разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya-nasha_rodina.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по курсу ОРКСЭ
«Россия-наша Родина»
Тема урока: Россия – наша Родина
Актуальность проблемы
Слайд 2
Во всем мире существуют общечеловеческие ценности, среди которых особое место занимают такие понятия как «мама», «отчий дом», «родина», «любовь». Урок призван раскрыть эти понятия и показать их взаимосвязь.
Слайд 3
Для каждого человека понятие Родины начинается с самого дорогого и близкого человека – это мама. Именно она дарит любовь, ласку, добро. Для маленького ребенка главной ценностью является именно она.
Слайд 4
Подрастая, ребенок познает окружающий его мир: отчий дом, скамейка у ворот, березовая роща на пригорке – все это малая родина. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, то, что мы любим.
Слайд 5
Цели урока:
- формирование мотивации на получение новых знаний,
- формирование чувства любви и гордости за свою Родину,
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
Слайд 6
Задачи:
Образовательные:
- формирование понятия «Россия – наш общий дом», «Многонациональное государство»;
- познакомить с понятиями духовный и материальный мир, культурные традиции;
- расширение знаний о символах и выдающихся людях России.
Слайд 7
Воспитательные:
- привитие доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование интереса к многонациональной культуре нашей страны.
Слайд 8
Развивающие:
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты
Слайд 9
Понятия:
- Россия
- Родина
- Отечество
- Многонациональное государство
- Культурные традиции
- Слайд 10
Методы работы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Слайд 11
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, групповая работа , подготовка творческой беседы с членами семьи
Слайд 12
Средства обучения:
- мультимедийный проектор; компьютер
- флаг, герб,
- физическая карта России
- репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи
- листы с заданиями для групп
- аудиоматериалы (гимн, песни о Родине), видеоматериалы
- презентация.
Слайд 13
Ожидаемые результаты:
- расширение представления о Родине, Отчизне, о духовном мире человека, о культурных традициях страны;
- ознакомление с новым предметом «Основы религиозных культур и светской этики»
- формирование образа «Родина» и «малая Родина».
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России
Слайд 14
- продукт проектной деятельности учащихся в виде творческих работ (презентация, сочинение, рисунок)
- если ребенок будет с малых лет ценить Родину, то в дальнейшем он сможет стать личностью, привносящей вклад в развитие своей страны.
Слайд 15
План урока
1 этап – вводный:
- знакомство, вводное слово учителя-2 мин.
2 этап – основной:
Актуализация знаний учащихся-18 мин
- Работа с понятиями Родина, Отечество, Матушка
- Географические особенности России,
- Символы России
- Физкультминутка
Усвоение новых знаний-12 мин
- Россия – многонациональное государство,
- Выдающиеся люди России,
- Культурные традиции народов России
3 этап – заключительный:
- Закрепление -5 мин
- Домашнее задание-3 мин
- Итог. Рефлексия-5 мин
Слайд 16-18
Ход урока
- Организационно-мотивационный момент
(Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского «С чего начинается Родина?»
– Как вы думаете, почему наш урок начался с такой песни, какая будет тема сегодняшнего урока?
Правильно, сегодня мы с вами поговорим о Родине.
Вы узнаете:
- чем и кем богато наше Отечество;
- что такое традиции и для чего они существуют.
Слайд 19
2.Актуализация опорных знаний
1.Родина, Отечество, матушка
-Как называется наша Родина?
Наша Родина называется Россия, Российская Федерация.
Видеоролик Слайд 20
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
– Откуда произошло слово “родина”?
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
– Какие однокоренные слова слову “родина”, вы можете привести?
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
Слайд 21
Работа с рассказом К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
-Назовите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна, матушка)
-Почему Родину называют Отечеством?
-Почему Матушкой?
Слайд 22-23
На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.
- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл.
Где родился, там и…. пригодился.
Жить – Родине…служить
Береги землю родимую, как …мать любимую
Родина-мать, умей…за нее постоять
Слайд 24
РОДИНА -
- страна, в которой человек родился;
- страна, гражданином которой является человек;
- место, где человек родился, где живут его родные и близкие;
- место, которое человеку дорого.
Слайд 25-26
2.Россия-государство
Работа с картой
-Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?
-Какие города вам известны?
-Назовите столицу России, покажите её на карте?
Слайд 27
Задание «Собери пазлы»
Слайд 28
-Кто является главой нашего государства?
Слайд 29
-Какие символы государства тебе известны?
Слайд 30
Ролик «Гимн России»
Слайд 31
-Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?
Слайд 32
-Как выглядит Российский флаг?
Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?
Ответ
Красный, синий, белый. Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь.
Слайд 33-34
-Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время?
Слайд 35
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна.
Мы любим свою Родину, и должны быть готовы в любую минуту встать на ее защиту.
Слайд 36
3.Физкультминутка
Ритмичные движения под песню:
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья.
В слове «мы» - сто тысяч «Я».
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Слайд 37-38
4.Россия – многонациональное государство.
Здесь проживают разные народы.
Какие народы вы знаете?
По мере того, как называют народы, на слайде появляются изображения представителей народов в национальных костюмах.
В нашей стране много народов, для которых Россия стала домом.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.
Слайд 39
Живут в России разные | У каждого народа | Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. У нас у всех – одна. Слайд 40 |
-Какие русские военачальники, композиторы, писатели, художники вам известны?
-Все ли из перечисленных людей русские?
-Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?
Слайд 41
Групповая работа
Найдите главную мысль текста
«В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений.
Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди»
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.
Слайд 42
5.Традиции народов
У каждого народа – своя культура и свои традиции.
- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
Традиция - (от лат. traditio - предание ) - передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
- Запишите данное слово в свой словарик.
Слайд 43-44
-Попробуйте привести примеры традиций нашей страны.
Слайд 45-46
Закрепление
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Слайд 47-48
Детям раздают карточки со словами (Россия, наш, общий, дом, небо, река, люди, лес).
Из перечня этих слов дети должны убрать лишние и составить предложение, характеризующее главную мысль нашего урока «Россия – наш общий дом».
Слайд 49-52
VII. Домашнее задание.
- Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
- Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями объясняющими смысл данных слов.
- Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?
Составь рассказ
Создаем книгу «Мои символы России»
Есть у России символы официальные: герб, флаг, гимн. Обсуди с родителями, что ещё может быть символом нашей великой Родины?
(природный объект, город, человек, предмет, сооружение, растение, животное и т.д.)
Нарисуй такой символ России и кратко объясни свой выбор (письменно).
Прошу оформить работу на альбомном листе (формате А4).
Можно не рисовать, а подобрать иллюстрацию, работу можно оформить на компьютере, попросите помочь своих старших братьев и сестёр, родителей.
Слайд 53-54
Подведение итогов урока
-Что ты расскажешь дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
Чем богата наша страна? (красота природы, ресурсы, культура, люди).
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его будущее. Вы- дети России, вы- надежда и будущее нашей страны.
Слайд 55
Рефлексия
- У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный, заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный; )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по УМК "Школа России"
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе.Матаматика. Урок-путешествие "В лесной школе.Закрепление пройденного" 1 классРусский язык. Урок-игра "Правописание безударных гласных...
разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина
Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...
Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
Цель урока: Формировать первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...
Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса
Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...
Разработка урока математики умк "Школа России"
Тема: Числа 6-7. Цифра 6. Цели: познакомить учащихся с получением чисел 6 и 7, будет упражнять в ср...
Методическая разработка "Урок математики, УМК «Школа России», 3 класс Тема. Умножение двузначного числа на однозначное."
Цели:- образовательная: формирование умения представлять двузначное число в виде суммы двух удобных слагаемых, сознательного освоения способа умножения суммы на число; - развивающая: развити...
Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...