Великий кругооборот жизни, урок-проект
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Хисамутдинова Затия Аседулловна

Технология проектного обучения   

           В ходе проекта выдвигается проблема: «Есть ли связь между живыми организмами на Земле?" В ходе урока группа аналитиков  ищут эту связь в сообщениях- ответах одноклассников при проверке домашней работы. Исследователи  выявляют в конкретных событиях ошибки людей,  иллюстраторы рисуют "взаимоотношения" живой природы, знатоки вносят интересные дополнения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_krugovorot_zhizni.rar2.23 МБ

Предварительный просмотр:

      Составила : Хисамутдинова Затия Аседулловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска

Тема урока: Великий кругооборот жизни(3 класс, окружающий мир), Плешаков А.А.

Технология урока: проект- сообщение или исследовательский проект (Саймон Хайнес)

Цель урока-проекта: исследуя доказать, что все организмы связаны друг с другом и участвуют в непрерывном круговороте жизни, что каждое звено круговорота необходимо для жизни обитателей земли- биосферы.

Задачи урока:

- Повторение и углубление знаний по разделу «Эта удивительная природа»;

- Воспитывать бережное отношение к природе;

- Создать условия для самостоятельного поиска доказательства;

- Обучение приёмам совместной деятельности в группах;

- Развитие коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения;

Оборудование: авторская презентация « Великий кругооборот жизни», презентации учеников, рисунки, таблицы.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Я рада всех приветствовать на уроке окружающего мира. Сегодня мы заканчиваем раздел «Эта удивительная природа». Обобщая пройденное, подготовимся и к проверочной работе по разделу. Мы начинаем.

2. Введение в тему

Удивительна природа! Каким разнообразием она нас радует!

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг – природа!

- Какая бывает природа? (Слайд 1)

- К какой природе отнесём почву? (Слайд 2)

- Чем отличается живая природа от неживой природы? ( Слайд 3)

3. Работа над темой урока

а) Сообщение темы урока:

-Тема нашего урока «Великий кругооборот жизни» (на доске)

-Что обозначает слово - великий?

-Что обозначает слово- кругооборот? (нескончаемый процесс, кругооборот  воды в природе)

-Что обозначает слово - жизни? (значит, участником кругооборота будет живая природа: растения, животные, грибы и бактерии)

 б) Включение учеников  поисковую деятельность

- Чем же мы сегодня будем заниматься? (высказывания детей)

- Мы сегодня должны ответить на вопросы: « Есть ли связь между живыми организмами на Земле?»

- Кто считает, что живые организмы дышат, питаются, растут, приносят потомство и умирают, т.е.  живут по законам природы, но друг от друга не зависят?

- Кто считает, что все виды живой природы тесно связаны друг с другом и не могут существовать в отдельности?

в) Выбор проблемы, постановка цели и задач. 

-Мнения разделились, мы должны подумать, как проверить эти предположения (гипотезы), для этого давайте разделимся на группы:

1 ряд расскажут  о растениях

2 ряд расскажут  о  животных

3 ряд расскажут  о грибах, бактериях

      У нас  ещё  будут работать аналитики, которые в сообщениях ищут эту связь;  исследователи, которые ищут в конкретных фактах из жизни ошибки и их исправляют; иллюстраторы, рисуют взаимоотношения живой природы;

знатоки, вносят интересные дополнения (по 2 ученика)

 г) Сбор и переработка информации.

   а) Производители- растения

Сообщения:

1. Разнообразие растений (Слайд 5)

2. Условия для жизни растений (Слайд 6) (перечисление):

Свет, тепло – солнце

Вода - растворитель

Воздух – схема дыхания (Слайд 7)

Питание - схема питания, состав почвы (Слайды 8)

Вывод: почему ученые-экологи назвали  растения производителями?

Иллюстраторы: рисунки растений

   б) Потребители- животные

Сообщения:

1. Разнообразие животных (Слайд 9)

Презентация ученицы Дьяченко А. «Развитие бабочек»

Презентация ученицы Шурыгиной А. « Тигры»

2.Условия для жизни животных (Слайд 10)

3. Деление животных на группы по питанию

4. Цепь  питания. Презентация ученика Башкирова Д.

Иллюстраторы: рисунки животных

Исследователи находят и исправляют нарушения цепи питания:

Карточка №1

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.

Карточка №2

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

Слово аналитикам: связь между животными и растениями: животные питаются растениями, дышат кислородом . (Слайд 11)

Ученые – экологи назвали животных потребителями. Зачем тогда они нужны?

Может и животные в чем-то помогают растениям?

(Аналитики на доске стрелками показывают связь между  рисунками иллюстраторов)

     в) Разрушители – грибы, бактерии (Слайд 12)

Сообщения:

1. «Грибное царство»- презентация ученицы  Дьяченко А.

2. Бактерии, микробы.

-Какая их роль в кругообороте? (Стр. 125, последний абзац.)

Их называют разрушителями. (Слайды 12-13)

- Когда начинают свою работу разрушители?

-Так  необходима ли их работа?

Иллюстраторы: рисунок бактерии, грибов

Слово аналитикам: связь между растениями и разрушителями, животными и разрушителями.  

д)  Завершение работы, составление схемы кругооборота жизни.

- Можно ли сомкнуть цепочку? Как бактерии и грибы связаны с растениями?

 Аналитики: итак, живыми участниками кругооборота являются производители (кормильцы), потребители (едоки) и разрушители (мусорщики).

е) Собственно защита проекта.

Аналитики  объясняют у доски, как получается кругооборот жизни:

(слайд 15)

- Чтение начала статьи в учебнике (стр. 124):

-Прав ли Муфаса?

Исследователи  Стр. 126, 2 вопрос) объясняют, что будет, если на Земле исчезнут растения?

Что будет, если на Земле исчезнут животные? Что будет, если на Земле исчезнут  бактерии и грибы?   Что будет, если на Земле исчезнет почва, люди перестанут работать на земле?

Учитель:  подводя итог всей проделанной работе, мы можем утверждать, что живые организмы непрерывно связаны между собой. И исчезновение одного звена приводит к гибели другое. Поэтому людям нужно знать законы природы, не нарушать их. Мы с вами сегодня доказали, что природа очень удивительна.

   4. Домашнее задание. Подготовиться к тесту.

   5. Итог урока. Что нового узнали на уроке? Кому понравилось наше исследование? Кто недоволен своей работой?

Знатоки брали  информацию из книги Беденко М.В., Савельев А. Н. «Окружающий мир: суперувлекательные тексты, блицтесты», М.- ООО «5 за знания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект о Великой Отечественной войне.

Урок - проект о Великой Отечественной войне для обучающихся  4 класса....

Урок-проект "Великая Отечественная война"

Материал урока представлен в виде выступления детей по группам: 1 группа - Блокада Ленинграда, 2 группа-Битва под Москвой , 3 группа -Курская дуга, 4 группа-Города -герои, 5 группа - Юные герои-антифа...

Урок - проект по окружающему миру "Страницы истории Отечества. Великие на Руси" 3 класс УМК "Школа России"

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правлении Петра I, Екатерины Великой, об открытиях М. В. Ломоносова.Задачи:  образовательная – систематизировать  представления учащихся о ...

Урок - проект по окружающему миру "Страницы истории Отечества. Великие на Руси" 3 класс УМК "Школа России"

Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся о правлении Петра I, Екатерины Великой, об открытиях М. В. Ломоносова.Задачи:  образовательная – систематизировать  представления учащихся о ...

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Великие русские писатели" (обобщение раздела) в 3 классе

Формой проведения является урок-проект. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. На уроке поставлена обучающая задача: с опорой на знания обучающихся, полученные в ходе изучения раздела &qu...