Разработка урока по ОРКСЭ 4класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Гилмуллина Рамиля Шамиловна

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_orkse-2.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Во  что верят мусульмане.

Цель:  развивать этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  знать содержание основных норм  шариата ;  иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире;  понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку;  понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман.  

Тип урока: первичное изучение и закрепление новых знаний.

Материал: учебник  А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»4класс; В.Казыханов «Уроки нравственности»; Р.Шаяхметова «Религия- это культура и нравственность»,Д.Фазлыев «Основы исламской культуры»

Ход урока.

1.Организационный момент.

Слайд1

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Нам ведь надо много знать,

Вам, я думаю ,все по плечу,

Ведь я вас уже сколько учу,

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

В третье тысячелетие человечество вступает, достигнув колоссальных  успехов в развитии науки, техники и технологий. Ритм жизни ускоряется с каждым годом, и люди вынуждены сконцентрировать все  свои силы и возможности, чтобы не отстать от жизни, чтобы идти в ногу  со временем. Давайте попробуем остановиться,  успокоиться, отвлечься от всего  этого и подумать. Кто мы есть такие, откуда мы взялись на этом свете, для чего мы живем, куда мы идем, что нас  впереди ждет? Если внимательно и непредвзято посмотреть на самих себя, на окружающий нас мир, невозможно не увидеть, что мир устроен разумно, гармонично, невозможно не увидеть его совершенство. Но для многих из нас  этого недостаточно, чтобы увидеть за всем этим Всевышнего Творца и следовать Его велениям. Поэтому  Всевышний нередко показывает людям откровенные чудеса, напоминая им о Себе, и о них самих же, кто они есть и для чего живут на этом свете.

Проверка домашнего задания.

Слайд2

Графический диктант

--- если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак (+), если это не так- знак (-).

- Человек – властелин и покоритель природы.(+)

- Аллах – творец и повелитель мира.(+)

- Коран-  рассказывает о праздниках мусульман.(-)

- Ислам- предание себя Богу.(+)

- Микаил- пророк  ислама?(-)

-  Самый почитаемый день недели- это вторник.(-)

- Человек сотворен из глины.(+)

Ответ: + , +, -, +,-,-, +.

(Организуется взаимопроверка работ.)

2. Постановка учебной задачи.

Мы сейчас много говорим о религии. Так давайте же подумаем,  поразмышляем, что такое религия?

Слайд3

Религия- это мировоззрение человека, его истинный путь в жизни. Значит, у верующего человека есть этот путь, а у неверующего- нет; верующий народ имеет  путь в жизни, а неверующий народ этого лишен. А сейчас мы зададим такой вопрос:

-Легче идти по дороге или же без дороги наугад?

Конечно, мы стараемся ходить по дороге, даже если иногда приходится идти в обход, потому что велика вероятность заблудиться в лесу, в степях, и.т.д., если будем идти наугад. Заблудиться в жизни- это значит  пристраститься совершать безнравственные поступки. В течение дня мы совершаем много порицаемых дел.  В чем же причина?  Что легче, совершать хорошие поступки или плохие?  Для совершения хорошего и полезного дела нужно приложить усилия, а для безделья  хватает и лени. Человек с детства не научившийся контролировать свою алчность и побеждать свою лень. Повзрослев займется  плохими делами. Причина всего этого в незнании и невыполнении религиозных правил .  Истинная наука же учит  побеждать алчность и жадность. Это наука называется религией. Религия состоит из трех частей: вера, поклонение ,нравственность.

Сделаем вывод:  Изучение религии необходимо для нашего настоящего и будущего.  У каждого есть возможность совершать добрые дела.

Вот мы и совершим путешествие по стране ислама. Чтобы наше путешествие было интересным и полезным, мы должны хорошо знать основ исламской культуры.

Слайд4

- Что такой «ислам»?

Ислам- самая совершенная  религия, ниспосланная аллахом для людей. Слово  «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова – «предание себя Богу». В шариатской терминологии ислам – это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, его приказам и запретам. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами. Поняв, что ислам- это великое благо, ниспосланное нам Аллахом Всевышним, мы должны подчиняться его канонам и нескончаемо благодарить Аллаха за счастье исполнения данных правил. Но  если рядом есть представители других религий, мы должны сосуществовать с ними мирно. Не верно проявлять  высокомерие и вступать с ними в разногласия.

3. Изучение нового материала.

Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера». А что такое верить?

Слайд5

Вера – это и надежда, терпение человека. Есть ли более несчастный человек, чем тот, кто ни во что не верит? Такой человек и смысл жизни видит лишь в  развлечениях, легко сдается перед трудностями. Иман- это гордость человека, его радость  и удача, счастье и крепость. Если бы не иман, люди бы утонули в распутстве. Поэтому обрести иман- долг каждого. Обрести иман, быть верующим – это вера в Аллаха.     Верить в Аллаха и во все то, что говорил наш пророк Мухаммад(с.г.в.), значит верить в то, что Аллах Всезнающий, Всевидящий,  Всеслышащий , Всемогущий Создатель всего сущего, что  Он полностью контролирует все сущее, то есть все происходит только с Его соизволения, а также верить в то, что всему сотворенному придет конец, и Он потребует от нас отчета в День Великого суда.

Сделаем вывод: Иман – это основа нашего общества и опора в урегулировании отношений между людьми. Уверование , иман  являются источником силы воли человека.

Как же можно искренне верить в Аллаха и не исполнять Его приказ? Ведь мы исполняем приказы людей, особенно если они умнее нас ,  знают больше нас, если мы верим в их справедливость и , тем более, если мы знаем, что за ослушание нас могут наказать. На  подчинении Нижестоящих вышестоящим, на подчинении всех действующим законам и нормам зиждется любое государство, порядок и спокойствие в нем. Как человек поверил в Аллаха, неподчинение Ему, неисполнение Его приказов свидетельствуют о глупости или о слабости его веры, и это губительно для него.

- Ребята, как по вашему, во что верят мусульмане?

Слайд6

  1. Вера в Аллаха – Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
  2. Вера в Ангелов. Ангелы- существа, сотворенные Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
  3. Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков.
  4. Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Посланником  ко всему человечеству был только  Мухаммад.
  5. Вера в Судный день. Включает  в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий суд, наличие Ада и Рая(Ахира).
  6. Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего, то  есть – в то, что  все события происходят по замыслу Творца. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и поэтому несет ответственность за свои поступки.  

                                     

___Человек искренне поклоняется Богу, от всего сердца, со всей душой, ощущая его близость, словно видит Его перед собой. Сердце такого человека переполнено богобоязненнностью и возвеличиваниея своего Господа выполнить  любой обряд поклонения в наилучшем виде. Он  не стремится к наградам нашего бренного мира за свое поклонение  Аллаху и не ищет благодарности людей за свое служение. Его единственная цель- быть угодным Аллаху и снискать Его  довольство.

4 . Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,                                        Побежим скорее в реку,

Встанем, глубоко вздохнем,                                   Окунемся, поплывем.

Руки в стороны, вперед.                                           Ах, какая благодать!

Мы на пляже,                                                              Но и меру надо знать.

Солнце жжет.                                                               Побежим скорее в класс.

Слайд7

Ангелы- это послушные рабы Аллаха. Они не едят,  не пьют, не спят не вступают в брак, не ослушиваются Аллаха, постоянно поклоняются Творцу, исполняя его повеления и помина Всевышнего. Они умрут и будут воскрешены в судный день. Ангелы могут принимать различные облики, они наделены Всевышним большими способностями, и каждый из них имеет свое назначение. Об их существования из Корана и  хадисов.  Мы уверены, что и в Коране и в Хадисах содержится только истина.

Тот, кто отрицает существование ангелов, впадает в неверие. Если он не покается, не будет ему спасения в  Ахирате. Он должен покаяться, прочитать формулу шахады, подтверждая сердцем сказанное, и уверовать в существование ангелов.

Ангелы , упомянутые в Коране:

  1. Джабраиль - ангел, который передавал откровение Всевышнего пророкам.
  2. Микаил- ангел, который распределяет пропитание.
  3. Исрафил- ангел, которому поручено протрубить в Сур.
  4. Израил- ангел, которому Всевышним поручено забирать души.

.

  1. Работа по  теме.

(Продолжение изучения новой темы.)

Смыслом веры в Книги Аллаха является уверование в то, что все божественные книги, ниспосланные пророкам через ангела Джабраила, являются несотворенной, предвечной речью Аллаха.

Книги  ниспосланные пророкам:

Слайд8

  1. Пророку Мусе был ниспослан Таврат(Тора)
  2. Пророку Давуду – Забур(Псалтырь)
  3. Пророку Исе – Инджиль(Евангелие)
  4. Пророку Мухаммаду – Коран.

Коран – это последняя Книга, ниспосланная Всевышним Пророку Мухаммаду. Коран имеет 6666 аятов и 19300 слов. Коран рассказывает о добре и зле, халяле и хараме,  призывает к добру и отказу от плохого. Учит поклонению Всевышнему , в частности призывает к совершению намаза, соблюдению поста, выплате закята, совершению хаджа, об отношениях между людьми.

Всевышний ниспослал книги для того, чтобы народы узнали о нем, о Его совершенных качествах и прекрасных именах; чтобы донести до людей то, что Бог – Один и нельзя поклоняться никому, кроме Него. Для того чтобы научить нас поклоняться Ему; научить людей необходимым знаниям, которые не постигаются человеческим разумом.

Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или  другими людьми. Язычество, суеверия, поклонения стихиям и мифическим персонажам – тягчайшие грехи перед Аллахом, которые Он прощает лишь при искреннем раскаянии.

Сделаем вывод: Смысл жизни на земле состоит в признании Аллаха и в выполнении поставленных Им законов.

  1. Закрепление изученного.

Слайд9

Вопросы и задания.

  1. Что такое религия?
  2. Из чего состоит религия?
  3. Какова связь между религией и верованием?
  4. На какие две категории можно поделить людей исходя из поступков?
  5. Во что должен верить мусульманин?

7.Подведение итогов урока.

Слайд10

Чтобы не оказаться в плену ложных стереотипов и представлений о Боге, о других атрибутах веры, о том, что есть добро и что есть зло, о формах правильного богослужения, каждый мусульманин обязан приобретать знания о вероубеждении, о формах богослужения и правильном, угодном   Богу поведения.

Домашнее задание:  выразительно читать по учебнику стр.89-92; ответить на  вопросы, стр.92                    

МБОУ Бурбашская средняя школа Балтасинского района РТ

Основы религиозных культур и светской этики

4 класс

Выполнила : учительница начальных классов

Гилмуллина Рамиля Шамиловна

2012-2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

Разработка урока по ОРКСЭ

Урок ОРКСЭ. Модуль "Основы буддийской культуры. Тема урока: "Путь духовного совершенствования"...

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".

Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...

Разработка урока по ОРКСЭ Тема урока: «Совесть»

Разработка урока по ОРКСЭТема урока: «Совесть» 4 класс по модулю «Светская этика» учебник Шемшурин А.А.Цель урока: сформировать представление обучающихся об ответственност...

Презентация к уроку по ОРКСЭ 4класс "Христианская семья"

Презентация к уроку по ОРКСЭ 4класс "Христианская семья"...