конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Просвирнина Наталья Петровна

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Наши помощники – органы чувств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organy_chuvst_sentyabr.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наши помощники – органы чувств.

Цель урока: 1) дать учащимся представление о роли и специфике органов чувств;
                     2) формировать представления учащихся о значении органов чувств в познании окружающего мира;
                     3) воспитывать любовь к музыке, окружающему миру, чувство прекрасного, бережное отношение учащихся к своему здоровью, работать над развитием коммуникативных навыков и устной речи учащихся.

1. Оргмомент

Прозвенел уже звонок –
Начинается урок!

2. Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит, как следует потрудиться, чтобы узнать  новое и интересное. От вас потребуется внимательно слушать, активно участвовать в наших исследованиях, принимать самостоятельные решения.

На прошлом уроке мы узнали, что человек, как живой организм, имеет такие особенности, которые отличают его от неживого предмета. Человек дышит, питается, двигается, растёт. Люди отличаются от других живых организмов тем, что умеют мыслить, говорить, придумывать что-то новое. Природа дала вам физические качества- рост, цвет глаз и волос, строение тела и различных органов, которые работают слаженно. Всё  это вместе образует организм человека.

    А знаете ли вы,  какие  органы   помогают нам  в познании   окружающего мира?

(ученики высказывают свои предположения: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать…)

- Все ли согласны?  У кого другое мнение?

- Как вы думаете, что мы можем сегодня изучать на уроке? Кто догадался?  (органы чувств)

Совершенно верно, эти помощники – наши глаза, уши, нос, язык, кожа. А кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти органы?  (Это - органы чувств)

Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире

III. Открытие новых знаний. Исследовательская деятельность .Работа по теме урока.

  1. Беседа о глазах – органе зрения.

- Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор?

         Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. (глаза)

Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке?   (мяч)

- Какой он формы?   Какого размера?  Какого цвета?

- Какой орган вам помог в данном опыте?     (глаза)

- Глаза – орган зрения (вывешивается карточка на доску)

- Что мы можем определить с помощью зрения? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)

   Зрение-способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

-Особенно хочу заострить ваше внимание на проблеме зрения.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы зрение не ухудшалось?

-Прослушайте сообщение о том, как сберечь свое  зрение.

1 ученик. Орган зрения – глаза надо беречь особенно, так как именно глаза в большей степени, чем другие органы чувств, дают нам возможность знакомиться с окружающим миром. Поэтому надо беречь глаза от повреждений и травм, от попадания в них посторонних предметов. При попадании в глаза пыли, их надо осторожно промыть водой. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с острыми, колющими и режущими предметами. При письме и чтении нельзя близко наклоняться над книгой или тетрадью. Если требуется – надо носить очки, которые пропишет врач.

2) Беседа об ушах – органе слуха.

Загадка:  У зверушки – на макушке-

                А у нас – ниже глаз.

Сейчас я предлагаю вам провести некоторые исследования и поработать .

- Проведём следующий опыт: закройте глаза.

(учитель хлопает в ладоши)

- Что произошло?  Продолжаем опыт.

(учитель рвёт бумагу)

- Что произошло сейчас?   Как вы догадались?   (услышали)

- Какой орган вам в этом помог?   (уши)

- Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску)

- Что различаем, благодаря органу слуха?  

(звуки, речь, голоса)

    Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха обедняет мир человека  лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

                                       Береги уши

  1. Регулярно мыть уши
  2. Не ковырять в ушах спичками и др предметами
  3. Сильный шум, громкая музыка портят слух.
  4. Если вы почувствовали боль в ухе – обратитесь к врачу.

  1. Беседа о носе – органе обоняния

     Загадка: Между двух светил в середине я один. (нос)

 Проведём опыт: учитель брызгает духами (появился запах духов) (вызывается ученик)

- Какие у тебя возникли ощущения?

- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса? (нет)

- А какой орган помог тебе почувствовать запах?

- Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)

                          Обоняние – способность человека чувствовать запахи.

                                        Работа по учебнику с. 19-20

  1. Беседа о языке – органе вкуса.

  Загадка: Всегда во рту, а не проглотишь.

- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- А что для этого нужно сделать?  (нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

           (вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов?

(отвечает)

- Какие ещё качества пищи различает язык?

(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

- Что происходит?  (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

- Почему так произошло?

- У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

                           - Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)

                                            Работа по учебнику с. 21-22

  1. Беседа о коже – органе осязания.

- Проведём последний опыт.   (вызывается ученик)

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?  (кожа)

- Кожа – орган осязания. (вывешивается карточка на доску)

Орган осязания – кожа – это наружный покров тела человека. Она всегда должна быть чистой. Для этого каждый человек должен каждую неделю мыться с мылом. Руки надо мыть несколько раз в день. Обязательно перед едой, после туалета, после возвращения с улицы. И еще надо оберегать кожу от повреждений, пораненное место надо обязательно продезинфицировать, в серьезных случаях – обращаться к врачу.

-Ребята, как вы думаете, а легко ли человеку будет жить, если хоть один из органов чувств вдруг перестанет работать? Так как же надо относиться каждому человеку к своим органам чувств? Как надо беречь свои органы чувств?

IV.  Первичное закрепление.

На доске  изображения и  названия органов чувств. Ребятам предлагается изображение каждого органа соотнести с его названием.

НОС                орган осязания


УХО                орган обоняния


ГЛАЗ               орган слуха


ЯЗЫК              орган зрения


КОЖА             орган вкуса

-Почему мы их так называем?

Ученики самостоятельно соотносят изображение и название органа чувств с последующей коллективной проверкой.

При помощи ушей мы слышим.

При помощи носа мы нюхаем различные запахи.

При помощи глаз мы видим.

При помощи языка мы ощущаем вкус разных продуктов.

При помощи кожи мы чувствуем, осязаем  тепло и холод, острые тупые предметы и т.д.

V.  Итог урока.

- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:

  1. Какие органы чувств есть у человека?
  2. Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

 

V. Рефлексия.

- О чём было интересно узнать?  Что понравилось больше всего?

-В начале урока перед нами стоял очень серьезный вопрос – проблема. Какой вывод по изучаемой  нами теме вы можете сделать? Мы решили поставленную проблему?

-Что интересного, познавательного, необходимого в жизни вынес каждый из вас с этого урока?

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Предмет(ы):  Окружающий мир

 Цель урока:  

  1. Закрепить знания об органах чувств.
  2. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
  3. Воспитывать потребность быть здоровым.
  4. Учить передавать различные эмоциональные состояния.
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  6. Способствовать развитию уверенности в се6е.

 Краткое описание:  

  1. беседа с детьми об органах чувств
  2. загадка о глазах
  3. гимнастика для глаз
  4. игра "Узнай по голосу"
  5. игра: «Какой музыкальный инструмент звучит?» загадка о носе дыхательное упражнение
  6. Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находиться в баночках.
  7. загадка о языке артикуляционная гимнастика.
  8.  пальчиковая гимнастика.
  9. игра «Жмурки»
  10. А теперь мы улыбнемся,

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу на прощанье

    Мы подарим пожеланье...

    Дети говорят друг другу добрые пожелания.

Ход занятия:

Педагог: Дети сегодня мы отправимся в Школу здоровья. Побываем в разных классах, где изучают различные органы чувств человека. Какие органы чувств вы знаете? (ответы детей).

 - Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

 Заходим в первый класс. Я загадываю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств здесь изучают.

 Загадка. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)

 Да, в этом классе изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (ответы детей). Правильно глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.

 Проводится комплекс зрительной гимнастики:

1.На 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

2. Быстро моргать в течении 10-15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом 7-10 секунд.

3. Потереть ладони друг о друга и легко без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

Педагог: входим во второй класс. Отгадайте загадку.

  Два брата на одной голове живут, все слышат, а друг друга не видят (уши).

 Да, в этом классе изучают орган слуха. (Тихо говорит.) Встаньте. (Дети выполняют.) Почему вы встали?

Дети: Потому что услышали, что вы сказали.

Педагог:Чем вы это услышали? (ответы детей).

 Проводится игра «Узнай по голосу». Все встают в круг, водящей ребенок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

 Алеша ( Саша, Маша и т.д.)

 Ты стоишь в кругу.

 Мы зовем тебя: «Ау!».

 Глаза закрывай,

 Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

 Затем проводиться игра: «Какой музыкальный инструмент звучит?»

Педагог выкладывает на стол бубен, гусли, металлофон, губную гармошку, колокольчик, погремушку и поочередно играет на инструментах. Дети, сидя спиной к столу, пытаются на слух определить, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Педагог: Переходим в следующий класс. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

 Между двух светил в середине я один (Нос).

 Для чего человеку нужен нос?

 Проводится дыхательное упражнение.

 Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

 Затем проводиться игра «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находиться в баночках. (шоколад, апельсин, лук, лимон.)

Педагог: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус).

 В следующем классе изучают именно этот орган чувств – язык.

 Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (ответы детей)

Давайте поиграем с языком.

Проводится артикуляционная гимнастика.

«Холодно – жарко».Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3-4 раза.

«Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к небу и медленно двигать языком вверх – вниз. Повторить 8 -10 раз.

«Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо. Повторить 8- 10 раз.

«Лошадка». Поцокать языком.

Проводиться игра «Определи на вкус».

Дети закрытыми глаза определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.

Педагог: давайте возьмемся за руки и вспомним наш девиз.

Дети (хором).

 Как мы весело живем,

 Дружно песенки поем,

 Можем весело смеяться,

 Пошутить, побаловаться

 И поспорить иногда,

 Ну а драться – никогда!

Педагог:Мы с вами оказались в последнем классе. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять!

 Будем пальчики считать,

 Крепкие, дружные,

 Все такие нужные.

Педагог: давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.

Проводиться игра «Жмурки».

Педагог: вот и закончилась наша экскурсия по Школе здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

 А теперь мы улыбнемся,

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу на прощанье

 Мы подарим пожеланье...

Дети говорят друг другу добрые пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе 4 и 3 класс

Интегрированный урок окружающего мира в 3 и 4 классах.  4 класс  тема:  "Луг - природное сообщество", 3 класс тема: "Органы чувств"...

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"

Конспект урока  можно использовать во внеурочной деятельности...

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....

Конспект урока по окружающему миру - детские игры. школа здоровья, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему ДЕТСКИЕ ИГРЫ. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ для 3 класса...

Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе ( 2,4 класс)

Основная идея урока - любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд она незаметна....