Главные вкладки

    План-конспект урока (4 класс) по теме:
    разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

    Остапец Нина Михайловна

    Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rossiya-nasha_rodina.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока

    по курсу ОРКСЭ

    «Россия-наша Родина»

                                           


    Тема урока: Россия – наша Родина

    Актуальность проблемы

    Слайд 2

    Во всем мире существуют общечеловеческие ценности, среди  которых особое место занимают такие понятия как «мама», «отчий дом», «родина», «любовь». Урок призван раскрыть эти понятия и показать их взаимосвязь.

    Слайд 3

    Для каждого человека понятие Родины начинается с самого дорогого и близкого человека – это мама. Именно она дарит любовь, ласку, добро. Для маленького ребенка главной ценностью является именно она. 

    Слайд 4

    Подрастая, ребенок познает окружающий его мир: отчий дом, скамейка у ворот, березовая роща на пригорке – все это малая родина. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, то, что мы любим. 

    Слайд 5

    Цели урока: 

    1. формирование мотивации на получение новых знаний,
    2. формирование чувства любви и гордости за свою Родину,
    3. эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.

    Слайд 6

    Задачи:

    Образовательные:

    1. формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;
    2. познакомить с понятиями духовный и материальный мир, культурные традиции;
    3. расширение знаний о символах и выдающихся людях России.

    Слайд 7

    Воспитательные:

    1. привитие доброжелательного отношения к окружающим;
    2. формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.

    Слайд 8

    Развивающие:

    1. формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты

    Слайд 9

    Понятия:

    1. Россия
    2. Родина
    3. Отечество
    4. Многонациональное государство
    5. Культурные традиции
    6. Слайд 10

    Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

    Слайд 11

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.

    Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, групповая работа , подготовка творческой беседы с членами семьи

    Слайд 12

    Средства обучения:

    1. мультимедийный проектор; компьютер
    2. флаг, герб,
    3. физическая карта России
    4. репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи
    5. листы с заданиями для групп
    6. аудиоматериалы (гимн, песни о Родине), видеоматериалы
    7. презентация.

    Слайд 13

    Ожидаемые результаты:

    1. расширение представления о  Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;
    2. ознакомление с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики»
    3. формирование образа «Родина» и «малая Родина».
    4. эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России

                                                     Слайд 14

    1. продукт проектной деятельности учащихся в виде творческих работ (презентация, сочинение, рисунок)
    2. если ребенок будет с малых лет ценить Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.

    Слайд 15

    План урока

    1 этап – вводный:

    1. знакомство, вводное слово учителя-2 мин.

    2 этап – основной:

    Актуализация знаний учащихся-18 мин

    1. Работа с  понятиями Родина, Отечество, Матушка
    2. Географические особенности России,
    3. Символы России
    4. Физкультминутка

    Усвоение новых знаний-12 мин

    1. Россия – многонациональное государство,
    2. Выдающиеся люди России,
    3. Культурные традиции народов России

    3 этап – заключительный:

    1. Закрепление -5 мин
    2. Домашнее задание-3 мин
    3. Итог. Рефлексия-5 мин

    Слайд 16-18

            Ход урока

    1. Организационно-мотивационный момент

    (Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

    – Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?

    Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.

    Вы узнаете:

    - чем и кем богато наше Отечество;

    - что такое традиции и для чего они существуют.

    Слайд 19

    2.Актуализация опорных знаний

    1.Родина, Отечество, матушка

    -Как называется наша Родина?

    Наша Родина называется Россия, Российская Федерация.

    Видеоролик Слайд 20

    - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

    – Откуда произошло слово “родина”?

    Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

    – Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?

    Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

    Слайд 21

    Работа с рассказом К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

    Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

    -Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)

    -Почему Родину называют Отечеством?

    -Почему Матушкой?

    Слайд 22-23

    На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

    - Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл.

    Где родился, там и…. пригодился.

    Жить – Родине…служить

    Береги землю родимую, как …мать любимую

    Родина-мать, умей…за нее постоять

    Слайд 24

    РОДИНА -

    1. страна, в которой человек родился;
    2. страна, гражданином которой является человек;
    3. место, где человек родился, где живут его родные и близкие;
    4. место, которое человеку дорого.

    Слайд 25-26

    2.Россия-государство

    Работа с картой

    -Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?

    -Какие города вам известны?

    -Назовите столицу России, покажите её на карте?

    Слайд 27

                    Задание «Собери пазлы»

    Слайд 28

    -Кто является главой нашего государства?

    Слайд 29

    -Какие символы государства тебе известны?

    Слайд 30

    Ролик «Гимн России»

    Слайд 31

    -Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?

    Слайд 32

    -Как выглядит Российский флаг?

    Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

    Ответ

    Красный, синий, белый. Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя -  верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь.

    Слайд 33-34

    -Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время?

    Слайд 35

    В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.

    Мы любим свою Родину, и должны быть готовы в любую минуту встать на ее защиту.

    Слайд 36

    3.Физкультминутка

    Ритмичные движения под песню:

    Я, ты, он, она,

    Вместе - целая страна,

    Вместе - дружная семья.

    В слове «мы» - сто тысяч «Я».

    Большеглазых, озорных,

    Черных, рыжих и льняных,

    Грустных и веселых,

    В городах и селах.

    Слайд 37-38

    4.Россия – многонациональное государство.

    Здесь проживают разные народы.

    Какие народы вы знаете?

                    По мере того, как называют народы, на слайде появляются изображения представителей народов в национальных костюмах.

    В нашей стране много народов, для которых Россия стала домом.

    Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.

    Слайд 39

    Живут в России разные
    Народы с давних пор.
    Одним – тайга по нраву,
    Другим – степной простор.

    У каждого народа
    Язык свой и наряд.
    Один – черкеску носит,
    Другой надел халат.

    Один – рыбак с рожденья,

    Другой – оленевод.

    Один кумыс готовит,

    Другой готовит мёд.
    Одним – милее осень,
    Другим – милей весна.
    А Родина Россия

    У нас у всех – одна.

    Слайд 40

    -Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?

    -Все ли из перечисленных людей русские?  

    -Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

    Слайд 41

    Групповая работа

    Найдите главную мысль текста

          «В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.

          Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»

    Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

    Слайд 42

    5.Традиции народов

    У каждого народа – своя культура и свои традиции.

    - Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

    Традиция - (от лат. traditio - предание ) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

    - Запишите данное слово в свой словарик.

    Слайд 43-44

    -Попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

    Слайд 45-46

    Закрепление

    Россией зовется общий наш дом,

    Пусть будет уютно каждому в нем.

    Любые трудности мы осилим

    И только в единстве сила России.

    Слайд 47-48

    Детям раздают карточки со словами (Россия, наш, общий, дом, небо, река, люди, лес).

        Из перечня этих слов дети должны убрать лишние и составить  предложение, характеризующее главную мысль нашего урока «Россия – наш общий дом».

    Слайд 49-52

    VII. Домашнее задание.

    - Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

    - Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или  иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.

    - Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

    Составь рассказ

    Создаем книгу «Мои символы России»

    Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?

            (природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.)

    Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно).

    Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4).

    Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.

    Слайд 53-54

    Подведение итогов урока

    -Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?    

    Чем богата наша страна? (красота природы, ресурсы, культура, люди).

    Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его будущее. Вы- дети России, вы- надежда и будущее нашей страны.

    Слайд 55

    Рефлексия

    - У вас на столах лежат полоски  со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный, заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный; )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработки уроков по УМК "Школа России"

    Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе.Матаматика. Урок-путешествие "В лесной школе.Закрепление пройденного" 1 классРусский язык. Урок-игра "Правописание безударных гласных...

    разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

    Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

    Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

    Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

    Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100».

    Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство,...

    Презентация к разработке урока по окружающему миру «Природная зональность нашей Родины»

       Данная разработка урока представлена в направлении «Начальные классы». Урок по окружающему миру для учащихся 2 класса «Природная зональность нашей Родины» (Образовательная система ...

    Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»

    Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»...

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»

    Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...