Статья "Новая форма итоговой проверочной работы по курсу «Окружающий мир» в рамках ФГОС НОО "
статья (окружающий мир) по теме

Мухаметвалеева Насима Хакимовна

В данной статье говорится, что с введением ФГОС НОО в начальной школе появились нововведения:  комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе, ориентированные на реальную жизнь.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.3.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Новая форма итоговой проверочной работы по курсу

 «Окружающий мир» в рамках ФГОС НОО

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. В нынешнее время наше общество быстрым темпом идет вперед, появляются новых информационных технологий, все это коренным образом меняет жизнь людей. Теперь российская школа переживает серьезные преобразования. На смену ЗУНов приходит федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Суть  изменения в образовании состоит в том, что нужно особо отметить развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Сделать упор на такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. эти способности  востребованы в нашем обществе. Они и становятся одним из общезначимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Одним из ведущих мест в системе начального общего образования занимает  окружающий мир, поскольку учащиеся овладевают основными практико-ориентированными знаниями о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс имеет большие возможности для формирования экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умение проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в природе и с людьми, правила ЗОЖ. Ввиду этого данный курс играет наряду с другими предметами значительную роль  в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует культурно-ценностные ориентации школьников соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

С введение ФГОС НОО в начальной школе появились нововведения:  комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе, ориентированные на реальную жизнь.  

Комплексные проверочные работы на предметной основе – это проверка полученных знания учащихся, их умение классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать элементарные выводы, высказывать свои суждения, приводить примеры из дополнительного источника литературы. В методических рекомендациях для учителя предлагаются указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов работы. Они носят самостоятельный характер, а  не заменяют итоговые контрольные работы по предметам. В их основе лежат различные ситуации из настоящей жизни. Предложенная система заданий ориентирована главное не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В работе предложено по два одинаковых по сложности задания, состоящих из основной и дополнительной части.

Работы на предметной основе проверяют уровень достижения предметных результатов. Предметные результаты включают:

- систему предметных знаний;

- систему предметных действий (направлены на применение знаний и получение нового знания).

Письменные проверочные работы используются для письменного контроля, не требующего развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Желательно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "ответом" позволяют проверить умения использовать  приобретенные   знания и оформлять письменный ответ.

В письменных проверочных работах по предмету «Окружающий мир» орфографические ошибки не учитываются.

Отличительной  формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.

Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.

Итоговые письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на другом - обществоведческого.

Целью комплексной проверочной работы  на межпредметной основе – оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы  по междициплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «программа формирование универсальных учебных действий». Это нововведение программы, которая впервые вводятся в практику работы начальной школы. Время завершения обучения в начальной  школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного  содержания. Считают, что на основе одного текста можно проверить не только понимание прочитанного, но и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру.

Эти работы помогают определить уровень сформированности таких общеучебных умений и навыков, как:

- понимание учебной задачи;

- выбор способов деятельности;

- умение критически относиться к информации;

- умение выделять основное в предложенной информации;

- умение анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать.

Данные работы помогают также определять уровень сформированности компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

В частности в этой форме предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности школы. Значит, учитель должен быть уверен, что обучающиеся готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свой успех, достигнутые за годы обучения в начальной школе.

Итоговые комплексные проверочные работы имеют похожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

Они смотрятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5-7 дополнительных заданий.

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика, окружающий мир.

В отличие от заданий основной части, дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Значит выполнение заданий дополнительной части для обучающегося не обязательно – они выполняются ими только на добровольной основе. Таким образом, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат. Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.  В таблице 1 представлен перечень того, что оценивается в каждой из предметных областей с помощью итоговой  комплексной   проверочной   работы   на   межпредметной    основе.  

                                                                                                          Таблица 1 Перечень оцениваемого с помощью итоговой комплексной работы на межпредметной основе в каждой предметной области

Область

Что оценивается

Чтение


Техникам и навыки чтения:

- скорость чтения не сплошного текста;

- общая ориентация;

- сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задании, и неукоснительно ее придерживаться.

Культура чтения, навыки работы с текстом и информацией:

- поиск и упорядочивание информации;

- вычленение ключевой информации;

- представление информации в разных форматах;

- интерпретация информации и т.д.

Читательский отклик на прочитанное.

Система языка


Овладение основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным курса разделам: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, пунктуация, орфография и культура речи:

- целостность системы понятий (4 класса);

- фонетический разбор слова, звукобуквенные связи;

- разбор слова по составу (начиная с 3-го класса);

- разбор предложения по частям речи;

- синтаксический разбор предложения..

Сформированность правописных навыков (в объеме изученного);

Техника оформления текста: в ситуации списывания слова, предложения или текста в ситуации свободного высказывания.

Объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения.


Математика

- Овладение основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными).

- Умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию.

- Умение рассуждать  и обосновывать свои действия.

Окружающий мир

Сформированность первичных представлений о природных объектах, и характерных признаках и используемых для их описания понятий:

- тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);

- объекты живой и неживой природы;

- классификация и распознание отдельных представителей различных классов животных и растений;

- распознание отдельных географических объектов.

Сформированность первичных предметных способов учебных действий:

- навыков измерения и оценки;

- навыков работы с картой;

- навыков систематизации.

Сформированность первичных методологических представлений:

- этапы исследования и их описания;

- различение фактов и суждений;

- постановка проблемы и выдвижение гипотез.

              Помимо этого, представляемые работы обеспечивают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проверочная работа по русскому языку. Система Л. В. Занкова. 2 класс

Проверочная работа включает весь пройденный материал за год....

Проверочная работа по курсу "Окружающий мир". 4 класс.

Проверочная работа за 1 полугодие....

Итоговая проверочная работа по русскому языку в тестовой форме, 2 класс.

Итоговая проверочная работа по русскому языку в тестовой форме содержит четыре варианта. В работе имеются задания, включающие работу с однокоренными словами, словарными словами. Есть задания по написа...

Проверочные работы по курсу "Окружающий мир"

Данные проверочные работы разработаны по предмету "Окружающий мир", УМК "Перспектива" по учебнику А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой (3 класс. 1 часть). Предназначены для учащихся 3 класса . Могут быть ис...

Проверочные работы по курсу окружающего мира 3 класс (тесты)

Эти тесты составлены по основным темам учебника  для проверки уровня усвоения пройденного материала....

Проверочные работы по курсу Окружающий мир "Мое Отечество" 3 класс

Проверочная работа по теме «Времена Древней Руси», «Времена Московского государства»1 вариант1.      Вставь в предложения пропущенные слова.В ________ году  большинство п...

Проверочная работа по курсу "Окружающий мир"

Проверочная работа проводится после изучения темы "Чему учит экономика?"...