБЖ)

3

Введение новых знаний.

Введение новых знаний.

Обобщение.

Знать, что такое «тепловой пояс», погода климат; зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете; устройство термометра. Уметь описывать погоду, определять температуру с помощью термометра.

Глобус, лампа, рисунки природы холодного, умеренного и жаркого поясов, карта полушарий.

Текущий  контроль.

С.44 кроссворд.

С.49, №6,7

С.42-46, №8

17

Земля и солнце. Контрольная работа.

1

Контроль.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Тематический контроль.

Контрольная работа №2

С.58

Глобус и карта

8

18

19

План и карта.

2

Введение новых знаний.

Практикум.

Знать элементарные приемы чтения карты; условные обозначения на карте и плане.

Разнообразные планы и карты.

Текущий  контроль.

Практическая работа «План класса»

С.60-63, рисунок «Вид из космоса»

20

21

Глобус и карта.

2

Закрепление знаний.

Обобщение

Знать элементарные приемы чтения карты; условные обозначения на карте и глобусе.  Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины).

Глобус, карта полушарий, развертка глобуса, апельсин, листы бумаги.Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Текущий  контроль.

Проверочная работа №5.

С.64-67.

22

23

Что изображают на карте.

2

Введение новых знаний.

Урок-путешествие

Знать элементарные приемы чтения карты; условные обозначения на карте и глобусе.  Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины).

Карта полушарий, муляж местности, рельефная карта.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Текущий  контроль.

Проверочная работа №6.

Чтение маршрутной карты.

С.73-75

24

25

Материки и океаны.

2

Введение новых знаний.

Закрепление знаний.

Знать части света, материки и океаны (общее представление). Уметь показывать на карте материки и океаны.

Карта полушарий глобус.

Текущий  контроль.

Кроссворд.

С.78

Формы земной поверхности

7

26

27

23.12

16.12

Реки и озёра.

2

Введение новых знаний. Закрепление знаний.

Знать характерные особенности рек (исток, устье, берега и т.п.), причины течения рек, их полноводности. Уметь находить и правильно показывать на карте крупные реки России и мира.

Карта полушарий глобус, рисунки рек, в том числе паводок, сообщающиеся сосуды. Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Текущий  контроль.

Проверочная работа №6 (2-я часть).

Часть 2




С.1-2

28

29

25.12

18.12

Равнины и горы.

2

Урок изучение нового.

Комбинированный урок.

Знать определение понятия «равнина», отличительные особенности от других форм поверхности. Уметь находить равнины на карте.

Карта полушарий глобус, рисунки природы равнин.

Текущий  контроль.

Проверочная работа №7.

С.11-13

30

31

Моря и острова

2

Введение новых знаний.

Комбинированный урок.

Знать  особенности островов и полуостровов. Уметь находить, показывать и называть крупные острова и полуострова на карте. Знать  особенности морей. Уметь находить, показывать и называть  моря на карте.

Иллюстрации тропических островов, карта, контурная карта. Глобус, коралл, иллюстрации морских обитателей, дары моря, шланг с воронкой и банка с водой.

Текущий  контроль.

Уплотненный опрос.

Проверочная работа №8.

С.25-33.

Подготовка к контрольной работе.

32

Контрольная работа

1

Контроль.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Тематический контроль.

Контрольная работа №3

Земля – наш общий дом.

11

33

34

Экологические системы.

2

Введение новых знаний.

Комбинированный урок.

Знать, что такое экосистема, законы экосистемы. Уметь объяснить взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Иллюстрация, таблицы различных экосистем и их обитателей, схема «Компоненты экосистемы».

Текущий  контроль.

Проверочная работа №9.

С.35-41

35

Природная зональность.

1

Введение новых знаний.

Знать основные природные зоны, смену природных зон на поверхности Земли. Знать растительный и животный мир природных зон. Уметь показывать на карте природные зоны, перечислять порядок их расположения.

Карта природных зон, рисунки различных природных зон, рисунки растений и животных.

Текущий  контроль.

Устный опрос фронтальный.

С.42-44

36

Природные зоны холодного пояса.

1

Введение новых знаний.

Знать зоны холодного пояса, особенности зон холодного пояса: пейзаж, климат, природные условия, растительный и животный мир.

Карта природных зон, рисунки природных зон, рисунки растений и животных.

Текущий  контроль.

Индивидуальный  опрос.

С.45-47

37

Леса умеренного пояса.

1

Введение новых знаний.

Знать особенности зоны лесов (тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса).

Карта природных зон, рисунки природных зон, рисунки растений и животных.

Текущий  контроль.

Тест.

Блиц-опрос.

С.49-55

38

Засушливые зоны умеренного пояса.

Хрупкая природа степей и пустынь.

1

Урок-путешествие.

Знать зоны умеренного пояса, их особенности: пейзаж, климат, природные условия, растительный и животный мир.

Знать особенности климата степи, полупустыни, пустыни.

Карта природных зон, рисунки природных зон, рисунки растений и животных.

Текущий  контроль.

Составление памятки.

Тест.

С.56-61

39

Засушливые  зоны жаркого пояса.

Тропические леса.

1

Введение новых знаний.

Знать зоны жаркого пояса, их особенности: пейзаж, климат, природные условия, растительный и животный мир.

Знать особенности климата тропических лесов.

Карта природных зон, рисунки природных зон, рисунки растений и животных.

Текущий  контроль.

Работа в группах.

Тест.

С.63-69

40

Горные экосистемы.

1

Урок-поиск.

Знать особенности климата, растительного и животного мира гор. Знать, что высотная поясность – закономерная смена природных условий по мере подъема в горы.

Карта, иллюстрации, гербарий, рисунки природных зон, рисунки растений и животных.

Текущий  контроль.

Проверочная работа №9.

С.70-72.

Сообщения по теме след урока.

41

Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы.

1

Усвоение новых знаний.

Знать признаки землетрясений, способы спасения, сигналы бедствия. Знать природные катастрофы: наводнения, ураганы, лавины, оползни и др.

Иллюстрации, видеоролики с природными катастрофами.

Текущий  контроль.

Сообщения.

Фронтальный опрос.

С.22-23, 74-77

42

Люди, города и страны.

1

Введение новых знаний.

Иметь представление о человечестве. Знать, что человек-член общества; о влиянии деятельности человека на природу. Знать и уметь показывать на карте крупнейшие страны и города.

Рисунки хозяйства человека в различных природных зонах. Слайд-шоу крупнейших стран и городов.

Текущий  контроль.

Беседа.

Проверочная работа №10.

С.1-6

43

Земля – наш общий дом. Контрольная работа.

1

Контроль.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Тематический контроль.

Контрольная работа №4

Части света.

12

4445

Путешествие тучки по Европе.

2

Введение новых знаний.

Урок-путешествие.

Знать  страны Европы, население этих стран, их достижения. Уметь показывать на политической карте основные страны и государства, части света; основные географические объекты на физической карте в разных частях света.  

Карта. Слайд-шоу: страны, флаги стран; рисунки продуктов, упаковки.

Текущий  контроль.

Практическая работа.

С.13-17

4647

Азия: по следам путешественников.

2

Введение новых знаний.

Урок-путешествие.

Знать  особенности географического положения, страны и природу Азии, население  этих стран, их достижения. Уметь показывать Азию на карте; работать с разными видами карт.

Иллюстрации, рисунки по теме.

Текущий  контроль.

Устный опрос.

Показ на карте.

С.21-25, №4

4849

31.03

02.04

Африка.

Путешествие к африканским животным.

2

Введение новых знаний.

Урок-путешествие.

Знать  особенности географического положения, страны и природу Африки, население  этих стран, их достижения. Уметь показывать Африку на карте; работать с разными видами карт.

Иллюстрации, рисунки по теме.

Текущий  контроль.

Устный опрос.

Показ на карте.

С.26-31

5051

07.04

09.04

Америка.

Северная Америка и Южная Америка.

2

Введение новых знаний.

Комбинированный урок.

Знать  особенности географического положения, страны и природу Америки, население  этих стран, их достижения. Уметь показывать Америку на карте; работать с разными видами карт.

Иллюстрации, рисунки по теме.

Текущий  контроль.

Тест.

Работа с картой.

С.33-38.

Х. Колумб (биография)

5253

Австралия и Антарктида.

Животный мир Австралии и Антарктиды.

2

Введение новых знаний.

Урок-путешествие.

Знать  особенности географического положения, страны и природу Австралии и Антарктиды, население  этих стран, их достижения. Уметь показывать их на карте; работать с разными видами карт.

Карты, рисунки животных, портреты первооткрывателей.

Текущий  контроль.

Фронтальный опрос.

Проверочная работа №11.

С.40-45

5455

Россия – наша Родина.

Моя Родина.

2

Введение новых знаний.

Комбинированный урок.

Знать названия  своей страны, города, края. Уметь ориентироваться по карте. Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации.

Карты России, Красноярского края,  рисунки, портреты, предметы народных промыслов.

Текущий  контроль.

Работа с картой.

Проверочная работа №12.

С.43-48

Наша маленькая планета Земля.

3

56

Берегись животных!

1

Комбинированный урок.

Знать опасности, возникающие при общении с животными. Знать и уметь применять правила ОБЖ.

Иллюстрации, сюжетные картинки.

Текущий  контроль.

Блиц-опрос

С.53-54

57

Наша маленькая планета Земля.

1

Урок-дискуссия.

Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Уметь беречь природные богатства в повседневной жизни.

Рисунки, иллюстрирующие предметы положительного и отрицательного отношения человека к природе,

Текущий  контроль.

Блиц-опрос

С.55-57

58

Контрольная работа.

1

Контроль.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала.

Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Уметь использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ.

Тематический контроль.

Контрольная работа №5.

Правила дорожного движения

1

59

Правила дорожного движения

1

Знать опасности, возникающие на проезжей части дороги. Знать и уметь применять правила ПДД.

Повторение.

4

6061

Формы земной поверхности.

Знакомство с природой своей природной зоны.

2

Урок - экскурсия.

Урок - экскурсия.

Знать характерные особенности земной поверхности и природной зоны своей местности. Уметь ориентироваться по различным признакам.

Карта, план.

Текущий  контроль.

Блиц-опрос

6264

Твой маршрут в страну знаний.

Здравствуй, лето!

2

Обобщение знаний.

Знать правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи. Знать и уметь применять правила ОБЖ.

Тематический   контроль.

Блиц-опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

рабочая программа окружающего мира для 3 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)

Свидетельство проекта инфоурок  (Рабочая программа окружающему миру)...