"Хлеб да каша-пища наша".
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему

  • расширить  знания  детей о  полезности  продуктов,  получаемых  из  зёрен;
  • сформировать  представление  детей  о  многообразии  ассортимента продуктов,

получаемых  из  зёрен,  необходимости  их  ежедневного  включения  в  рацион;

  • расширить  представления  детей  о  традициях  народных  блюдах,  приготовляемых  из  зерна,  традициях,  связанных  с  их   использованием;
  • способствовать  формированию  уважения  к  культуре  собственного  народа  и  других  народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_i_kasha-_pishcha_nasha.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Хлеб  да  каша- пища  наша».

Цель:

  1. расширить  знания  детей о  полезности  продуктов,  получаемых  из  зёрен;
  2. сформировать  представление  детей  о  многообразии  ассортимента продуктов,

получаемых  из  зёрен,  необходимости  их  ежедневного  включения  в  рацион;

  1. расширить  представления  детей  о  традициях  народных  блюдах,  приготовляемых  из  зерна,  традициях,  связанных  с  их   использованием;
  2. способствовать  формированию  уважения  к  культуре  собственного  народа  и  других  народов.

Оборудование:  иллюстрации,  карточки  с  пословицами,  словарные  слова,  предметы  необходимые  для  показа  сценки.

        Ход  занятия.

I.  Организационный  момент.  Психологический  настрой  на  занятие.

(На  картине  изображение  пшеничного  поля,  дети  стоят  возле).

--- Ребята,  мы  находимся  на  краю  пшеничного  поля.  Давайте  встанем  в  круг  и  возьмёмся  за  руки.  Стоит  яркий  солнечный  день,  ветерок  колышет  спелые  колосья.  Пшеница  передаёт  вам  тепло  этого  дня  (пожимает  руку  одному  из  детей,  ребёнок  передаёт  пожатие  по  кругу).

---Ну,  вот  теперь  и  мы  согреты  теплом  этого  дня,  которого,  надеюсь,  нам  хватит  до  конца  занятия.  (Дети  садятся).

---Посмотрите  ещё раз   на  пшеничное  поле,  скажите,  какое  у  вас  сегодня  настроение,  с   чем  вы  его  можете  сравнить?  Оно  как  нежное  маленькое  зёрнышко,  которое  хочет  укрыться  в  тепле,  как  колосок,  который  тянется  к  солнцу.

II.  Сообщение  темы  и  цели  занятия.  Работа  над  темой  занятия.

1)  Вводная  беседа.

--- Какие  продукты  и  блюда  получают  из  зерновых  культур?  (хлеб,  хлебобулочные  изделия,  каши)

--- Как  вы  думаете,  о  чём  пойдёт  речь  на  нашем  занятии?  (о  блюдах  из  зерна).

--- Тема  нашего  занятия  так  и  звучит:  «Хлеб  и  каша—пища  наша»..

---Давайте  определим  цели  занятия:

Узнать… (новое  по  теме,  полезность  данных  продуктов,  когда  появился  хлеб)

Повторить…(какие  бывают  хлебобулочные  продукты,  виды  каш…)

Помнить…    (о  том,  что   нужно  бережно  относиться  к  хлебу)

2)  Работа  по  теме  занятия.

( Плакат: «Хлеб--  всему  голова».)

--- Что  вы  знаете  о  хлебе?

--- Я  надеюсь,  что  ваши  знания  пополнятся.

Ученица.

С  караваем  соль  подносим,

Поклоняясь,  отведать  просим,--

Дорогой  наш  гость  и  друг,

Принимай  хлеб-соль  из  рук!

3)  Слово  учителя.

Наш  народ  хлебосолен.  Хлеб  на  праздничном  столе  всегда  стоит  на  почётном  месте.  Дорогих  гостей  встречают  хлебом-солью.  Однако  не  каждый  гость  знает,  что  каравай  нужно  разломить,  самому  отведать  и  людям  раздать,  как  велит  обычай.  Не  каждый  знает,  что  принимая  хлеб  соль  на  рушнике,  хлеб  следует  поцеловать.

Считается,  что  впервые  хлеб  появился  на  земле  свыше  15  тысяч  лет  назад.  Первый  хлеб  имел  вид  жидкой  каши.  Она  и  является  прародительница  хлеба.

Археологи  предполагают,  что  однажды  во  время  приготовления  зерновой  каши  часть  её  вывалилась  и  превратилась  в  румяную  лепёшку.  Своим  приятным  запахом,  аппетитным  видом  и  вкусом  она  удивила   человека.  Тогда-то  наши  предки  из  густой  зерновой  каши  стали  выпекать  пресный хлеб  в  виде  лепёшки.

Издавна  у  славян  существовал  такой  обычай:  люди,  преломившие  хлеб,  становятся  друзьями  на  всю  жизнь.

С  хлебом  провожали  на  фронт.  С хлебом  встречали  вернувшихся  с  войны.

Сегодня  в  нашей  стране  нет  такого  места,  где  бы не  выпекали  хлеб.  Его  пекут  и  в  больших,  и  в  малых  городах,  в  сёлах,  в  деревнях.  Хлеб  потребляют  в  любое  время  дня,  в  любом  возрасте.  Хлеб  нужен  всем.

Хлеб  никогда  не  приедается, не  надоедает—таково  его  удивительное  свойство.  Он  является  одним  из самых  главных  продуктов  питания  многих  народов  мира.

4)  Физминутка.  Исполнение  песни «Каравай».

---Без  каравая  не  обходится  и  ни  один  день  рождения.  На  именинах  водят  хоровод  и  поют  песенку  «Каравай»,  которую  вы  все  прекрасно  знаете.  Давайте  исполним  эту  песню  для  Петрушова  Алексея,  у  которого  скоро  будет  день  рождения.

( Исполнение  песни  «Каравай—каравай»).

  1. Изготовление  символа  благополучия – «Хлебного  дерева».

---В  наши  дни  лепка  из  солёного  теста  стала  очень  популярным  занятием.  И  это  неудивительно.  Лепить  из  солёного  теста—большое  удовольствие  и  радость.  Считалось,  что  любая  поделка  из  солёного  теста, находящаяся  в  доме,--символ  богатства  и  благополучия.  И  хлеб  с  солью  всегда  будут  на  столе.  Я  предлагаю  изготовить  «Хлебное  дерево»-- символ  благополучия,  ваша  задача—вылепить  всевозможные  хлебобулочные  изделия.

Пусть  же  это  дерево  принесёт  каждому  добро,  радость  и  благополучие.

---Как  нужно  относиться  к  хлебу?

---Отношение  к  хлебу  должно  быть  бережное.  А у  нас  нередко  наблюдаешь  такую  картину,  которая  болью  отзывается  в  сердце:  брошенный  хлеб,  растоптанный  в  грязи  ломоть,  булочки  в  мусоросборнике.  Это  свидетельствует  о  безнравственности  поступка.  Следует  помнить  о  том,  что  хлеб  на  нашем  столе  появляется  благодаря  нелёгкому  труду  людей.  Труд  хлебороба  тяжёлый  и  длительный  труд.  Тот,  кто  выращивает  хлеб,  не  бросит  где  попало  недоеденный  кусок  хлеба.  Учитесь  ценить  труд  других.  

Ученица:

Каравай  земли  и  неба

На  твоём  столе—

Ничего  сильнее  хлеба

Нету  на  земле.

В  каждом  маленьком  кусочке

Хлебные  поля,

А  на  каждом  колосочке

Держится  земля.

В  малом  зёрнышке  пшеницы

Летом  и  зимой

Сила  солнышка  хранится

И  земли  родной.

И  растёт  под  небом  светлым,

Строен  и  высок,

Словно  Родина,  бессмертный

Хлебный  колосок!

---Ребята,  а  знаете  ли  вы,  что  матерью  всех  хлебов  является  каша?  Кто  из  нас  раз  в  жизни каши  не  пробывал.  Проматерью  хлеба  величают  её  в  народе.  На  Руси  каша  испокон  веков  занимала  важнейшее  место  в  повседневном  рационе;  она  являлась  одним  из  основных  блюд,  как  бедных,  так  и  богатых  людей.  Отсюда  и  русская  пословица:  «Каша—мать  наша».

      ---Сейчас  я  вас  приглашаю  в  гости  к  русской  народной  сказке  «Каша  из  топора».

6)  Сценка  «Каша  из  топора».

( Входят  Солдат  и  Старуха).

 Ведущий:

Пришёл  солдат   с  походу  на  квартиру  и  говорит  хозяйке…

Солдат:

Здравствуй,  Божья  старушка!  Дай  мне  чего-нибудь  поесть.

Старуха:

Вон  там  на  гвоздике  повесь.

Солдат:

Аль  ты  совсем  глуха,  что  не  чуешь?

Старуха:

Где  хошь,  там  и  заночуешь.

Солдат:

Глухая!  Подавай  на  стол!

Старуха:

Да  нечего,  родимый!

Солдат:

Свари  кашицу!

Старуха:

Да не  из  чего,  родимый!

Солдат:

Давай  топор,  я  из  топора  сварю.

( Старуха  несёт  топор .  Дальше  солдат  и  старуха  делают  всё,  о  чём  говорит  ведущий.)

Ведущий:

Принесла  баба  топор.  Солдат  взял  его,  положил  в  горшок,  налил  воды  и  давай  варить.  Мешает  ложкой,  пробует…

Солдат:

Всем  кашица  взяла,  только  бы  маленько  крупы  подсыпать.

(Старуха,  вздыхая,  достаёт  крупу,  даёт  солдату.)

Ведущий:

Солдат  сыплет  крупу,  пробует.

Старуха:

Готова  ли?

Солдат:

Совсем  готова  была,  да только  маслом  сдобрить.

(Старуха,  поколебавшись,  достаёт  масло,  подаёт  его  Солдату).

Солдат:

Ну,  Старуха,  теперь  подавай  соли,  хлеба  да  ложки  неси—станем  кашицу  есть!

(Солдат  и  Старуха  садятся  за стол,  едят  кашу  из   чугунка).

Старуха  (смакуя  кашу):

Служивый,  а  когда  ж  топор  будем  есть?

Солдат:

Да  вишь,  не  уварился  он  ещё,  потом  доварю  да  позавтракаю.  (Встаёт).  Ну,  будь  здорова,  хозяйка. (Берёт  топор,  кланяется  Старухе,  уходит.)

(Старуха  встаёт  вслед  за  Солдатом,  провожает  его,  качая  головой).

Ведущий:  Вот  так –то  Солдат  и  кашки  поел,  и  топор  унёс.

---А  как  вы  думаете,  ребята,  какую  крупу  мог  варить  Солдат  вместе  с  топором?

(Ребята  называют  крупы,  которые  можно  варить  на  воде  и  без  сахара:  перловая,  рисовая,  гороховая).

Любую  кашу  можно  сварить  на  воде.

---Какие  каши  ещё  известны?

  1. Игра  «Продолжи  пословицу».

---Предлагаю  вспомнить  пословицы  и  поговорки  о  хлебе  и  каше.  На  красных  карточках  записано  начало  пословицы,  на  зщелёных--- продолжение.  Одна  группа  читает  начало  пословицы,  продолжение  должна  выбрать  одна  из  оставшихся  групп.

  1. Без  хлеба—не  будет  и  обеда.
  2. Если  про  кашу  не  забудешь—здоровым  будешь.
  3. Гречневая  каша—матушка  наша.
  4. Хлеб  ногами  топтать—народу  голодать.

---Замечательно  справились  с  заданием,  а  какмие  ещё  знаете  пословицы  либо  поговорки?

  1. Кашу  маслом  не  испортишь.
  2. Нет  хлеба-нет  обеда.
  3. Много  снега-много хлеба.
  4. Хлеб-всему  голова.
  5. Сам  кашу  заварил,  сам  её  равсхлёбывай.

III. Итог  занятия.

---кто  желает  высказаться  по  теме занятия?  Продолжите  мысль:

«Я  понял(а),  что…

«Я  узнал(а),  что….

2Мне  было  интересно…

«Теперь  я  буду…

«К  сожалению…

«Я  буду…

---В  нашем  городе  есть  хлебопекарня,  где  выпекают  очень  вкусный  хлеб  и  булочки.  Вы  хорошо  поработали,  и  сейчас  я  хочу  вас  угостить  хлебобулочными  изделиями.

ГСОУ  школа-интернат  VIII  вида

        

Классный  час:

        

        

                                              Классный  руководитель:

                                                                                     Красильниченко  М. А.  

г.  Темрюк

        2009  г.