Главные вкладки

    Окружающий мир в 4 классе по теме "Быт народов ханты и манси"!
    презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

    Лебедева Надежда Васильевна

    Зз-ззЗнакомство детей с бытом коренного населения округа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока в 4 классе40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 4 классе.

    Тема урока: « Быт народов ханты и манси»

    Цели урока:

    1. Познакомить детей с бытом коренного населения округа.

    2. Систематизировать и обогатить знания детей о своём крае.

    3. Развивать умения наблюдать, делать выводы.

    4. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.  ( Стихотворение читает ученик)          Слайд 1 Природа                                                                            

    Соединив леса и горы,

    Озёра реки и луга,

    Раскинулась в своих просторах

    Ханты-мансийская земля!

    Все о тебе стихи слагают,

    Они летят во все края.

    Ты всей земле теперь известна,

    Ханты- Мансийская земля!

    2.Вводная беседа.– Ребята, а что вы можете рассказать о Ханты - Мансийской    земле?

    ( Чем богат наш округ?  Какая знаменательная дата в декабре? Когда образовался округ? Какое название было у округа до 1930 года? Население округа.)

                                   

    - Ханты  – Мансийский автономный округ – северный регион России.  

      Слайд 2.      

    Ханты - Мансийский автономный округ расположен на Западно-Сибирской равнине. Округ граничит на юге с Тюменской областью, на юго-западе - со Свердловской областью, на западе и северо-западе – с Республикой Коми, на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке - с Красноярским краем, на северо-востоке - с Томской областью.

    Край рек, озёр и болот. Общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч, а озёр около 290 тысяч. Округ включает в себя 9 районов,13 окружных городов и 2 районных.

    - Почему округ называется Ханты - мансийским? (ответы детей)

    - Своим названием округ обязан коренным жителям - ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую еще в 11-15 веках называли Югрой или Югорией.

    3.Сообщение темы урока.

    -  Сегодня на уроке поговорим о жизни и быте коренного населения.                  Слайд 3 

    4. Новая тема.

    - Югра (Югорская земля) – так в летописи называли место, где проживали  угорские народы – ханты и манси. Дети снегов из страны северного ветра, как их называли в сказках. Ханты (остяки) живут на полуострове Ямал, нижней и средней Оби. Общее число народа ханты 21000 чел. Самая ранняя территория ханты находилась в лесостепи Западной Сибири,4 тыс. лет до н. э. Манси (вогулы) проживают в ХМАО Тюменской области. В русских летописях вместе с ханты именовались Югра. Манси пользуются письменностью на русской графической основе, имеют свои школы. Общее количество манси свыше 7000 человек.

    Внешние особенности ханты и манси:

    1.Несколько выступающие скулы.

    2.Тёмные прямые волосы.

    3.Невысокий рост.

    4.Узкие глаза.

    У каждого народа своя культура быта.

    1 ученик.       Я познакомлю вас с культурой быта Обско-угорских народов, к ним относятся национальности ханты и манси. Живут они на родовых угодьях /стойбищах/. Дома у них бревенчатые; хозяйственные постройки на больших высоких столбах, где они хранят продовольственные запасы. На столбах этих сделаны рубцы, чтобы зверь не смог забраться. Труд женщины и мужчины разделен. Издавна женщина занималась ведением хозяйства, мужчина же – промыслами: пасут оленьи стада, запасаются грибами, ягодами, ловят рыбу, охотятся на дичь и животных. Женщины обско-угорских народов изготовляли предметы быта сами, оформляя их орнаментами. Они вкладывали всю свою душу. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Женщина работала в зимнее время. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка” и т.д. В орнаменте в яркой форме раскрываются эстетические вкусы народа, богатство и национальное своеобразие народа, чувство ритма, понимание цвета и формы.

     

    2 ученик.    Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.
       Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок.         Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой.

    3 ученик.    Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев.   Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю - из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.         Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

     4 ученик. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.
    Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. Куклу шили,  но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб. Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи. Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
    Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями.  Кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда цветных полос (8 штук), у мансийской куклы  в верхней части платья кокетка (как в традиционном платье), нижняя полоска широкая, затем узкая, и через небольшой промежуток 2-3 узкие полоски.

    5. Викторина.

    6.Итог урока.

    7. Рефлексия. – У вас на партах кружки - красный, синий и жёлтый. Если вам урок понравился, возьмите красный кружок, если сомневаетесь – жёлтый, а если не понравился – синий. Положите в соответствующий файл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Жизнь народов Ханты и манси

    Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

    Жизнь народов Ханты и манси

    Спортивные состязания, целью которых является: знакомство с обычаями обских угров, развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости; развитие кругозора; привитие интереса к национа...

    проект для дошкольников средней группы: "Праздники народов ханты и манси связанные с жизнью животных"

    Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обит...

    Предание народов ханты и манси об олене с золотыми рогами ( в пересказе).

    Данный материал представляет собой анимированное предание народов ханты и манси  (в пересказе). Позволяет использовать на уроках окружающего мира по теме " Охрана природы"....

    Презентация сказки народов ханты и манси "Почему сова охотится на мышку" (в пересказе)

    Данный материал представляет собой презентацию сказки народов ханты и манси в пересказе. Сказка иллюстрирована и анимирована, раскрашена в программе Paint ученицей 2 класса МБОУ "Алябьевская СОШ" ХМАО...

    Открытое мероприятие по теме «Подвижные игры народов ханты и манси»

    Мною разработано и проведено  мероприятие по внедрению ФГОС  на уровне  округа по теме «Подвижные игры Народов ХМАО-Югры» -2012г...

    Презентация «Жизнь и быт Народов Ханты и Манси»[

    Презентация  на тему: «Жизнь и быт Народов Ханты и Манси»...