Тема: "Пётр I. Выход к морю. Строительство Санкт - Петербурга"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

На уроке используются различные виды работ: игра "Вопрос однокласснику", самостоятельное изучение материала по карточке, групповая  работа, игра " Соедини дату и событие", "Собери части", заочная экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t._a.rar2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области

Технологическая карта урока       Окружающий мир

Тема

Пётр I: выход к морю, основание Санкт – Петербурга  

Предметные

цели

УУД

Оборудование

познакомить учащихся с историей рождения русского флота, началом строительства Санкт-Петербурга, развивать умения самостоятельно работать с текстом в учебнике, на экране, учиться находить главное, делать выводы, развивать речь, смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к русской истории, активность, самостоятельность.

Личностные

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; интерес к познанию окружающего мира; учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Регулятивные УУД

– принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, строить сообщения в устной и письменной форме; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям

Коммуникативные УУД

– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией; допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате

презентация,  карточки, учебники «Окружающий мир» 4 класс Н. Я. Дмитриевой,

А. Н.Казакова

 

Мотивация

 

 1. Психологический настрой      

 

 Введение

в тему урока, постановка учебной задачи  

 1. Проверка домашнего задания

1) Игра «Вопрос однокласснику»

Учащиеся на карточках записывают по 2-3 вопроса к тексту на с. 83-86. На уроке вопросы задают другу «цепочкой»: первый человек выбирает того, кому он будет задавать вопрос, ответивший имеет право выбрать следующего и т.д.

2) Игра «Подскажи словечко»

Учитель зачитывает текст, а учащиеся дополняют правильными сведениями.

Преобразования в России  в 18 веке начались при  (Петре 1). Детство Петра 1 было непростым, потому что его отец умер, когда будущему царю было (3 года). Пётр с матерью жил в подмосковном селе (Преображенское). Он любил играть со своими сверстниками в войско, которое называлось (потешное).

Однажды Пётр нашел в сарае маленький кораблик - (ботик). Сейчас этот ботик хранится  (в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге).

Во главе России Пётр стал в (17 лет). Чтобы страна стала сильной, нужны (армия и флот), и царь решил учиться. Он овладел 14 ремёслами (плотник и т.д.).

Пётр 1 посетил европейские государства, чтобы увидеть, как живут и работают люди.

Наш урок посвящен человеку, про которого А.С.Пушкин сказал: «На троне вечный был работник».

2. Знакомство с эпиграфом     Слайд  2

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник...    

                                 А.С.Пушкин

Эпиграф: На троне вечный был работник...    

Пётр Алексеевич Романов

Император Пётр I

(1672 – 1725)

Открытие нового знания, способа действия  

  1.Вступительное слово учителя.

     Огромная страна, какой была Россия к началу XVII века, переживала тяжелые времена.   Россия до Петра I  по сути не имела регулярной армии, ни флота.

       Границы России в то время проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Страна была бедной, отсталой. Западные страны намного обогнали Россию в своем экономическом развитии. Понимая, что Россия во многом отстала от развитых стран, Петр сам посетил ряд европейских стран. Вместе с послами “великим посольством” ехали десятки молодых дворян, чтобы овладеть науками, ознакомиться с новинками техники и производства, постичь опыт передовых стан.  

Вскоре после возвращения из-за границы Петр обратился к Швеции с просьбой продать земли при Финском заливе, принадлежавшие некогда русским, но Швеция отказала. Тогда Петр объявил Швеции войну.  

2. Чтение текста в учебнике с. 86 - 87

3.  Самостоятельное изучение материала по карточке    Слайд  3

Полта́вская  би́тва — крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась 1709 года около  города Полтава. Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

Накануне сражения Пётр I объехал все полки. Он обратился к солдатам и офицерам биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…»

Жестокий упорный бой продолжался больше часа.

Во время Полтавской битвы Петром была задействована тактика, о которой до сих пор упоминается в военных училищах. Незадолго до битвы Пётр переодел опытных солдат в форму молодых. Карл, зная о том, что форма опытных бойцов отличается от формы молодых, повёл своё войско на молодых бойцов и попал в ловушку.

Бой начался в девять часов утра. Первой вступила в бой русская артиллерия. Русские полки мужественно встретили огонь врага. После этого началась ожесточенная рукопашная битва. Вскоре отступление превратилось в беспорядочное бегство.  Однако полтавская победа и полный разгром Карла XII не привели к окончанию войны, она продолжалась ещё 12 лет.  

Северная война окончилась. По окончании  Северной войны Россия превратилась  в великую державу Европы.

 4. Беседа по содержанию

- Кто захватил древние русские земли на севере?

- Какую крепость отвоевал русский царь у шведов?

- Где укрепились русские войска?

- Как называлась война, длившаяся более 20 лет?

- Когда состоялась Полтавская битва?

- С какими словами обратился Пётр I к войскам?

- Какую тактику задействовал русский царь во время боя?

Включение нового  

в активное использование

в сочетании

с ранее изученным, освоенным

1 . Работа по группам    Слайд  4

     Учащиеся получают карточку с текстом, вопросом и частью рисунка (на рисунке номер от 1 до 6) . Прочитав текст, они должны ответить на полученный вопрос. Учитель приглашает представителей группы (6 групп).  От каждой группы выходят по 2 человека: первый даёт ответ на вопрос, второй прикрепляет часть рисунка на доску. На доске появляется изображение флага Российского флота (Андреевский флаг)

     Основателем русского военного флота является Царь Пётр Великий. Создание такого флота было для России исторической необходимостью, и Пётр это понимал.

Ещё будучи мальчиком Пётр нашёл парусный ботик и плавал на нём  на реке Яузе и на Переясловском озере.

В 1696 году Боярская дума по  предложению Петра 1 издала указ «Морским судам быть!» Через 4 года спущен 1 корабль. Затем  на Белом море он приступил к постройке 24 – пушечного корабля «Апостол Павел», 12 – пушечной яхты «Святой Пётр» и заказал в Голландии 41 – пушечный корабль «Святые Пророки». Это были три первых военных корабля флота Петра.  Позже  Царь приступил к постройке кораблей в Воронеже.  

Для изучения морского дела Пётр отправил молодых людей в Голландию, Англию и Венецию. В мае 1699 г. Царь вышел в Азовское море с эскадрой из 12 новых кораблей и занимался её обучением в море.

Победив Швецию в Северной войне, Пётр занялся основанием флота на Балтийском море.  

Весной 1696 г. были спущены на воду  более 30 кораблей, 420 морских лодок.  

В 1701 году указом Петра было основано первое в России высшее  учебное заведение -   „Школа математических и навигационных наук“  или Навигационная школа.   Школа была рассчитана на 200 человек и выпускала  морских офицеров и штурманов, а также специалистов для армии и гражданской службы.  

Всего за тридцать лет  в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер и бомбардирских кораблей, более300 транспортных судов и огромное количество мелких лодок. Пётр 1 понимал, что государство станет сильным, имея выход к морям и обладая сильным военно-морским флотом.

2. Игра «Собери части»    

 1. Кто являлся основателем Рос. флота?

 2. Как назывались первые корабли Петра 1?

3.  Куда отправлял царь учиться морскому делу?

4. Как называлось первое учебное заведение для морских офицеров?

5. Перечислите названия флотов при Петр .

6. Назовите виды кораблей, построенные в 17 – 18 веках.

3. Слово учителя      Слайд  5

     С 1692 по 1712 годы Пётр I лично нарисовал восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

В декабре 1699 г. Пётр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота. Свой выбор император объяснял тем, что именно «от сего апостола приняла Россия святое крещение.  Белое полотнище с синим «Андреевским» крестом развевалось на мачтах российских кораблей до 1917 года. «Все корабли российские не должны ни перед кем спускать флага», – было записано в петровском уставе. Дополнительно Андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям: Белое, Балтийское, Азовское, Чёрное.

 Под этим флагом совершали кругосветные плавания, открывали новые земли, шли в бой многие поколения русских моряков

4. Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу. Слайд  6 - 11

     В 1703 году  в устье реки Невы заложили крепость. Крепость в плане имела вид шестиугольника с шестью бастионами. Однако крепость – еще не город. Крепость – вынужденная необходимость. Город начинается с домов для жилья. Первый такой дом царь повелел поставить для себя 5 июня. Он даже указал место: на берегу большого острова к северо-востоку от крепости. Здесь, по его замыслу, следовало устроить пристань для торговых судов. На острове должен был подняться в будущем город.  

Царю предложили перенести для него какой-нибудь хороший дом. Он гневно отказался. Не хотел ничего чужого. Повелел срубить сосны, стоящие на берегу, и строить дом из них. Через два дня одноэтажная изба с двумя комнатами была готова. Ее выкрасили в красный цвет.  Петр свою резиденцию прозвал «Красные хоромы».

В этом «дворце» царь прожил чуть больше четырех лет, но, даже покинув его, продолжал следить за сохранностью. Домик был памятником в честь победы, памятником исполнившейся мечте. Вот почему уже через двадцать лет, желая уберечь  от непогоды, Петр приказал окружить их галереей с крышей. Многие десятилетия спустя галерею превратили в большой футляр, внутри которого и сегодня хранится историческая реликвия.

 На острове заложили Петропавловскую крепость и Петропавловский собор в честь святых Петра и Павла.

Главной улицей  был Невский проспект. Чтобы вымостить её, Пётр издал указ, чтобы все, кто приходил в город, приносили с собой камень.

 5. Чтение текста с экрана Кунсткамера.    Слайд  12 - 14

 В переводе с немецкого означает кабинет редкостей. Кунсткамера-это музей, где собраны редкие и необычные предметы. Русская Кунсткамера основана царём в  1714 году и называлась «Палата редкостей». Согласно легенде, прогуливаясь по острову, Пётр 1 наткнулся на две необыкновенные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой, и нельзя было определить, какой из двух сосен она принадлежит. Царю пришла идея построить в этом месте музей редкостей. И богатый, и бедный  могли посетить музей бесплатно.

6.  Беседа с учащимися

- Как переводится Кунсткамера?  

- Почему возникла такая идея?

- Что хранится в музее?

- Кто мог посетить его?

Этап закрепления и обобщения

7. Игра «Соотнеси дату и событие»   Слайд  15

        1672 - рождение Петра 1

        1697 - основание русского флота

        1703 - строительство Санкт-Петербурга

         1714 - основание Кунсткамеры

        1709 - Полтавская битва

 

Подведение итогов.

Итоговая рефлексия учебной деятельности

 Продолжение фразы

 - Сегодня я узнал новое…

 - Мне было интересно узнать…

 - Этот урок дал мне…

Задание на дом

 выписать в таблицу со с.86 – 92 главные сведения о деятельности Петра I

Использованная литература:

  1. А. О. Ишимова «История России», Москва «ОЛМА – ПРЕСС», 2004
  2. Энциклопедия «Всемирная история» в 14 томах, том 10, Москва «ОЛМА Медиа Групп», 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

Презентация для урока по окружающему миру в 4 классе "Строительство Санкт - Петербурга Петром 1"

Данная презентация пожет более подробно осветить учителю рассказ о тяжестях, связанных со строительством великого города на Неве, о нечеловеческих условиях труда при строительстве и заселения города и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Самоанализ урока окружающий мир 4 Д класс Пеньковской И.С. Тема урока «Строительство Санкт – Петербурга»

Цели урока: 1. Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях2. Дать определение и выделить признаки присущие понятию «империя».3. Выяснить, почему Моско...

Начало строительства Санкт-Петербурга

Презентация, отображающая основные этапы строительсва Петропавловской крепости как начала города на Неве....

История Строительства Санкт- Петербурга

Материал о городе на Неве....